РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 19 января 2016 г.
Октябрьский районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего Майко П.А.,
при секретаре Ховалыг С.С.
с участием заместителя прокурора района Биттер А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Красноярск к Бударин Ю.А. об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности и признании права собственности.
У С Т А НО В И Л :
Истец обратился в суд с данным иском, указывая, что ответчику принадлежит 1/2 доля земельного участка по адресу - Красноярск, Х и Х по данному адресу. В связи с муниципальной нуждой, для строительства жилых домов, требуется изъять земельный участок ответчиков. В связи с данным, истец просит в судебном порядке произвести выкуп истцом у ответчика земельного участка по спорному адресу за 4135450 руб., прекратив у ответчиков право собственности на земельный участок и жилое помещение – Х, признав за истцом, право собственности на данный земельный участок.
Представитель истца и представитель УКС иск поддержали.
Ответчик не явился. Надлежаще был уведомлен. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие. С иском согласен.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных прав.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц,.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, в том числе заключение заместителя прокурора, суд установил –
В соответствии с распоряжением администрации города Красноярска №1340-ж от 19.11.2010 года, распоряжением №229-арх от 10.2.2014 года, приложений к ним, в целях инженерного обеспечения строящихся жилых домов, признано муниципальной нуждой, зарезервированы ряд земельных участков, в том числе и земельный участок с кадастровым номером У
Согласно распоряжения администрации г. Красноярска от 8 мая 2014 года №913-арх, земельный участок с кадастровым номером У, принадлежащий, в том числе, и ответчику, изъят путем выкупа для муниципальных нужд.
Как установил суд, из свидетельства о регистрации права, ответчику принадлежит 1/2 доля в праве собственности на земельный участок по адресу - Красноярск, Х и Х по данному адресу.
Истец извещал почтой ответчиков о выкупе земельного участка и квартиры, согласно почтовых извещений, имеющихся в деле, но ответчик уклонился от их получения.
Статья 35 (части 1, 3) Конституции Российской Федерации гарантирует, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 6, 8 - 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и части 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Статья 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно указанной статье закона принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Такой порядок предусмотрен законодателем в статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ), в соответствии с положениями которой земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
По настоящему делу процедура изъятия части земельного участка, и квартиры, принадлежащих ответчику, была соблюдена, решение об изъятии земельного участка принято компетентным органом.
Под равноценным возмещением законодателем понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Положениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК Российской Федерации и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза.
Заявляя требования о выкупе земельного участка с возмещением убытков ответчику, причиненных ему, как собственнику, изъятием части земельного участка, истец ссылается на отчет оценки рыночной стоимости убытка участку земли, от 9.2.2015 года составленный независимым специалистом-оценщиком, ООО КАБИНЕТ ОЦЕНЩИКА
Согласно данному отчету оценки, величина рыночной стоимости убытка, причиненного ответчику, изъятием у него части земли, с учетом жилого помещения, составила 4135450 руб.. В отчете указано, что размер убытков определен исходя из среднерыночной стоимости самого земельного участка, жилого помещения, и размера самих убытков от изъятия земли, связанных с поиском иного земельного участка, квартиры, их приобретения и оформления в собственность.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки ".
Ответчики не привели доказательств каких-либо нарушений указанного выше Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" или федеральных стандартов, допущенных оценщиком.
Между тем, в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком доказательств иной оценки размера убытков, причиненных истцом, не предоставлено, ходатайств о назначении судебных экспертиз для его установления не заявлялось.
Наоборот представитель истца представил заявление о признании иска полностью.
Статья 173 ГПК РФ предусматривает, что 1. Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. 2. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. 3. При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. 4. В случае непринятия судом отказа истца от иска, признания иска ответчиком или неутверждения мирового соглашения сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу.
С учетом вышеизложенного суд полагает удовлетворить иск полностью.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Изъять для муниципальных нужд в собственность муниципального образования – город Красноярск, объекты недвижимости : 1/2 доля земельного участка по адресу - Красноярск, Х и Х по данному адресу принадлежащие Бударин Ю.А., с прекращением за ним права собственности на данное имущество, выплатой в его пользу 4135450 руб. и признанием права собственности на 1/2 доли земельного участка по адресу - Красноярск, Х и Х по данному адресу за муниципальным образованием – город Красноярск,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течении месяца с момент изготовления мотивированного решения, которое можно получить через 5 дней в канцелярии суда.
Председательствующий судья Майко П.А.