|
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2015 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска
Под председательством судьи Сутягиной С.А.
при секретаре Абакумовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района г.Ижевска в интересах Калимуллиной Р к Министерству социальной, семейной и демографической политики УР (МСЗН УР) о понуждении обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г.Ижевска, действуя в интересах Калимуллиной Р, обратился в суд с иском к МЗСН УР о понуждении к обеспечению путевки на санаторно-курортное лечение за -Дата- Свои требования истец мотивировал тем, что Калимуллина Р является инвалидом <данные изъяты>, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида от -Дата- года, медицинских справок по форме № от -Дата- года, от -Дата- года, выданных БУЗ УР «ГКБ№ МЗ УР» нуждается в санаторно-курортном лечении. Проведенной проверкой выявлено нарушение прав инвалида Калимуллиной Р на санаторно-курортное лечение. Калимуллина Р состоит на учете на получение санаторно-курортного лечения, имеет следующие номера очереди: общий - №, по заболеванию – №; по профилю (неврологический) – № Не предоставление Калимуллиной Р путевки не позволяет ей пройти лечение и комплексную реабилитацию, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Просит обязать Министерство социальной, семейной и демографической политики УР в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу предоставить Калимуллиной Р путевку на санаторно-курортное лечение на -Дата-
В судебном заседании представитель прокурора Октябрьского района Татаринова К.С. настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.
Калимуллина Р в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Министерства социальной, семейной и демографической политики УР Воробьева В.В., действующая по доверенности, извещенная о дне и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть его без участия представителя, представила письменный отзыв, в котором указала на отсутствие финансового обеспечения расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, отсутствие доказательств нуждаемости на момент рассмотрения дела., отсутствие доказательств фактического отказа в предоставлении путевки.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе города Ижевска, извещенный надлежащим образом, в суд не явился.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела:
Калимуллина Р, -Дата- года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, установленной бессрочно с -Дата- года, и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
-Дата- года Калимуллина обратилась в Управление с заявлением о предоставлении путевки, предоставив справку о нуждаемости в санаторно-курортном лечении от -Дата- года, заявление зарегистрировано под №, на момент обращения прокурора в суд Калимуллина Р. состоит на учете в общей очереди №; по заболеванию - №, по профилю под №. Ей выдано уведомление о постановке ее на учет для получения путевки.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд руководствовался требованиями закона.
Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) предусмотрена социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1.1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение изделиями медицинского назначения, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с п.2 ст. 6.3 приведенного выше федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому:
- обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.3.1);
- организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п.3.3);
- граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки (п.3.6);
- при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п.3.7);
- исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п.3.9).
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики о передаче Правительству Удмуртской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2011 года N 889-р, Правительство Удмуртской Республики определило Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики и его территориальные органы уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики.
Также Постановлением Правительства УР от 12 марта 2012 года №81, утвержден Порядок организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п.4, 5 указанного Порядка:
- организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;
- предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - территориальный орган) по месту жительства гражданина, на основании заявлений граждан, представляемых с 1 января 2012 года в территориальный орган либо переданных Министерству региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.
Из материалов дела следует, что Калимуллина Р. своевременно обратилась с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки.
С учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета, не предоставление документов, подтверждающих наличие медицинских показаний.
Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и его территориальные органы являются уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, переданных Правительству Удмуртской Республики.
В связи с изложенным, Министерство социальной, семейной и демографической политики УР не может быть освобождено от исполнения указанных обязанностей, в том числе, и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи», так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав.
Так как Калимуллина Р. обратилась с соответствующим заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, включена в список лиц, находящихся на учете (номер очереди №), ей не могло быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде путевки на санаторно-курортное лечение со ссылкой на израсходование денежных средств, выделенных Российской Федерацией на -Дата-, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Неисполнение государством своих обязанностей в установленный законом период (календарный год) обеспечить санаторно-курортными путевками всех лиц, имеющих право на данную социальную льготу, не является основанием для лишения конкретного гражданина (истца) принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Доводы ответчика о том, что истец Калимуллина Р. не может быть обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение за счет средств -Дата-, поскольку ею не предоставлены документы, подтверждающие наличие медицинских показаний, не могут быть приняты во внимание, опровергаются информацией, представленной Управлением социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска от -Дата- № о том, что Калимуллина Р. обратилась в Управление с заявлением о предоставлении путевки согласно профилю заболевания, состоит на учете по получению санаторно-курортного лечения с -Дата- года, номер очереди № общий, по заболеванию №, по профилю – №, то есть право на получение социальной гарантии в виде санаторно-курортного лечения в -Дата- году за ней признано. Не предоставление медицинских документов не может служить основанием нарушения этого права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 39, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Калимуллиной Р к Министерству социальной, семейной и демографической политики УР о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворить.
Обязать Министерство социальной, семейной и демографической политики УР предоставить Калимуллиной Р путевку на санаторно-курортное лечение за -Дата- течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение по делу.
Решение суда изготовлено судьей в совещательной комнате.
Судья С.А. Сутягина