Дело № 12-231/13
Р Е Ш Е Н И Е
г. Можга УР 05 декабря 2013 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Павлова С.С.,
инспектора ЛРР ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «<данные изъяты>» Ц.С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Павлова С.С. на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника полиции ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «<данные изъяты>» от дд.мм.гггг Павлов С.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Событие правонарушения, согласно постановлению, заключается в том, что дд.мм.гггг в <данные изъяты> часов по адресу: <***>, <данные изъяты> почтамт на основании разрешения РХИ №*** от дд.мм.гггг использует и хранит <данные изъяты> единиц служебного оружия и патронов к нему. В нарушение пункта 55 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», пунктов 169.3, 169.5, 169.6 Приказа МВД России от 12.04.1999 г. № 288,- начальник <данные изъяты> Павлов С.С. хранил оружие и патроны.
Павлов С.С. с указанным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Жалоба мотивирована тем, что ОСП <данные изъяты> почтамт осуществляет деятельность с особыми уставными задачами, для этого имеет разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему серии РХИ №***, выданное ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «<данные изъяты>» сроком до дд.мм.гггг
Сотрудники полиции осуществляют контроль за деятельностью юридического лица с особыми уставными задачами на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2011 г. № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны», Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
дд.мм.гггг в нарушение пунктов 2, 6 Правил инспектирования инспектором ЛРР Н.Р.И., Ц.С.М., инженером ТСО МОВО К.А.А. проведена проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в ОСП <данные изъяты>. При этом уведомления о проверке не было, приказ на проверку не представлен.
Согласно акту проверки от дд.мм.гггг было выявлено пять недостатков, предоставлен срок для их устранения до дд.мм.гггг К моменту вынесения постановления по делу об административном правонарушении все замечания сотрудниками почтамта были устранены.
дд.мм.гггг Ц.С.М. и Н.Р.И. повторно провели проверку, однако о внеплановой проверке они не уведомили, приказ не представили, акт не составили.
В постановлении по делу об административном правонарушении указано на неисполнение пунктов 169.3, 169.5 и 169.6 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 г. № 288.
С данными нарушениями заявитель не согласен, т.к. для устранения недостатков по пункту 169.3 Инструкции сотрудники почтамта проварили по диагонали обе двери, добавили ширину полок стального короба до 100 мм.
Из сути пункта 169.1 Инструкции следует, что изготовить два стальных короба с шириной полок не менее 100 мм (пункт 169.3) невозможно, если стена менее 200 мм. В комнате хранения оружия стена менее 200 мм, поэтому изнутри помещение КХО закрыто стальной решеткой (пункт 169.1). Внутренняя металлическая стенка стального короба общая для двух дверей. Запрета иметь общую стенку в инструкции нет.
Из сути пункта 169.3 Инструкции речь идет именно о дверном проеме для двух дверей с шириной полок стального короба не менее 100 мм. В КХО наружная ширина полок 100 мм, внутренняя 140 мм. Дополнительно стальная решетка внутри КХО приварена в каждом месте пересечения со стальным коробом дверного проема, что обеспечивает ещё большую надежность.
Пункт 169.5 Инструкции в акте от дд.мм.гггг не указан как недостаток, однако в постановлении №*** внесен как нарушение. Со слов сотрудников полиции они считают, что площадь поперечного сечения ригелей замков в КХО менее 3 кв.см. Сотрудниками <данные изъяты> проведены замеры рулеткой металлической измерительной, имеющей свидетельство о поверке №***. В результате замеров установлено, что площадь ригеля замка входной двери составляет 6,03 кв.см, площадь ригеля решетчатой двери 3 кв.см. В свою очередь, сотрудники полиции не представили документы по измерительному прибору, которым производились замеры, и не произвели расчетов по площади ригеля.
По пункту 169.6 Инструкции: проводку выполняла организация, имеющая лицензию №*** от дд.мм.гггг (договор о техническом обслуживании №*** от дд.мм.гггг г.). Проводка была уложена в кабель-каналы. Идя навстречу сотрудникам полиции, лицензионная организация проштробила стену, заделала проводку в стену и заштукатурила. Работа была закончена дд.мм.гггг
Сварку дверей и полотна стального короба, заштукатуривание проводки проводили работники <данные изъяты>, имеющие соответствующие квалификацию (К.Ю.А. – электрогазосварщик, В.Г.В. – штукатур).
Кроме того, ранее комната КХО неоднократно проверялась сотрудниками полиции, все замечания вовремя устранялись. Последняя проверка проводилась дд.мм.гггг г., недостатков выявлено не было.
Каких-либо противоправных деяний Павлов С.С. не совершал, все его действия были направлены только на то, чтобы не повлечь причинение или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании Павлов С.С. пояснил, что дд.мм.гггг сотрудниками лицензионно-разрешительной системы проведена проверка комнаты хранения оружия (КХО) <данные изъяты> почтамта. В ходе проверки сотрудниками полиции было установлено пять пунктов нарушения Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288. Для устранения недостатков был установлен срок до дд.мм.гггг
По первому нарушению: стальная дверь была усилена по периметру и диагоналям стальным профилем, в результате чего ширина полок с наружной стороны составила по 100 мм, с внутренней стороны осталась прежней – 140 мм. Решетчатая дверь – приварена по периметру и диагоналям.
