Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. <адрес>
Судья <адрес> городского суда <адрес> ФИО13., с участием зам.прокурора <адрес> ФИО4, при секретаре судебных заседаний ФИО5,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата на должность главы <адрес> ФИО1 о признании незаконным и подлежащим отмене Решения избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы <адрес>»,
Установил:
Зарегистрированный кандидат на должность главы <адрес> ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным Решения Избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность Главы <адрес>»
Доводы мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Решением <адрес> городского Совета депутатов № назначены досрочные выборы главы <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссией <адрес> было принято решение № «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы <адрес>».
В соответствии с пунктом 8 ст.<адрес> №, количество подписей которое необходимо для регистрации кандидата составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей.
Учитывая, что на территории <адрес> зарегистрировано 4630 избирателей, таким образом для регистрации в качестве кандидата на должность главы <адрес> необходимо представить 24 подписи избирателей
В соответствии с п.3 ст.<адрес> № количество представляемых для регистрации подписей избирателей может превышать количество подписей необходимых для регистрации, но не более чем на 10%. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 4 подписи.
Таким образом, кандидат на должность главы <адрес> имеет право представить не более 28 подписей избирателей.
В соответствии с пунктами 3 и 8 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Данная норма избирательной комиссией <адрес> исполнена. Принято решение проверять все подписи у всех кандидатов, представивших подписи.
ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия <адрес> без образования рабочей группы провела проверку подписей избирателей, поддержавших выдвижение кандидата ФИО2 и установила, что из 27 подписей представлено 26 действительных подписей, что достаточно для регистрации в качестве кандидата.
При рассмотрении вопроса о регистрации кандидата на должность главы <адрес> ФИО2 избирательная комиссия проверила документы ФИО2 представленные в комиссию на выдвижение и регистрацию, не установила нарушений, позволяющих отказать в регистрации.
При рассмотрении документов ФИО2 членами избирательной комиссии с правом решающего голоса и членами комиссии с правом совещательного голоса были высказаны недостатки, нарушения в оформлении документов и подписных листов, не позволяющие регистрировать ФИО2, но комиссия большинством голосов приняла решение о регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы <адрес>. К решению о регистрации было приобщено особое мнение члена комиссии с правом совещательного голоса, но избирательной комиссией <адрес> мнение не было учтено.
Считает, что решение « 25 от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 на должность главы <адрес>» принято с существенными нарушениями норм действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 238-ФЗ,) (далее – Федеральный закон), <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее – <адрес>); является незаконным, нарушает его пассивное избирательное право, принцип равенства кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, и подлежит отмене по следующим основаниям:
1. В представленном ФИО2 заявлении о согласии баллотироваться на должность главы <адрес> в порядке самовыдвижения допущены грубые нарушения: неверно указано место рождения, в конце данной графы ФИО2 указал «государство СССР». В паспорте ФИО12 таких данных в графе место рождения нет.
Так же в заявлении ФИО2 указал неполные данные в графе наименование, кем выдан паспорт. В заявлении не указано, что паспорт выдан отделом <адрес> «по <адрес>». Там образом, ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы <адрес> в порядке самовыдвижения указаны недостоверные и не все необходимые данные, предусмотренные п.2 ст.33 ФЗ-67. Данные нарушения предусмотрены подпунктом в2 пункта 24 ст.38 ФЗ 3 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - «отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, иным законом», и является самостоятельным основанием отказа регистрации ФИО2
2. В нарушении п.3 ст.33 ФЗ-67, приложения № к настоящему закону ФИО2 представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, - не по форме, установленной приложением 1 к настоящему федеральному закону. Данная форма не допускает никаких ни каких сокращений, изменений формы и тем более указания, за какой год представлены данные сведения. Указанные сведения предоставлены ФИО2 вместе с документами кандидата, представленные им на выдвижение. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 представил сведения об имуществе, принадлежащим ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах за ДД.ММ.ГГГГ год.
ДД.ММ.ГГГГ в своем заявлении об уточнении сведений о кандидате уточнил и указал, что сведения о размере и об источниках доходов а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах он представил за ДД.ММ.ГГГГ год.
Таким образом, данный документ не представлен вообще или представлен с грубыми нарушениями. Данное нарушение предусмотрено подпунктом в.1) пункта 24 ст.38 ФЗ -67 – «наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона» и является самостоятельным основанием отказа в регистрации ФИО2
Данное нарушение предусмотрено так же и подпунктом в.2), пункта 24 ст.38 ФЗ -67 «отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, иного закона» и является самостоятельным основанием отказа в регистрации ФИО2
3. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 представил вместе с документами на выдвижение заявление о том, что он отказывается открывать специальный избирательный счет кандидата. Таким образом, кандидат ФИО2 не представил обязательный документ для регистрации – первый финансовый отчет. В соответствии с п.9 ст.59 ФЗ-67 «законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации, одновременно с представлением подписных листов, представляет первый финансовый отчет».
