ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Геленджик, ул.Ленина, 7 13 октября 2017 года
Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Дроздов К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Абрамяна О.К. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОИАЗ ОМВД РФ по г.Геленджику <данные изъяты>. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Абрамяна О.К. согласно которому: ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 50 минут по адресу: <адрес> отеле «<данные изъяты> индивидуальный предприниматель Абрамян О.К. осуществлял обращение с отходами I-IV классов опасности (бумага, картон, пищевые отходы, пластмасса, полиэтилен, чистящие, моющие и дезинфицирующие средства, щелочные батарейки) при осуществлении своей коммерческой деятельности отсутствует паспорт опасных отходов с I-IV класса (малогабаритный). Тем самым допустил несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
В судебном заседании представитель лица привлекаемого к административной ответственности ИП Абрамяна О.К. на основании доверенности Абрамян С.К. просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действия состава правонарушения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Материалами дела установлено, что ИП Абрамян О.К. осуществляет деятельность по предоставлению услуг проживания по адресу <адрес> отель «<данные изъяты> в процессе которой образуются отходы.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОИАЗ ОМВД России по г. Геленджику <данные изъяты>. проведена проверка исполнения ИП Абрамяна О.К. федерального законодательства в сфере охраны природы и природопользования. В результате проверки установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ИП Абрамяна О.К. образуются отходы: бумага, картон, пищевые отходы, пластмасса, полиэтилен, чистящие, моющие и дезинфицирующие средства, щелочные батарейки, к отходам I-IV классам отходов. При этом ИП Абрамяном О.К. не получено свидетельство о классе опасности отходов, не составлены и не утверждены паспорта.
По результатам проверки составлен протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, по факту нарушения природоохранного законодательства.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ИП Абрамяна О.К. протокола об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Под отходами производства и потребления согласно ст.1 Закона № 89-ФЗ понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, разработанные в целях реализации указанной статьи Закона № 89-ФЗ. В соответствии с п. 2 указанных Правил, они предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. При этом объектами хранения отходов являются предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Между тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих, о том, в чем заключается работа ИП Абрамяна О.К. с отходами I-IV класса опасности, не представлено, и к протоколу не приложены документы, подтверждающие, что ИП Абрамян О.К. занимается деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и ином обращению с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами; в протоколе не указывается, какие экологические и санитарно- эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами нарушены ИП Абрамяна О.К.
Имеющийся в материалах дела протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, и рапорт, доказательством эксплуатации объектов размещения отходов не является.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ) обращение с отходами –деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Таким образом, вопреки доводам отдела МВД России по г.Геленджику, факт образования отходов в процессе хозяйственной деятельности не отнесен законом к деятельности по обращению с отходами.
Выводы об осуществлении ИП Абрамяном О.К. деятельности по накоплению отходов не могут быть признаны обоснованными.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Из объяснений представителя ИП Абрамяна О.К. следует, что он не осуществляет накопление отходов на эксплуатируемом им объекте, кроме того им заключен договор на оказание услуг по вывозу мусора от населения.
В соответствии с п. 1 ст. 19 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу положений ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Из указанных норм следует, что обязанность по учету отходов возлагается на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Между тем, как указано выше, материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств тому, что ИП Абрамян О.К. на момент составления протокола осуществлял деятельность по обращению с отходами в соответствии с положениями ст. 1 Закона № 89-ФЗ.
Учитывая изложенные обстоятельства, отсутствие доказательств обращения ИП Абрамяна О.К. с отходами, суд приходит к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения в части вмененных административным органом нарушений требований Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Как усматривается из материалов дела в процессе осуществляется ИП Абрамяном О.К. предпринимательской деятельности образуются отходы, которые потом вывозятся коммунальными службами.
Однако, из приложенных к административному материалу документов не представляется возможным установить состав отходов и степень их негативного воздействия в окружающую среду, а следовательно и необходимость получения паспорта отходов 1-4 классов опасности.
К протоколу об административном правонарушении приложены объяснения понятых, иных лиц, протокол осмотра помещений, территорий в ходе которой проводилась фотосъемка. С помощью объяснения и понятых не возможно установить наличие, состав отходов и степень их негативного воздействия на окружающую среду.
При этом, материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что ИП Абрамян О.К. относится к субъектам малого предпринимательства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ИП Абрамяном О.К. были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, то есть об отсутствии вины в совершении правонарушения, материалы дела не содержат.
Между тем, обязанность предпринимателя составлять паспорта на отходы I-V классов опасности на момент проверки и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ установлена не была.
Кроме того, согласно п. 13 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ в статью 14 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2016 года. Указанный Федеральный закон был опубликован Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 29.12.2014, "Российская газета", N 299, 31.12.2014, "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015.
Согласно части 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
Изложенные обстоятельства позволят суду прийти к выводу об отсутствии в действиях ИП Абрамяна О.К. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, производство по делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 28.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Абрамяна О.К. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение 10 дней.
Судья: