Дело № 2-49/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2019 года п. Куеда
Куединский районный суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Тимошенко Н.Н.,
при секретаре Миковой О.В.,
с участием истца Кокориной Н.И., ее представителя Сергеевой Н.П.,
ответчиков Чепкасовой Л.И., Семеновой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокориной Нины Ильиничны к Греховой Татьяне Ильиничне, Семеновой Таисье Ильиничне, Чепкасову Ивану Ильичу, Чепкасовой Ларисе Ильиничне, Чепкасову Владимиру Ильичу, Кузьминых Любови Ильиничне о включении в состав наследственного имущества жилого дома, факта принятия наследства, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л
Истец Кокорина Н.И. обратилась в суд с иском к ответчикам
Греховой Т.И., Семеновой Т.И., Чепкасову И.И., Чепкасовой Л.И.,
Чепкасову В.И., Кузьминых Л.И. с указанными требованиями. Иск мотивировала тем, что ее родители и родители ответчиков отец Чепкасов И.И. и мать Чепкасова М.Д. до своей смерти проживали по адресу: <адрес>. Чепкасов И.И. умер 06.09.2007, после его смерти Чепкасова М.Д. до своей смерти 30.01.2011 продолжала проживать по вышеуказанному адресу. Истец Кокорина Н.И. до заключения брака Чепкасова является наследником первой очереди. При жизни Чепкасова И.И. все домовладение по указанному адресу было оформлено на него, Чепкасова М.Д. после его смерти переоформлением правоустанавливающих документов на домовладение не занималась. Право собственности на земельный участок площадью 2 800 кв.м, с кадастровым номером №, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, до настоящего времени ни за кем не установлено. Так как все братья и сестры проживали и проживают в иных населенных пунктах, жилой дом родителей оставался под присмотром сестры Греховой Т.И., проживающей в с. В.Сава. Правоустанавливающих документов на жилой дом после смерти родителей ни истцом ни ответчиками не оформлялись. После смерти родителей, истец постоянно приезжала в родительский дом. С согласия своих сестер и братьев истец забрала себе кухонную утварь из дома родителей, которая принадлежала ее маме, после смерти Чепкасова И.И. Кроме того, после истец забрала из дома родителей: половики, два паласа, одну пуховую перину, одну железную кровать, то есть она фактически приняла наследство после смерти своей матери, которая также после своего мужа фактически приняла наследство, так как продолжала проживать в жилом помещении после его смерти, и продолжала нести все затраты по электроэнергии, содержала жилой дом и земельный участок в надлежаще состоянии. После смерти мамы истец продолжает следить за состоянием дома. Ее братья Чепкасов И.И.,
Чепкасов В.И. и сестры Грехова Т.И., Семенова Т.И., Чепкасова Л.И., Кузьминых Л.И. не претендуют на имущество, которое осталось после смерти Чепкасовой М.Д. и не желают вступать в права наследования после смерти родителей. На основании изложенного просит: включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Чепкасова И.И., Чепкасовой М.Д., жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; установить за Кокориной Н.И. факт принятия наследства, оставшегося после смерти Чепкасовой М.Д.; признать за Кокориной Н.И. право собственности на жилой дом 38,8 кв.м с кадастровым номером № и земельный участок, общей площадью 2 800 кв.м, с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>.
Истец Кокорина Н.И. и ее представитель Сергеева Н.П. на удовлетворении иска настаивали, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Семенова Т.И. в судебном заседании с иском не согласилась, суду пояснила, что все вещи, перечисленные Кокориной Н.И. в исковом заявлении, родители отдали ей при жизни, как и все оставленное имущество, раздали детям при жизни, так как переехали жить к дочери Чепкасовой Л.И. в Ст. Шагирт, и жили у нее до своей смерти.
Ответчик Чепкасова Л.И. с иском не согласилась, суду пояснила, что родители перед переездом к ней раздали все имущество детям еще при жизни, в том числе и Кокориной Н.И. После смерти родителей в доме не было никакого имущества. Все вещи, которые родители взяли с собой перед переездом к ней, остались у нее, никто из ее братьев и сестер вещи родителей после их смерти не брал. После смерти родителей в спорном доме какое-то время жила сестра Грехова Т.И.