Представление первого финансового отчета предусмотрено и обязательно в соответствии с подпунктом 1 ст.29 Закона <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>». Ни Федеральный закон №, ни Краевой закон № не предусматривают оснований, согласно которых если избирательный счет не открывается кандидатом, то представление первого финансового отчета для регистрации кандидата, не обязательно. Таким образом, кандидатом ФИО2 не представлен обязательный документ на регистрацию, что является нарушением подпункта в) пункта 24 ст.38 ФЗ-67, «отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом для уведомлении о выдвижении и (или) регистрации кандидата». Нарушение данной нормы, так же служит самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата.
4. Нарушения, допущенные ФИО2 при оформлении подписных листов:
А) При проведении проверки подписных листов ФИО2 избирательная комиссия <адрес> сама установила, что на листе 7 в сроке 2 указан не полный адрес избирателя и признала данную запись недействительной. Кроме того, у ФИО2 в подписных листах допущены следующие нарушения: Подписной лист № строка № подпись ФИО6 собрана в помещении зала судебного заседания мирового судьи в присутствии ФИО10, данная подпись должна быть признана недействительной. Подписной лист № срока № ФИО7 в дате подписи избирателя вместо года указана дата рождения, Подписной лист № срока № ФИО8 в дате подписи избирателя вместо года указана дата рождения, Подписной лист № срока № ФИО9 в дате подписи избирателя вместо года указана дата рождения.
Данные подписи должны были быть признаны избирательной комиссией недействительными по подпункту г) пункта 10 ст.29 Закона <адрес> края №, подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист».
Таким образом, избирательная комиссия по указанным выше нарушениям должна была признать еще 4 подписи недействительными на листах №.
Таким образом, избирательная комиссия <адрес> должна была признать недействительными 5 подписей, от 27дписей сданных ФИО2 для проверки за вычетом 5 подписей, остается 22 подписи действительных, таким образом, для регистрации в качестве кандидата на должность главы <адрес> у ФИО2 недостаточно действительных подписей.
Б) При проведении проверки подписных листов всем составом комиссии с правом решающего голоса, за исключением одного члена, было упущено грубое нарушение избирательного законодательства подпункта и) пункта 10 ст.29, согласно которого недействительными признаются «все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона №.
Пункт 5 ст.37 ФЗ-67 предусматривает, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Данная норма федерального закона не имеет никаких оговорок, ссылок, что если кандидат не открывал специальный избирательный счет кандидата, то подписные листы возможно изготавливать без оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда.
О данном нарушении ФИО2 было заявлено в ходе рассмотрения подписных листов членом комиссии с правом совещательного ФИО10 и подано в избирательную комиссию комиссию <адрес> мнение, но комиссией не было учтено.
Подтверждением нарушения данной нормы ФЗ-67 кандидатом ФИО2 является его личное заявление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе открывать специальный избирательный счет кандидата на должность главы <адрес>. Таким образом, избирательная комиссия <адрес> должна была признать недействительными все 27 подписей из 27 представленных для проверки ФИО2, что составляет 100% недействительных подписей.
Таким образом, суммарное количество недостоверных и недействительных подписей избирателей составляет 100%, то есть более 10% от общего количества подписей, подлежащих проверке, что в силу подпункта «д» п.24 ст.38 ФЗ-67 является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Каких-либо оговорок или условий, при наступлении которых подписи избирателей могли бы быть признаны действительными в случае, несоблюдения требований, предусмотренных п.5 ст.37 ФЗ-67, подпунктом и), пункта 10 ст.29 Закона <адрес> края №, избирательное законодательство не содержит. Выяснение степени восприятия и толкования таких сведений нарушал бы принцип равенства прав всех кандидатов перед законом.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1, подпунктами и), пункта 1- ст.29 Закаона <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>», пункта 1, подпунктов в), в1), в), подпункта д). пункта 24 ст.38, ст.ст.75,76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, просит признать решение избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы <адрес> незаконным и отменить.
Впоследствии, в ходе подготовки по делу представитель ФИО10 в соответствии со ст.39 ГПК РФ уточнил заявленные требования, дополнительно указав нарушения при изготовлении и заполнении подписных листов, на основании которых все подписи избирателей должны быть признаны недействительными, а именно:
5) При заполнении шапки подписного листа ФИО2 в нарушении Приложения № к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ не указал, что он является депутатом <адрес> Совета на непостоянной основе. В заявлении о согласии баллотироваться, данные о том, что он является депутатом <адрес> совета депутатов на непостоянной основе, указаны.
