Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-817/2023 ~ М-4266/2022 от 26.12.2022

    ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2023 года                             г.о. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Пряниковой Т.Н.,

при секретаре судебного заседанияКрасновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-817/2023по исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Ревякиной Л.Б. о взыскании суммы задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к наследникам Ревякина В.П. о взыскании суммы задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 8 185 рублей 22 копеек за период с 01.01.2019по 30.06.2022, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 400рублей.

В обоснование иска указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве совместной собственности Ревякиной Л.Б., Ревякину В.П.

ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области.

С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя составляет 216 рублей 82 копейки.

По состоянию на 25.11.2022сумма просроченной задолженности по обращению с ТКО по указанному лицевому счету перед ООО «ЭкоСтройРесурс» за период 01.01.2019 по 30.06.2022 составляет 8 185 рублей 22 копейки, что подтверждается карточкой расчетов по лицевому счету.

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилась к мировому судье судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании солидарно с Ревякиной Л.Б., Ревякина В.П. задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 30.06.2022в размере 10 185 рублей 22 копеек.

05.10.2022 мировым судьей судебного участка №57 Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесено определение об отказе в принятии вышеуказанного заявления, поскольку должник Ревякин В.П., 26.01.1955 года рождения, 11.11.2021 снят с регистрационного учета в связи со смертью.

Согласно сведениям Информационно-правового портала “Нотариат.рф”, после смерти Ревякина В.П., умершего 11.11.2021, нотариусом Питекьян И.А. открыто наследственное дело . Наследники Ревякина В.П. истцу не известны.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебное заседание ответчик Ревякина Л.Б. не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно, ходатайств об отложении не заявляла.

Суд считает извещение ответчика надлежащим и в силу статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть исковое заявление в порядке заочного производства.

В судебное заседание третье лицо нотариус г. Самары Питекьян И.А. не явилась, извещена надлежаще, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).

Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственники жилых помещений несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24.06.1998 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12.11.2016 принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 01.02.2023 жилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, пер.Большой Прибрежный, д. 12 принадлежит на праве совместной собственности Ревякиной Л.Б., Ревякину В.П.

В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса РФ о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Ревякина Л.Б., Ревякин В.П. такой заявки в адрес регионального оператора в установленный срок не направляли.

В связи с изложенным, договор между сторонам является заключенным на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также порядок ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления ТКЛ и ведения их реестра».

Порядок включения мест (площадок) накопления    ТКО в территориальную схему обращения с отходами Самарской области предусмотрен постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020г. № 471 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области».

В соответствии с п. 15.2 постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020г. № 471 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему в соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами).

Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 №228.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Постановление Правительства РФ №1039).

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также их внесения в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.

Ревякина Л.Б., Ревякин В.П. к Главе Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр, не обращались.

01.11.2018 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.

Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 1 января 2019 года.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 № 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95 утвержден предельный тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м (с учетом НДС).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 (далее - Приказ № 1023) утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.

Согласно Письму Минстроя России от 26.02.2019 № 6592-ОГ/06 «По вопросу платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и перерасчета такой платы» порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354.

Представленный истцом расчет данным нормативно-правовым актам соответствует в полной мере.

Одновременно следует отметить, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148(30) Правил № 354). В случае принятия такого решения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади жилого помещения. В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы.

Таким образом, поскольку в Самарской области установлен тариф по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, оснований для перерасчета платежей ответчика исходя из количества лиц, проживающих в квартире не имеется.

Из ответа отдела ЗАГС Советского района г.о.Самара от 28.01.2023следует, что Ревякин В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер 11.11.2021 года.

Как следует из ответа нотариуса нотариального округа Самарской области Питекьян И.А. следует, что после смерти Ревякина В.П. открыто наследственное дело , наследниками, принявшими наследство являются Ревякин А.В.(отказался от наследства), Варнакова Ю.В.(отказалась от наследства).

Единственным наследником по закону является супруга Ревякина Л.Б.

Свидетельство о праве на наследство не выдавалось.

Согласно п.1 ст.418 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

Согласно ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства. В состав наследства в соответствии со статьей 1112 ГК Российской Федерации входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Обязательство, возникающее из обязательства по оплате коммунальных услуг, связано неразрывно с личностью должника: региональный оператор может принять исполнение от любого лица. Поэтому такое обязательство смертью должника не прекращается.

В соответствии с п.1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Пунктом 58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (ст. 418 Гражданского кодекса РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.

В силу п. 1 ст.1175 Гражданского кодекса РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу. Наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Согласно пункту 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по коммунальным платежам, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства.

Учитывая размер принятого наследственного имущества наследником, не исполнение обязанности по уплате за обращение с твердыми коммунальными отходами, принимая во внимание, что наследником, принявшим в установленном законом порядке наследство является супруга Ревякина Л.Б., суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению за период с 01.01.2019 по 30.06.2022 в размере 8 185 рублей 22 копеек, как наследника наследодателя Ревякина В.П.

На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае удовлетворения иска, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

С учетом удовлетворения требований истца, суд приходит к выводу о взыскания с Ревякиной Л.Б.в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235Гражданского кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к Ревякиной Л.Б. о взыскании суммы задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке наследования удовлетворить.

Взыскать с Ревякиной Л.Б., <данные изъяты> в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс»() сумму задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 8 185 рублей 22 копеек за период с 01.01.2019 по 30.06.2022, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере400 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.03.2023.

Судья:                         Т.Н.Пряникова

2-817/2023 ~ М-4266/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчики
Ревякина Л.Б.
Другие
Нотариус Питекьян Ирина Анатольевна
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Пряникова Т. Н.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2022Передача материалов судье
09.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
31.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2023Дело оформлено
30.06.2023Дело передано в архив
13.04.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее