Дело № 2-6388/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2014 года город Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакирова А.С.,
при секретаре Фархутдиновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному комитету по строительству и архитектуре Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» о признании бездействия незаконным,
установил:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с исковым заявлением к Государственному комитету по строительству и архитектуре Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» о признании незаконным бездействие Администрации городского города город Уфа, выразившееся в неисполнении требований п.3 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011. №375-р о составлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ списка граждан, заключивших договоры приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству объектов, указанных в поименованном распоряжении; обязании Администрацию городского округа город Уфа устранить допущенное незаконное бездействие и сформировать список граждан, заключивших договора приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения ОАО «СтройПроектЦентр» по строительству жилого <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010910:0333 по строительному адресу: микрорайон «Бакалинский» разграниченном <адрес>, Бакалинская и Ст.Злобина в Кировском районе г.Уфы, с включением ФИО1 в указанный список в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признании незаконным бездействие Государственного унитарного предприятия «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», выразившееся в неисполнении п.4 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №375-р о заключении соответствующих договоров с гражданами, включенными в список, указанный в поименованном распоряжении; обязании Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» устранить допущенное незаконное бездействие и заключить с ФИО1 договор о приобретении жилого помещения в строящемся или построенном многоквартирном доме с освобождением от оплаты по договору, стоимости количества квадратных метров, равного количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена в соответствии с договором 280/1561 от ДД.ММ.ГГГГ о долевом участии в строительстве жилья в микрорайоне «Бакалинский», ограниченном <адрес>, Бакалинская и Ст.Злобина в Кировском районе г.Уфы в течении 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признании незаконным бездействие Государственного комитета по строительству и архитектуре Республики Башкортостан выразившееся в неисполнении п.13 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. № 375-р об осуществлении контроля за выполнением мероприятий по завершению строительства объектов, указанных в поименованном распоряжении, и передаче гражданам жилых помещений; обязании Государственного комитета по строительству и архитектуре Республики Башкортостан устранить допущенное незаконное бездействие и осуществлять надлежащий контроль за исполнением Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. №375-р.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ООО «ФПК «ПОЛИМЕР» заключен договор № о долевом участии в строительстве жилья в микрорайоне «Бакалинский», ограниченном <адрес>, Бакалинская и Ст.Злобина в Кировском районе г.Уфы, согласно которому на основании п.1 п.п. 1.1 ФИО3 обязался финансировать строительство однокомнатной <адрес> (строительный номер) на 13-м этаже 16-ти этажном <адрес> (строительный номер) блок Б1 секция 8-7, общей площадью 41 кв.м., стоимость которой на основании п.2 п.п.2.2 составляет 1 107 000,00 рублей. В соответствии с п.1 п.п. 1.3 договора предусмотрен срок окончания строительства 2-й квартал 2011 года. ФИО3 оплатил инвестиционный взнос векселем СПЦ № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 107 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 заключен договор уступки права требования в сотвествии с условиями которого все права Дольщика в части инвестирования строительства указанной однокомнатной квартиры перешли к ФИО1 Согласно акта сверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ услвоия догвора по оплате квартиры истцом исполнены полностью.
В соответствии с Распоряжением Правительства РБ № 375-Р от ДД.ММ.ГГГГ строительство указанного дома передано ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан».
Строительство многоквартирного дома завершено.
В судебном заседании истец ФИО1 ее представитель по устному ходатайству ФИО4, исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного комитета по строительству и архитектуре Республики Башкортостан ФИО5 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представители ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО6( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.), ФИО7 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» ФИО8 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ОАО «СтройПроектЦентр» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Правительства Республики Башкортостан, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.
Согласно ст. 2 указанного Закона, инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Из содержания ст. 4 Закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме вложений" следует, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
В силу ст. 6 Закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме вложений" инвестор имеет право на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 8 Закона об инвестиционной деятельности).
В соответствии с положениями ст. ст. 307, 309, 310 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Инвестиционный договор порождает между сторонами обязательственные отношения и дает им право требовать друг от друга исполнения соответствующего обязательства.
В силу п. 3 ст. 308 ГК Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон.