ФИО2 при изготовлении подписного листа, нарушена форма подписного листа: в графе № ФИО2 не указал «(в возрасте 18-лет –дополнительно число и месяц рождения)», в графе № ФИО2 не указал, «или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Пунктом 5 ст.37 ФЗ № предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться по форме согласно приложению № Федерального закона №.
В связи с чем, все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п.5 ст.37 ФЗ-67 должны быть признаны недействительными.
В судебное заседание заявитель зарегистрированный кандидат ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно, надлежащим образом. Согласно заявления просит рассмотреть дело без его участия, с участием его представителя ФИО10(л.д.12, 41).
Представитель ФИО1 – ФИО10, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, при этом, отказался от рассмотрения основания в признании подписи ФИО6 в подписном листе № срока 5 недействительной. Дополнительно заявил об основании признания недействительными подписей в подписном листе №, так как в подписном листе имеется неоговоренное исправление. Просит признать решение Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и отменить.
Председатель Избирательной комиссии <адрес> ФИО11 в судебном заседании заявил, что с заявлением ФИО1 согласен частично, пассивное избирательное право ФИО1 не нарушено, но считает, что Решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы <адрес>» должно быть отменено. Пояснил, что указание в заявлении ФИО2 «государство СССР» и не указание полного наименования органа, выдавшего паспорт «<адрес>» являются незначительными нарушениями, и не могли повлечь отказ в регистрации. Неуказание в подписных листах, что ФИО2 является депутатом <адрес> Совета депутатов на непостоянной основе не является виной кандидата ФИО2, в данном случае имеет место коллизия норм Федерального и Краевого закона. В Сведениях о доходах кандидатом не произведены надстрочники, ФИО2 мог предоставить сведения за любое время. Представление первого финансового отчета не обязательно, данную позицию высказал <адрес> краевой суд. Указание в подписных листах в графе «год рождения» полной даты рождения не влияет на принятие решения о регистрации. Считает, что количество нарушений перешло в качество и совокупность нарушений дает основание для признания решения незаконным.
Заинтересованное лицо ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело без его участия.(л.д.71, 73)
Суд, заслушав стороны, исследовав и проанализировав представленные документы, приходит к следующему:
Согласно п.2 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон № 67-ФЗ) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Аналогичные положения предусмотрены п.2 ст.23 Закона <адрес> края «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>».
Из смысла названных норм следует, что в целях наиболее полного информирования избирателей о личности кандидата в заявлении указывается большой перечень сведений биографического характера. Необходимость указания такого рода сведений направлена так же на то, чтобы у избирательной комиссии имелась возможность идентифицировать лицо, обращающееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата, и установить сообщает ли оно достоверные сведения. В случае, если кандидатом указаны неточные биографические сведения либо часть этих сведений отсутствует, то кандидат вправе, не позднее чем за один день до дня рассмотрения комиссией вопроса о его регистрации представить уточненные сведения или дополнить сведения.
Из документов видно, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уведомил избирательную комиссию <адрес> о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования <адрес> в порядке самовыдвижения, в котором указал сведения о рождении «государство СССР» и в сведениях об органе, выдавшем паспорт, указал неполные сведения, не записав «<адрес>». (л.д.55)
Необходимость указания данных сведений в заявлении обусловлена установлением личности кандидата. Данные недостатки при оформлении заявления не повлияли и не могли повлиять на установление личности кандидата ФИО2, суд не расценивает это как предоставление недостоверных данных.
В данной части требования заявителя суд находит необоснованными.
В соответствии с п.3 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Аналогичные требования содержатся в п.5 ст.24 Закона <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» (далее по тексту Краевой закон №, сведения должны соответствовать приложению № к настоящему закону.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах за ДД.ММ.ГГГГ год. (л.д.56)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 представлена справка об изменениях в сведениях, где ФИО2 указывает, что сведения представлены за ДД.ММ.ГГГГ год.(л.д.57).
Представленные ФИО2 сведения не соответствуют приложению № Федерального закона № 67-ФЗ: указан год за который предоставлены сведения, тогда как Сведения, за исключением сведений о доходах, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, в графах отсутствуют обязательные реквизиты.
Суд находит данное нарушение существенным. Согласно подпункту "в.1" пункта 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; является одним из оснований для отказа кандидата в регистрации.
Согласно п.1 ст.29 Закона <адрес> края №, на регистрацию должны быть представлены так же первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения в соответствии с подпунктом «а» пункта 20 ст.44 настоящего Закона и другие документы, указанные в данной норме закона.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 ст.44 Закона <адрес> края № кандидат, избирательное объединение представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размере своего избирательного фонда, о всех источниках его формирования, а так же всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью: первый финансовый отчет, одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
В силу п.1 ст.58 Федерального закона № 67-ФЗ и п.1 ст.44 Закона <адрес> края № кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
По смыслу названных норм закона обязанность предоставления кандидатом для регистрации первого финансового отчета возлагается только на тех кандидатов, которые создали свой избирательный фонд.
