Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2021 года г. Тольятти
Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Шабанов С.Г., при секретаре Нагиевой К.Р., без участия сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 63RS0030-01-2021-000367-84 (номер производства 2а-463/2021) по административному иску Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к Гранкиной М.Н. о взыскании недоимки по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области, в лице представителя, обратилась в суд с иском к Гранкиной М.Н. о взыскании задолженности в размере 37780,32 руб., из которых: 35957 руб. – недоимка по НДФЛ за 2017 год, 1823,32 руб. – пени по НДФЛ.
Заявленные требования мотивированы тем, что 17.12.2018 административный ответчик представила в налоговый орган уточненную налоговую декларацию 3 НДФЛ за налоговый период 2017 года. Сумма налога на доходы физических лиц составила 35 957 руб.
Обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена.
В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, ответчику были начислены пени в размере 1823,32 руб. и направлено требование № ... от 16.12.2019 о погашении задолженности в срок до 29.01.2020.
Требование ответчиком не исполнено.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки.
14.09.2020 мировым судьей судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ № 2а-2364/2020.
19.10.2020 на основании представленных ответчиком возражений судебный приказ был отменен.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Гранкина М.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена. Представила суду отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что у нее имелся единственный источник дохода ООО «Метро Кэш Энд Керри» и данная компания за нее оплачивала налоги регулярно. Считает требования незаконными и необоснованными.
Неявка сторон не препятствует рассмотрению административного дела по существу.
Суд, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования
налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 48 НК РФ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из материалов дела следует, что по требованию № ... от 16.12.2019 МИ ФНС России № 19 по Самарской области установила административному ответчику срок уплаты недоимки до 29.01.2020.
Поскольку общая сумма налоговой задолженности в требовании превысила 3 000 рублей, шестимесячный срок подачи заявления о взыскании недоимки по налогу и пени истек 29.07.2020.
При этом, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился с нарушением шестимесячного срока – 07.09.2020, а после отмены судебного приказа определением от 19.10.2020, с настоящим исковым заявлением – 29.01.2021.
Административный истец не заявлял о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, а обстоятельств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока не установлено.
На основании ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Налоговый орган является специализированным государственным органом, профессиональным участником налоговых правоотношений, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременным их взысканием.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.02.2012 г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение срока обращения с заявлением в суд является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При указанных обстоятельствах, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогу и пени в связи с пропуском установленного законом срока на обращение в суд и отсутствием доказательств уважительности его пропуска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к Гранкиной М.Н. о взыскании недоимки по налогам и пени, о взыскании суммы задолженности в размере 37780,32 руб., из которых: 35957 руб. – сумма по НДФЛ за 2017, 1823,32 руб. – пени по НДФЛ - оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.04.2021
Судья С.Г. Шабанов