Согласно п. 2 ст. 8 ГК Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 219 ГК Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и иное вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п.п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Выдача разрешения на строительство не требуется только в случаях, определенных п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи.
При этом основные разрешительные акты, а именно, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию согласно ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдаются застройщику.
Согласно положениям ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ООО «ФПК «ПОЛИМЕР» заключен договор № о долевом участии в строительстве жилья в микрорайоне «Бакалинский», ограниченном <адрес>, Бакалинская и Ст.Злобина в Кировском районе г.Уфы, согласно которому на основании п.1 п.п. 1.1 ФИО3 обязался финансировать строительство однокомнатной <адрес> (строительный номер) на 13-м этаже 16-ти этажном <адрес> (строительный номер) блок Б1 секция 8-7, общей площадью 41 кв.м., стоимость которой на основании п.2 п.п.2.2 составляет 1 107 000,00 рублей. В соответствии с п.1 п.п. 1.3 договора предусмотрен срок окончания строительства 2-й квартал 2011 года. ФИО3 оплатил инвестиционный взнос векселем СПЦ № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 107 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 заключен договор уступки права требования в сотвествии с условиями которого все права Дольщика в части инвестирования строительства указанной однокомнатной квартиры перешли к ФИО1 Согласно акта сверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ услвоия догвора по оплате квартиры истцом исполнены полностью.
На основании постановления Главы администрации г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Уфы и ОАО «СтройПроектЦентр», ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № и дополнительное соглашение аренды земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, р-н Кировский, мкр. Бакалинский, для использования в целях проведения подготовительных работ и строительства спортивно-оздоровительного и торгово-культурного центра и жилищного комплекса. Договор аренды прошел государственную регистрацию.
Застройщику ОАО «СтройПроектЦентр» ГУ Управление государственной экспертизы РБ 01.12.2010г. выдано положительное заключение государственной экспертизы № 02-1-4-0502-10, которым рабочий проект «Жилой <адрес> в Кировском районе г. Уфы» признан соответствующим требованиям нормативных технических документов и результатам инженерно-геологических изысканий, которые также соответствуют требованиям нормативных технических документов.
В пункте 3.2.3. указанного заключения указано, что рабочим проектом предусмотрены следующие конструктивные и объемно-планировочные решения:
жилой дом - 12, 13, 16-ти этажный.
Блок - секции 8-1... 8-8 - 12-ти этажные,
Блок - секция 8-9 - 16-ти этажная,
Блок-секции 8-10..8-13 - 13-ти этажные,
Блок - секции 8-14 - 8-16 - 12 - ти этажные.
ОАО «СтройПроектЦентр» отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа г. Уфа выдано разрешение на строительство № RU 0330800-3-Ж, в соответствии с указанным заключением государственной экспертизы на строительство 12, 13, 16-ти этажного жилого <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 02:55:01 09 10:0333 по строительном адресу г. Уфа, Кировский район, микрорайон «Бакалинский».
Между ОАО «СтройПроектЦентр» (застройщик) и ООО «ФПК «Полимер» (инвестор) был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ г., предметом которого согласно п.п.1.1 являлось инвестирование путем вложения инвестором денежных средств, как собственных так и привлеченных, в строительство жилого <адрес> составе спортивно-оздоровительного и торгово-культурного центра в Кировском районе г. Уфы, жилого микрорайона «Бакалинский», ограниченный <адрес> в Кировском районе г. Уфы».
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 375-р поручено ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обеспечить завершение строительства жилых домов № 6, 7, 8 в микрорайоне Бакалинский.
Пунктом 4 указанного Распоряжения предусмотрена обязанность ГУП «ФЖС РБ» в соответствии с законодательством поручено вступить в права застройщика по строительству жилых домов № 6, 7, 8 в микрорайоне Бакалинский, заключить соответствующие договоры с гражданами, включенными в список, указанный в п.3 распоряжения.
