Дело № 2-347/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2015 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Раченковой Г.Г.,
при секретаре Мордовиной Р.В.
с участием зам. Змеиногорского межрайонного прокурора Кувшинова М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах Пахомовой Валентины Владимировны к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах Пахомовой Валентины Владимировны обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – ГУ АРО ФСС РФ) о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что Пахомова В.В.является <данные изъяты>, что подтверждается <данные изъяты>, в связи с чем, в соответствии с п. 8 ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Пункт 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (далее - ФЗ № 178-ФЗ) предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года (ч. 2 ст. 6.3 ФЗ № 178-ФЗ).
Согласно п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. № 328 (далее. - Порядок) обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 3.3 Порядка). В соответствии с п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8 Порядка). Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п. 3.9 Порядка).
Указанные обязательства Фондом социального страхования в отношении Пахомовой В.В.исполнены не были за 2011,2012,2013 годы.
Так, ДД.ММ.ГГГГ. Пахомова В.В. обратилась в филиал № Государственного учреждения – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с письменным заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2011 год.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Пахомова В.В. обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на 2012, 2013 годы, соответственно.
Непредставление путевки Пахомовой В.В. за 2011 г. мотивировано тем, что последней, по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена путевка, но Пахомова В.В. от получения путевки отказалась, сославшись на состояние здоровья, в связи с чем, полагают, что обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 <адрес> социального страхования РФ исполнена. Однако при проведении проверки, каких-либо документов, подтверждающих как факт предложения Пахомовой В.В. путевки, так и отказа Пахомовой В.В. от путевки не представлено, то есть подтверждения исполнения Фондом социального страхования РФ обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 год в отношении Пахомовой В.В., нет.
Непредставление путевки Пахомовой В.В. за 2012-2013гг. мотивировано тем, что средств федерального бюджета, перечисленных Фонду социального страхования РФ в 2012-2013 годах для реализации мер социальной поддержки по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение гражданам льготной категории было выделено недостаточно, а так же сделан акцент на тот факт, что заявления граждан на санаторно-курортное лечение удовлетворяются в порядке очереди (по мере их поступления). Именно это и послужило основаниями не предоставления путевок на санаторно-курортное лечение Пахомовой В.В.
Вместе с тем, в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг. Закон также не ограничивает право граждан, имеющих право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, на обеспечение таким лечением в текущем году окончанием года, поскольку такое право осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Таким образом, нарушив право Пахомовой В.В. на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2011-2013гг., Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязано предоставить такую путевку в последующем.
На основании изложенного прокурор просит обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Пахомовой В.В. путевки на санаторно-курортное лечение за 2011-2013гг. за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Копылова А.И. на исковых требованиях прокурора, заявленных в интересах Пахомовой В.В., настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Истец Пахомова В.В.в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания уведомлен.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что согласно справке <данные изъяты> от <данные изъяты>. (л.д.31), Пахомова В.В. является <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 указанного закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 22 ноября 2004 года издан Приказ N 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», которым утверждена медицинская документация Форма N 070/у-04 "Справка для получения путевки" (Приложение N 2). Справка для получения путевки действительна в течение 6 месяцев.
В соответствии с п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу ст. ст. 1, 152 БК РФ, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета.
В силу прямого указания закона инвалид имеет право на предоставление путевки, в связи, с чем довод ответчиков о том, что предоставление социальных услуг является правом федерального законодателя и не носит гарантийного характера, является несостоятельным.
Принимая во внимание, что ответчиком не предоставлено суду доказательств, подтверждающих факт исполнения Фондом социального страхования Российской Федерации обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 год отношении Пахомовой В.В., а также то, что истица своевременно обратилась к ответчику с соответствующими заявлениями, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, что подтверждено копиями заявления от 08.02.2011г.(л.д.34) и справки от 27.01.2011г. (л.д.35), заявления от 04.07.2012г. (л.д. 16) и справки от 08.06.2012г. (л.д. 17), заявления от 10.09.2013г. (л.д.18) и справки от 06.09.2013г. (л.д. 19), ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права, на что обращает внимание и Верховный Суд Российской Федерации в определении от 18.05.2012 г. №16-В12-8.
Из информации, представленной ГУ – Управления пенсионного фонда РФ вЗмеиногорском районе прокурору, следует, что Пахомова В.В. являлась получателем государственной социальной помощи в виде полного набора социальных услуг (бесплатный проезд, лекарственные препараты, санаторно-курортное лечение (л.д.12).
Поскольку состояние здоровья гражданина может меняться, в обоснование своих требований истом предоставлена обновленная справка от ДД.ММ.ГГГГ года, которой подтверждена нуждаемость Пахомовой В.В. (л.д.33) в санаторно-курортном лечении.
В соответствие с п. 19 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.1012 г. № 271н, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно является:
обращение с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей и их представителей, указанных в пункте 2 настоящего Административного регламента;
непредставление заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных пунктами 13, 15 настоящего Административного регламента;
отказ заявителя от получения государственной услуги полностью, а также отказ заявителя от получения государственной услуги в части обеспечения при наличии медицинских показаний путевкой на санаторно-курортное лечение, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
предоставление заявителем документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Суду указанных оснований для отказа в выдаче путевки не приведено.
С учетом изложенного, суд считает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края в интересах Пахомовой Валентины Владимировны удовлетворить.
Обязать ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Пахомовой Валентине Владимировне путевку на санаторно-курортное лечение за 2011,2012,2013 годы за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования, расположенного по адресу: 656031, г. Барнаул, ул. Крупской, 97 «д», в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи жалобы или апелляционного представления через Змеиногорский городской суд Алтайского края в течение 1 месяца со дня вынесения решения.
Судья Г.Г. Раченкова