Дело №12-117/21
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
08 февраля 2021 года г.Пенза
Судья Октябрьского районного суда г.Пензы Сидоров Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Заикина Вячеслава Геннадьевича на постановление мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г.Пензы от 14.12.2020 г. по делу об административном правонарушении по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г.Пензы от 14.12.2020 г. Заикин В.Г. привлечен к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Согласно постановлению по результатам внеплановой выездной проверки от 06.10.2020 г. было выявлено, что Заикин В.Г. не выполнил в установленный срок (до 30.09.2020 г.) предписание №1 от 21.08.2019 г. о проведении рекультивации нарушенных земель согласно действующему законодательству по земельном участке с кадастровым № (<адрес>), а именно при том, что площадь участка полностью выровнена, произведена засыпка нарушенного участка плодородным слоем почвы согласно проекту рекультивации, участок подготовлен для использования по целевому назначению, в нарушение пунктов 14,30 постановления Правительства РФ №800 от 10.07.2018 г. не представлено актов отбора почвенных проб, заключений о восстановлении плодородия почвы.
В жалобе Заикин В.Г. просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку в силу п.п.138,139 Административного регламента Россельхознадзора №662 при наличии проекта рекультивации земель срок устранения нарушений в предписании устанавливается (или продлевается) с учетом сроков окончания работ (этапов), установленных указанным проектом. Первоначально срок исполнения предписания был установлен до 20.03.2020 г., предписание фактически устанавливало необходимость разработки проекта рекультивации. Данный проект был разработан, сдан в Управление Россельзхознадзора, предусматривал выполнение двух этапов рекультивации: срок выполнения технического этапа - 3 квартал 2020 г., биологического - 3 года после окончания технического этапа, в связи с чем по его ходатайству срок исполнения предписания для проведения первого этапа был продлен до 30.09.2020 г., работы по техническому этапу были им выполнены в срок, а требовать от него выполнения второго этапа в сентябре 2020 г. было невозможно. При этом контролирующий орган был обязан сам согласно п.139 указанного Регламента продлить срок исполнения предписания до 30.09.2023 г., а сам он должен был направить такое ходатайство только в случае, если бы он не успевал выполнить в срок технический этап.
В судебное заседание Заикин В.Г. не явился, о времени и месте его проведения извещен, причины неявки не известны; его защитник по доверенности Земляков С.В. доводы жалобы поддержал, указав, что фактически его доверителю ставится в вину только не направление ходатайства о продлении предписания, однако фактически предписание исполнялось согласно проекту рекультивации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний органов (должностных лиц), осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Как следует из материалов дела должностным лицом Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области 21.08.2019 г. Заикину В.Г. было выдано предписание №1 о необходимости устранения выявленных нарушений земельного законодательства (указано провести рекультивацию земель на земельном участке с кадастровым № согласно действующему законодательству) в срок до 20.03.2020 г.; впоследствии данный срок продлен на основании ходатайства Заикина В.Г. до 30.09.2020 г.
Привлекая Заикина В.Г. к административной ответственности, мировой судья исходил из того, что в установленный в предписании срок (до 30.09.2020 г.) в полном объеме обязанность по рекультивации земель согласно действующему законодательству Заикиным В.Г. не была исполнена (в частности, не представлены акты отбора почвенных проб, заключение о восстановлении плодородия почвы).
С указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Пунктом 5 ст.13 Земельного кодекса РФ установлена обязанность лиц, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), по обеспечению рекультивации земель (мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений).
Правила проведения рекультивации земель утверждены постановлением Правительства РФ №800 от 10.07.2018 г.
В силу п.8 указанных Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.
Согласно п.28 Правил срок проведения работ по рекультивации земель определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет.
В соответствии с п.30 Правил завершение работ по рекультивации земель подтверждается актом о рекультивации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
В силу п.32 Правил в случае если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, составляется акт о завершении работ по рекультивации земель каждого этапа в соответствии с положениями пунктов 30 и 31 настоящих Правил.