Ответчики Грехова Т.И., Чепкасов И.И., Чепкасов В.И., Кузьминых Л.И. о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия, против удовлетворения требований не возражали.
Третьи лица нотариус Куединского нотариального округа, администрация Шагиртского сельского поселения, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления, в которых просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующему:
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
В соответствии со ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина. При объявлении гражданина умершим днем открытия наследства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим, а в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 настоящего Кодекса днем смерти гражданина признан день его предполагаемой гибели, - день смерти, указанный в решении суда.
В силу ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20).
Согласно ст. 1116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствие с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил, действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств и притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
При этом, если наследник, призванный к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный срок, право на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию (наследственная трансмиссия). Право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника. Право на принятие наследства, принадлежавшее умершему наследнику, может быть осуществлено его наследниками на общих основаниях.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о наследовании" от ДД.ММ.ГГГГ N 9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что истец Кокорина Н.И. является дочерью Чепкасова И.И., умершего 06.09.2007, и Чепкасовой М.Д., умершей 30.01.2011, что подтверждается свидетельствами о рождении, заключении брака, смерти (л.д. 9, оборот 9, 10, оборот 10).
Чепкасову И.И. на день смерти принадлежал жилой дом, общей площадью 38,8 кв.м, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 11).
Исковые требования истца Кокориной Н.И. о фактическом принятии наследства основаны на утверждении о том, что она после смерти родителей постоянно приезжала в родительский дом в д. В.Сава. Кроме того, с согласия братьев и сестер забрала из дома родителей кухонную утварь, половики, 2 паласа, одну пуховую перину, одну железную кровать.
Вместе с тем, истцом не представлено суду допустимых и достаточных доказательств, с достоверностью подтверждающих факт фактического принятия ею наследства в течение 6 месяцев после смерти матери Чепкасовой М.Д., то есть совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, либо иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Из пояснений истца Кокориной Н.И. следует, что в установленный законом срок она к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась. Спорным домом в период с 2008 года по 2016 год, то есть до и после смерти родителей, пользовалась ответчик Грехова Т.И., что подтверждается показаниями ответчиков Семеновой Т.И., Чепкасовой Л.И. данными ими в судебном заседании и письменными показаниями ответчика Чепкасова В.И.
Кроме того, ответчики Семенова Т.И., Чепкасова Л.И. суду пояснили, что умершие Чепкасов И.И. и Чепкасова М.Д. также являются их родителями. В 2007 году отец и мать переехали к дочери Чепкасовой Л.И., перед отъездом родители при жизни раздали все имущество детям, в том числе и имущество указанное истцом в иске, с собой родители взяли личные вещи, одежду, фотографии, документы, которые остались у Чепкасовой Л.И. После смерти родителей в доме вещей не осталось.
Из письменных показаний ответчиков Чепкасова И.И., Чепкасова В.И., Кузьминых Л.И., следует, что родители при жизни отдали вещи и домашний скот дочерям Семеновой Т.И., Чепкасовой Л.И., а Кокорина Н.И. взяла из дома родителей кухонную утварь, половики, 2 паласа, одну пуховую перину, одну железную кровать, между тем сведений о том, когда именно Кокорина Н.И. взяла себе указанные вещи, до или после смерти родителей, письменные показания не содержат, что исключает возможность установить факт принятия наследства Кокориной Н.И.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кокориной Нины Ильиничны к Греховой Татьяне Ильиничне, Семеновой Таисье Ильиничне, Чепкасову Ивану Ильичу, Чепкасовой Ларисе Ильиничне, Чепкасову Владимиру Ильичу, Кузьминых Любови Ильиничне о включении в состав наследственного имущества жилого дома, факта принятия наследства, признании права собственности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форм.
Судья Куединского районного суда Тимошенко Н.Н.
В окончательной форме решение изготовлено 18.02.2019.
Судья Куединского районного суда Тимошенко Н.Н.