По второму нарушению: информация на бирке на металлическом шкафу приведена в соответствии с пунктом 168 Инструкции,
По третьему нарушению: Сотрудники ЛРР считают, что проводка не должна находиться в кабель-каналах, а должна быть заложена в стену и забетонирована (пункт 169.6 Инструкции). Несмотря на то, что в Инструкции нет указания на то, каким образом должна быть скрыта проводка, в целях исполнения предписания, было принято решение проштробить стену и проложить кабель в стене. Работы проводились специализированной монтажной организацией, о чем составлен акт от дд.мм.гггг В связи с тем, что с инспектором ЛРР была достигнута договоренность о том, что он должен проверить правильность выполнения работ и только после этого будут доделаны работы по оштукатуриванию, на момент проверки работы не были завершены. После проведения проверки дд.мм.гггг г., в этот же день стена была заштукатурена.
По четвертому нарушению: информация на бирке на оружии приведена в соответствии с пунктом 163 Инструкции,
По пятому нарушению: опись выполнена в соответствии с пунктом 176 Инструкции.
Таким образом, недостатки в хранении оружия, выявленные в акте от дд.мм.гггг г., были устранены; нарушения правил хранения оружия на момент проверки от дд.мм.гггг отсутствовали.
Кроме этого, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении Павлову С.С. вменено в вину нарушение пункта 169.5 Инструкции. С данным нарушением он не согласен, т.к. сотрудниками <данные изъяты> при помощи рулетки, имеющей свидетельство о поверке, проведены замеры и установлено, что ригель замка входной двери имеет площадь поперечного сечения 6,03 кв.см., ригель замка решетчатой двери 3 кв.см.
Инспектор ЛРР ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «<данные изъяты>» Ц.С.М. с доводами жалобы не согласился, и пояснил, что в отношении <данные изъяты> сотрудниками ЛРР проводилась проверка в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О полиции», Федеральным законом «Об оружии» и пунктом 24.2 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 29.06.2012 г. № 646. Сотрудникам полиции, проводившим проверку, были выданы предписания начальником ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «<данные изъяты>» от дд.мм.гггг На момент проведения проверки дд.мм.гггг со стороны <данные изъяты> почтамта установлены нарушения Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288. А именно, решетчатая дверь выполнена не из прутка, а из арматуры. Стальной короб КХО составляет 140 мм. (нарушение пункта 169.3), ригели замков по площади поперечного сечения менее 3 кв.см (пункт 169.5), проводка сигнализации не оштукатурена, т.е. находится в открытом состоянии (пункт 169.6).
Заслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, образует нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с Правилами: хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (пункты 54, 55).
Согласно ст. 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел.
Должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы территориальных органов МВД России, исполняющие государственную функцию, имеют право: проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов.
Срок исполнения государственной функции при проведении проверки наличия, организации хранения и учета, а также технического состояния оружия и патронов соответствует срокам выполнения отдельных административных процедур (действий) и осуществляется в отношении юридических лиц, осуществляющих хранение или хранение и использование оружия и патронов, - не реже 1 раза в квартал по месту хранения и (или) использования (пункты 5.1, 24.2 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утв. приказ МВД России от 29.06.2012 г. № 646).
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> почтамт ФГУП «<данные изъяты>» имеет разрешение на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему, выданное начальнику Павлову С.С.. Следовательно, на данном лице лежит обязанность по исполнению обязательных требований Правил оборота гражданского и служебного оружия.
дд.мм.гггг в порядке, предусмотренном пунктами 5.1, 24.2, 80 Административного регламента, инспекторами ЛРР Ц.С.М., Н.Р.И. проведена проверка в отношении <данные изъяты> почтамта ФГУП «<данные изъяты>».
В соответствии с пунктом 58 Правил,- требования по размещению оружию и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД РФ от 12.04.1999 г. № 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288 (далее по тексту Инструкция), которая определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.
Павлову С.С. вменяется в вину нарушение пунктов 169.3, 169.5, 169.6 Инструкции, согласно которым:
Дверные проемы оборудуются:
сплошной стальной дверью толщиной не менее 3 мм, усиленной по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм;
решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150 х 150 мм, который также приваривается по периметру и диагоналям;
стальным коробом из профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм (пункт 169.3).
Входная и решетчатая двери должны иметь внутренние замки, разные по секрету, надежные крепления и устройства петель.
Ригели замков или запирающих устройств по площади поперечного сечения должны быть не менее 3 кв.см.
Входная дверь дополнительно оборудуется приспособлениями для опечатывания, а также стальными проушинами толщиной не менее 3 мм для запирания снаружи навесным замком либо вторым внутренним замком (пункт 169.5).
Комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Проводка сигнализации делается в скрытом исполнении.
В случае невозможности по техническим причинам подключения помещения под централизованную охрану оно оборудуется автономной сигнализацией с установкой звуковых и световых сигнализаторов вблизи поста охраны (при круглосуточной охране) либо на внешней стороне здания.