Из дела видно, что число избирателей на территории <адрес> составляет 4630 избирателей.(л.д13.)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уведомил избирательную комиссию о том, что он не будет создавать избирательный фонд и финансировать избирательную компанию (л.д.54).
При таких обстоятельствах требование заявителя о том, что ФИО2 обязан был предоставить на регистрацию первый финансовый отчет, не основан на требованиях закона.
В силу вышеприведенных норм права, учитывая положения п.5 ст.59 Федерального закона № 67-ФЗ и аналогичную норму, содержащуюся в п.16 ст.44 Закона <адрес> края № о том, что допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц, суд находит несостоятельными доводы заявителя о необходимости признания недействительными подписей в связи с тем, что ФИО2 не создавал избирательный фонд, тогда как подписные листы должны оплачиваться из средств избирательного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 8 ст.24 Закона <адрес> края №, количество подписей которое необходимо для регистрации кандидата составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей.
Учитывая, что на территории <адрес> зарегистрировано 4630 избирателей, таким образом для регистрации в качестве кандидата на должность главы <адрес> необходимо представить 24 подписи избирателей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 представлены подписные листы с 27 подписями избирателей.
ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия <адрес> провела проверку подписей избирателей, поддержавших выдвижение кандидата ФИО2 и установила, что из 27 подписей, сданных на проверку представлено 26 действительных подписей.
Согласно п.8 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а так же указывают свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а так же адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативе проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом, использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.
В подписном листе № строка № ФИО7, в подписном листе № строка № ФИО8, в подписном листе 7 строка № ФИО9- в графе «год рождения» указана дата рождения.
Суд считает, что указание полной даты рождения не является существенным нарушением, позволяет достоверно определить конкретного избирателя и его волеизъявление, в том числе и на этапе сбора подписей в поддержку кандидата, не препятствует однозначному восприятию этих сведений.
Форма подписного листа в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования должна соответствовать приложению 6 к настоящему Федеральному закону – п.8 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ.
Из дела видно, что подписные листы представленные в поддержку кандидата ФИО2 имеют нарушение формы, а именно: в графе № не указано «(в возрасте 18 лет дополнительно число и месяц рождения», в графе № не указано «или иного документа, заменяющего паспорт гражданина». (л.д.61-67)
Кроме того, из представленных документов следует, что ФИО2 является депутатом <адрес> Совета депутатов на непостоянной основе (л.д.55,59), таким образом, в соответствии с требованием п.8 ст.37 ФЗ № приложением № к Федеральному закону № в подписных листах, представленных ФИО2 не указано, что он является депутатом <адрес> Совета депутатов на непостоянной основе.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;
Таким образом, все 26 подписей в подписных листах №, №, №, №, №, №, № являются недействительными.
Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ).
Требования закона по представлению кандидатом документов для сдачи в избирательную комиссию и их оформление носят достаточно жесткий характер и обязанность по надлежащему оформлению и представлению возложена на кандидата. Однако, при рассмотрении данной категории дел суд не занимает абсолютно формальную позицию, а учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства.
Учитывая положения Федерального закона и оценивая приведенные конкретные обстоятельства в соответствии со ст. 56 ГПК РФ по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, руководствуясь требованиями Закона, суд признает, что решение Избирательной комиссией принято с нарушениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон) и Закона <адрес> края «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» следовательно, действия избирательной комиссии и принятое ею решение являются незаконными, соответственно решение избирательной комиссии подлежит отмене.
В силу пунктов 1 и 1.1 ст. 38, пункта 1 ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязанность по предоставлению необходимого пакета документов, ответственность за полноту сведений, содержащихся в представленных для регистрации документов, и соблюдение требований Закона к оформлению этих документов возлагается на кандидатов которые обладают равными правами и несут равные обязанности, но никак ни на комиссию.
Суд находит, что выдвижение кандидата на должность главы <адрес> ФИО2 нарушает пассивное избирательное право кандидата на должность главы <адрес> ФИО1
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если решение избирательной комиссией принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, Законом <адрес> края, иными законами.
Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона, п. 2 ст. 260 Гражданского процессуального кодекса РФ жалоба (заявление) на решение комиссии о регистрации кандидата может быть подана в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения. ФИО2 зарегистрирован кандидатом ДД.ММ.ГГГГ. Заявление ФИО1 подано ДД.ММ.ГГГГ о чем свидетельствует штемпель на заявлении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление зарегистрированного кандидата на должность главы <адрес> ФИО1 об отмене решения Избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы <адрес> - удовлетворить.
Решение Избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы <адрес> признать незаконным и отменить.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в 5 дневный срок в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> краевого суда, подачей жалобы или представления через <адрес> городской суд.
Судья: ФИО14