Во исполнение указанного распоряжения ГУП «ФЖС РБ» ДД.ММ.ГГГГ заключен с ОАО «СтройПроектЦентр» договор о передаче прав и обязанностей, предусмотренных договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации данного договора (сообщение об отказе от 17.02.2012г. №01/313/2011-352) в связи с тем, что на основании договора № от 18.12.2007г. и договора № от 27.12.2007г., заключенных между ОАО «СтройПроектЦентр» и ОАО «Региональный банк развития» в обеспечение своевременного исполнения кредитного договора ОАО «СтройПроектЦентр» заложило: нежилое строение - незавершенное, объект незавершенного строительства, площадь застройки 6 514,20 кв.м. Заложенное нежилое строение расположено по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, ж.<адрес>, право аренды земельного участка сроком до 15.02.2015г. площадью 129 000 кв.м., кадастровый номер 02:55:01 09 10:0333, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>.
С учетом того, что данное соглашение в силу ст. 389, 609 ГК РФ подлежало государственной регистрации, суд приходит к выводу, что на основании положений п.п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1005 ГК РФ, застройщиком жилых домов № 6, 7, 8 в микрорайоне Бакалинский является ОАО «СтройПроектЦентр» как лицо, которому принадлежит земельный участок.В целях завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов № 6, 7, 8 в микрорайоне Бакалинский между ГУП «ФЖС РБ» (Агент) и ОАО «СтройПроектЦентр» (Принципал) был заключен агентский договор №6295/11=17 от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно п. 1.1. которого ГУП «ФЖС РБ» обязуется за вознаграждение от имени и за счет Принципала осуществлять функции Заказчика-Застройщика при выполнении работ по строительству объекта, в том числе ведение технического надзора, надлежащий и своевременный ввод в эксплуатацию объекта и привлечение в этих целях генподрядной и иных организации.
ОАО «СтройПроектЦентр» в лице агента ГУП «ФЖС РБ» с ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан» заключен договор генерального подряда № 5550/11=18 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию и гарантийному обслуживанию жилого дома литер 8 в микрорайоне Бакалинский, со сроком завершения работ - 4 квартал 2012 г.
Корректировкой проектной документации, выполненной ООО «Стройпроект» по заказу ОАО «СтройПроектЦентр», предусматривалось в секциях 8.1. – 8.2. увеличение этажности на три этажа, выполнена перепланировка квартир на 2,3, 5-7, 9.12 этажах; в секциях 8.10.-8.11. увеличение этажности на три этажа, выполнена перепланировка квартир на 13 этаже; в секциях 8.12.-8.13. увеличение этажности на три этажа, выполнена перепланировка квартир на 13-15 этажах; в секции 8.14. увеличение этажности на три этажа; в секциях 8.15.-8.16. увеличение этажности на три этажа, выполнена перепланировка квартир на 13-15 этажах.
По результатам рассмотрения корректировки проектной документации застройщику ОАО «СтройПроектЦентр» ГУ Управление государственной экспертизы РБ 02.06.2011г. выдано отрицательное заключение государственной экспертизы № 02-3-2-0234-11, в котором указаны следующие недостатки:
- занижена прочность бетона отдельных конструкций (В7, 5, В10, В 12,5) относительно проектной (В25);
- наличие многочисленных локальных участков разрушения поверхностного слоя бетона (глубиной до 50-70 мм) с поверхностным поражением рабочей арматуры;
- наличие на поверхности конструкций раковин, каверн диаметром до 40 мм, наплывов бетона;
- неоднородность прочности бетона по сечению тела конструкций, неоднородность структуры бетона по телу конструкций;
- отсутствие бетона в теле конструкций колонны в осях 15-16/Р б/с 9 на отм. 15,600 м.;
- коррозия арматуры.
Фактическое состояние конструкций здания по классификации СП 13-102- 2003 соответствует недопустимому состоянию - необходимо усиление конструкций.
Учитывая фактическое состояние конструкций, надстройка здания дополнительными этажами не представляется возможной.
Проектная документация «Корректировка проекта жилого <адрес> в Кировском районе г. Уфы» признана не соответствующей требованиям нормативных технических документов и подлежала доработке.
Согласно данных технического паспорта ГУП БТИ РБ от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома по <адрес> (почтовый адрес) подтверждается создание жилого <адрес>, 13, 16-ти этажности, в котором 739 квартир.