Система энергоснабжения сигнализации должна иметь дублирующий источник электропитания, срабатывающий автоматически при отключении основной электросети.
Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Пропускной режим и режимы внутри указанных объектов с вооруженными огнестрельным оружием охранниками, используемыми техническими средствами охраны должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий.
На объектах организаций, где размещается только гражданское пневматическое, метательное и (или) холодное оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, допускается внутриобъектовые режимы осуществлять с помощью технических средств и пропускного режима, а в помещениях с иным гражданским оружием, приобретение которого гражданами осуществляется без лицензий органов внутренних дел, - с помощью технических средств (пункт 169.6).
Согласно статье 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должно быть указано событие административного правонарушения.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления (ст. 29.10 КоАП РФ).
Вместе с тем, в нарушение ч. 2 ст. 28.2, п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении административным органом не указано: в чем именно выразилось нарушение пунктов Инструкции, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности, т.е. не определена объективная сторона административного правонарушения.
Инспектор ЛРР Ц.С.М. пояснил, что дд.мм.гггг при проверке были зафиксированы нарушения, перечисленные в акте от дд.мм.гггг г., и дополнительное нарушение пункта 169.5 Инструкции, что отражено в рапорте на имя начальника ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «<данные изъяты>» от дд.мм.гггг
Данные обстоятельства, по мнению инспектора, являются достаточным основанием для привлечения к административной ответственности. Судья не соглашается с позицией административного органа по следующим основаниям.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Учитывая положения ст. 28.2, 26.1 КоАП РФ, событие правонарушения должно быть четко определено в протоколе об административном правонарушении путем указания на фактические обстоятельства дела.
В данном случае в материалах дела отсутствует конкретное нарушение, допущенное лицом, привлеченным к административной ответственности, что не позволяет установить факт правонарушения и лишает судью возможности проверить обоснованность предъявленного обвинения.
Кроме того, отсутствие в протоколе об административном правонарушении события правонарушения нарушает право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, о чем правильно указано Павловым С.С. в протоколе.
Допущенные нарушения процессуальных требований являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
В материалы дела заявителем представлен акт от дд.мм.гггг г., в котором зафиксировано следующее: Дверной проем оборудован сплошной стальной дверью толщиной 3 мм, усиленной по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок 3 мм и шириной полки 50 мм; решетчатой дверью из прутка диаметром 16 мм с размером ячеек 140х140 мм, которая приварена по периметру и диагоналям; стальным коробом из профиля с толщиной стенок 5 мм и шириной полок с наружных сторон 100 мм, с внутренней стороны 140 мм. Металлические решетки в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилем проварены. Входная и решетчатая дверь имеют внутренние замки, разные по секрету. Ригель замка входной двери имеет площадь поперечного сечения: 3,1415х0,8х0,8х3=6,03 кв.см., ригель замка решетчатой двери: 3х1=3 кв.см. Входная дверь дополнительно оборудована стальными проушинами толщиной 4 мм для запирания снаружи навесным замком. Проводка сигнализации заштрабована в стену и заштукатурена (сделана в скрытом исполнении).
Оценивая представленные доказательства в совокупности, судья приходит к выводу, что сведения, изложенные в акте, материалами административного дела не опровергнуты. На момент выявления правонарушения соответствующие замеры административным органом не произведены. В рапорте инспектора ЛРР Ц.С.М. от дд.мм.гггг также не указано, в чем состоит нарушение пунктов Инструкции со стороны Павлова С.С.. Таким образом, отсутствуют конкретные факты, относящиеся к событию совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К отзыву на жалобу начальник ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «<данные изъяты>» приложил фотоснимки от дд.мм.гггг Однако по запечатленному изображению невозможно определить, где производилась фотосъемка, что зафиксировано. К протоколу об административном правонарушении фотоснимки не прилагались, поэтому относимость данного доказательства вызывает сомнение.
Письменное объяснение начальника отдела почтовой безопасности И.Р.Е. не является допустимым доказательством, т.к. получено с нарушением требований ст.ст. 17.9, 25.6 КоАП РФ.
Павловым С.С. не оспаривается то обстоятельство, что дд.мм.гггг подрядной организацией выполнены работы по штроблению стены и осуществлен монтаж кабеля. На момент проверки сотрудниками почтамта осуществлялись работы по оштукатуриванию стен. Данное обстоятельство связано с тем, что с инспектором ЛРР была договоренность о том, что он проверит правильность выполнения работ и только после этого будут доделаны работы по оштукатуриванию.
В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Как следует из объяснений Павлова С.С. и материалов административного дела, умысла на нарушение правил хранения оружия у него не было, все его действия были направлены на устранение нарушений.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.
При наличии указанных обстоятельств считаю, что административный орган привлек Павлова С.С. к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
При недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, постановление подлежит отмене, производство по делу – прекращению (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление начальника полиции ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «<данные изъяты>» от дд.мм.гггг в отношении Павлова С.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, отменить. Производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения его копии через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья- Кожевникова Ю.А.