Как следует из вышеуказанных норм закона, устранение допущенного Заикиным В.Г. нарушения в виде самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы согласно предписанию №1 фактически заключалось в необходимости проведения рекультивации земель, которая проводится в соответствии с проектом такой рекультивации.
Материалами дела подтверждено, что Заикиным В.Г. такой проект был сдан в Управление Россельхознадзора 02.12.2019 г., данный проект утвержден и предусматривал выполнение двух этапов рекультивации: технического со сроком выполнения в 3-м квартале 2020 г. и биологического со сроком исполнения 3 года после окончания технического этапа.
Как следует из представленного в материалах дела ходатайства Заикина В.Г. от 04.03.2020 г. и определения о его удовлетворении от 10.03.2020 г. именно исходя из указанного в проекте срока окончания технического этапа рекультивации срок исполнения предписания и был продлен до 30.09.2020 г.
Как следует из вышеуказанных Правил рекультивации предусмотрена возможность поэтапного проведения рекультивации земель согласно разработанному проекту, в силу п.28 Правил срок проведения работ определяется указанным проектом.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Заикиным В.Г. рекультивация проводилась в соответствии с действующим законодательством согласно разработанному проекту с указанными в нем сроками, в связи с чем вывод мирового судьи о том, что не окончание полного цикла работ по рекультивации (при том, что предусмотренный проектом срок их окончания не наступил), свидетельствует о неисполнении Заикиным В.Г. предписания, является необоснованным, т.к. установленную в предписании обязанность по проведению рекультивации в части технического этапа (согласно проекту, в связи с чем был установлен и срок исполнения предписания до 30.09.2020 г.) он исполнил.
Данный вывод не противоречит и положениям Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утв.Приказом Россельхознадзора от 08.07.2019 N 662, в силу п.138 которого срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, при этом в случае выявления нарушений, в целях устранения которых необходимо провести рекультивацию земель, срок устранения нарушений устанавливается при наличии проекта с учетом срока окончания работ (этапов) по рекультивации земель установленных указанным проектом.
Согласно п.139 указанного Регламента в случае выдачи должностным лицом Россельхознадзора предписания об устранении нарушений, в целях устранения которых необходимо провести рекультивацию земель, при получении проекта рекультивации земель срок исполнения такого предписания продлевается с учетом срока окончания работ по рекультивации земель, установленных указанным проектом, но не более срока установленного Правилами рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением N 800; при поступлении проекта рекультивации срок исполнения предписания продлевается с учетом срока окончания работ (этапов) по рекультивации земель, установленного указанным проектом; в случае, если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, предписание продлевается с учетом срока проведения каждого этапа рекультивации.
При этом суд отмечает, что вывод о необходимости обращения Заикина В.Г. в территориальный орган Россельхознадзора с заявлением о продлении срока исполнения предписания не основан на нормах закона, т.к. в силу п.140 названного Регламента лицо, которому выдано предписание, вправе направить такое ходатайство в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок, а, как указано выше, технический этап рекультивации был выполнен, срок исполнения биологического этапа не наступил, при этом орган Россельхознадзора располагал данными о сроках работ, указанных в проекте, как на момент сдачи проекта в Россельхознадзор, так и на момент подачи Заикиным В.Г. заявления о продлении срока предписания в марте 2020 г., в связи с чем указанный орган располагал возможностью установления иного срока выполнения предписания с учетом сроков окончания работ согласно пунктов 138,139 Регламента.
Таким образом, само по себе не обращение Заикина В.Г. с ходатайством о продлении срока исполнения предписания не свидетельствует о возможности привлечения его к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.4-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Заикина Вячеслава Геннадьевича на постановление мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г.Пензы от 14.12.2020 г. удовлетворить, постановление мирового судьи судебного участка №8 Октябрьского района г.Пензы от 14.12.2020 г. о привлечении Заикина Вячеслава Геннадьевича к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей отменить, производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
СУДЬЯ