Анализируя представленные документы, суд приходит к выводу, что первоначальной проектной документацией по строительству жилого <адрес> в Кировском районе г. Уфы не предусматривалось увеличение его этажности, а застройщиком ОАО «СтройПроектЦентр» в нарушение вышеприведенных норм градостроительного законодательства РФ, своевременно, до завершения строительства жилого дома, не получено заключение экспертизы корректировки проектной документации объекта капитального строительства и соответствующее разрешение на строительство, которые также не переданы лицу, осуществляющему строительство - ГУП «ФЖС РБ».
Следовательно, ответчик ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», являющийся агентом, действующим от имени и в интересах застройщика ОАО «СтройПроектЦентр», которому принципалом ОАО «СтройПроектЦентр» в установленном законом порядке не были переданы права застройщика, учитывая отсутствие соответствующих решений и согласований по конструктивному изменению объекта, а также задания застройщика по выполнению указанных работ, не имело правовой возможности во исполнение Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 375-р заключить договор с истцом, а также осуществлять строительство жилого <адрес> в Кировском районе г. Уфы в соответствии с корректировкой проектной документации, которой предусматривалось в секциях 8.1. – 8.2. увеличение этажности на три этажа, выполнена перепланировка квартир на 2,3, 5-7, 9.12 этажах; в секциях 8.10.-8.11. увеличение этажности на три этажа, выполнена перепланировка квартир на 13 этаже; в секциях 8.12.-8.13. увеличение этажности на три этажа, выполнена перепланировка квартир на 13-15 этажах; в секции 8.14. увеличение этажности на три этажа; в секциях 8.15.-8.16. увеличение этажности на три этажа, выполнена перепланировка квартир на 13-15 этажах.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1. Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 368-з (ред. от 03.07.2013) "О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан" в реестр граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан, включаются граждане:
1) при условии признания в установленном порядке застройщика (заказчика) банкротом и введении в отношении него процедуры наблюдения или иных процедур, применяемых в деле о банкротстве;
2) при условии включения не завершенного строительством многоквартирного дома в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан;
3) в отношении которых вступившим в силу судебным актом признано право собственности (право требования) на жилое помещение либо в случае расторжения договора участия в долевом строительстве или иного договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации установлен размер денежного требования;
4) полностью оплатившие стоимость жилого помещения в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве или иного договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, либо граждане, которые до даты введения в отношении застройщика (заказчика) одной из процедур банкротства выполнили обязательства по внесению части денежных средств в счет оплаты жилого помещения в размерах и сроки, которые предусмотрены договором участия в долевом строительстве или иным договором в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
5) при наличии оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2.1. Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ "О Порядке формирования и ведения реестра граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан" для включения в Реестр гражданин, пострадавший вследствие неисполнения застройщиком (заказчиком) обязательств по строительству многоквартирного дома, подает в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Уполномоченный орган) документы, предусмотренные разделом 4 настоящего Порядка.
Уполномоченный орган заверяет копии представленных документов после их сличения с подлинниками.
Представленные документы подлежат обязательной регистрации в системе электронного документооборота в течение трех дней с момента поступления в уполномоченный орган.
Уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение о включении гражданина, подавшего документы для включения в Реестр (далее - заявитель), в список граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан (далее - список), либо об отказе во включении в список.
Решение о включении заявителя в список либо об отказе во включении в список утверждается приказом руководителя Уполномоченного органа.
О принятом решении заявитель уведомляется в письменной форме. Общий срок рассмотрения представленных документов и направления ответа заявителю не может превышать 30 дней с момента регистрации указанных документов.
Доказательств тому, что истец в установленном порядке своевременно обратился в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и на основании предоставленных документов был включен в Реестр граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком (заказчиком) обязательств по строительству многоквартирного дома, суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования к ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» о признании бездействия по неисполнению п.4 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №375-р о заключении соответствующих договоров с гражданами, включенными в список, указанный в поименованном распоряжении, и обязании Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» устранить допущенное незаконное бездействие и заключить с истцом договор о приобретении жилого помещения в строящемся или построенном многоквартирном доме с освобождением от оплаты по договору, стоимости количества квадратных метров, равного количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ о долевом участии в строительстве жилья в микрорайоне «Бакалинский», ограниченном <адрес>, Бакалинская и Ст.Злобина в Кировском районе г.Уфы в течении 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу, не подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 258 ГПК РФ устанавливает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п.3 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №375-р Администрации ГО г.Уфа РБ рекомендовано в срок до ДД.ММ.ГГГГ составить список граждан, заключивших договоры приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству объектов, указанных в поименованном распоряжении.
Между тем, согласно п. 2.1. Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ "О Порядке формирования и ведения реестра граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан" уполномоченным органом, которым в 30-дневный срок принимается решение о включении гражданина, подавшего документы для включения в Реестр, в список граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан (далее - список), либо об отказе во включении в список, является Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, а не Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Судом также принимается во внимание, что содержащееся в п.3 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № поручение для Администрации ГО г.Уфа РБ носит рекомендательный, то есть необязательный характер, и его неисполнение нарушило бы права истца на жилое помещение только в случае вступления в права застройщика дома ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» и заключения последним договоров с пострадавшими гражданами.
Исковые требования о признании незаконным бездействия Государственного комитета по строительству и архитектуре Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении п.13 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. № 375-р об осуществлении контроля за выполнением мероприятий по завершению строительства объектов, указанных в поименованном распоряжении, и передаче гражданам жилых помещений, судом не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку, как видно из материалов гражданского дела, Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. № 375-р об обеспечении завершения строительства жилого <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:01 09 10:0333 по строительному адресу г.Уфа, Кировский район, микрорайон Бакалинский, Государственным комитетом по строительству и архитектуре Республики Башкортостан фактически исполнено, указанный жилой дом строительством завершен.
Неисполнение п.3, 4 указанного Распоряжения было связано с тем, что ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», являющийся агентом, действующим от имени и в интересах застройщика ОАО «СтройПроектЦентр», которому принципалом ОАО «СтройПроектЦентр» в установленном законом порядке не были переданы права застройщика, учитывая отсутствие соответствующих решений и согласований по конструктивному изменению объекта, а также задания застройщика по выполнению указанных работ, не имело правовой возможности во исполнение Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 375-р заключить договор с истцом, а также осуществлять строительство жилого <адрес> в Кировском районе г. Уфы в соответствии с корректировкой проектной документации.
Указанные обстоятельства находились вне компетенции ответчика Государственного комитета по строительству и архитектуре Республики Башкортостан, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к указанному ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 :
о признании незаконным бездействие Администрации городского города город Уфа, выразившееся в неисполнении требований п.3 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011. №375-р о составлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ списка граждан, заключивших договоры приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству объектов, указанных в поименованном распоряжении;
обязании Администрацию городского округа город Уфа устранить допущенное незаконное бездействие и сформировать список граждан, заключивших договора приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения ОАО «СтройПроектЦентр» по строительству жилого <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010910:0333 по строительному адресу: микрорайон «Бакалинский» разграниченном <адрес>, Бакалинская и Ст.Злобина в Кировском районе г.Уфы, с включением ФИО1 в указанный список в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
признании незаконным бездействие Государственного унитарного предприятия «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», выразившееся в неисполнении п.4 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №375-р о заключении соответствующих договоров с гражданами, включенными в список, указанный в поименованном распоряжении;
обязании Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» устранить допущенное незаконное бездействие и заключить с ФИО1 договор о приобретении жилого помещения в строящемся или построенном многоквартирном доме с освобождением от оплаты по договору, стоимости количества квадратных метров, равного количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ о долевом участии в строительстве жилья в микрорайоне «Бакалинский», ограниченном <адрес>, Бакалинская и Ст.Злобина в Кировском районе г.Уфы в течении 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
признании незаконным бездействие Государственного комитета по строительству и архитектуре Республики Башкортостан выразившееся в неисполнении п.13 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. № 375-р об осуществлении контроля за выполнением мероприятий по завершению строительства объектов, указанных в поименованном распоряжении, и передаче гражданам жилых помещений;
обязании Государственного комитета по строительству и архитектуре Республики Башкортостан устранить допущенное незаконное бездействие и осуществлять надлежащий контроль за исполнением Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. №375-р;
- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья Шакиров А.С.