ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2020 года г.о. Озеры
Озерский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Котовой О.А.,
при секретаре Бирюковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-85/2020 по исковому заявлению ФИО2, ФИО11, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4 к ФИО9 обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений ФИО9 обороны Российской Федерации об обязании заключить договор социального найма,
у с т а н о в и л:
истцы обратились в суд с указанным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений ФИО9 обороны РФ, мотивируя свои требования тем, что отцу ФИО11 - ФИО5 и членам его семьи: жене ФИО6, детям ФИО7 и ФИО8 была предоставлена квартира в воинской части № по адресу: <адрес>. Родители ФИО11 умерли, сестра вышла замуж и выехала из квартиры. ФИО11 вышла замуж и у нее имеется трое детей, истец имеет статус многодетной матери. Для получения льгот и субсидий ФИО11 необходимо предоставить в Управление социальной защиты населения договор социального найма жилого помещения. ФИО11 обратилась в Департамент жилищного обеспечения ФИО9 обороны РФ с просьбой заключить с ней договор социального найма, но письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано со ссылкой на то, что жилье ей не предоставлялось. Указывает, что в случае, если после смерти нанимателя, а также выезда его в другое место жительства в жилом помещении остаются проживать члены его семьи, договор социального найма не признается расторгнутым и продолжает действовать на тех же условиях, при этом нанимателем признается один из проживающих или все проживающие признаются сонанимателями. Согласно ордера, квартира ФИО5 была предоставлена не как служебное жилое помещение и не в связи с исполнением трудовых обязанностей.
На основании ст.ст. 47, 51 Жилищного кодекса РСФСР, ст.ст. 60, 67, 69, 70, 82 Жилищного кодекса РФ просят суд обязать Департамент жилищного обеспечения ФИО9 обороны РФ заключить с ФИО11 и членами ее семьи договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика было привлечено ФИО9 обороны Российской Федерации.
В судебное заседание истцы не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ФИО9 обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений ФИО9 обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФИО9 обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «Главного управления жилищным фондом» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, исковые требования оставляет на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» ФИО9 обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения по делу.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и членам его семьи: жене ФИО6, детям ФИО7 и ФИО8 предоставлена трехкомнатная квартира в воинской части № по адресу: <адрес> площадью № кв.м.
Родители истца ФИО5 и ФИО6 умерли. Сестра истца ФИО7 вышла замуж и выехала из квартиры.
Согласно справке о заключении брака, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак, после заключения брака ей была присвоена фамилия ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО11 и ФИО11 прекращен, после расторжения брака супруге присвоена фамилия ФИО15.
Из материалов дела усматривается, что ФИО11 имеет троих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и является многодетной матерью, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из домовой книги, в <адрес> зарегистрированы и проживают ФИО11, ФИО2, ФИО3, ФИО4
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. «а» п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона от 29.12.2004 №189-ФЗ, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В связи с этим при рассмотрении настоящего спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Частью первой статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 и на момент предоставления Осипенко А.С. в 1985 году жилого помещения) предусматривалось, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 №5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР», утратившим силу 26.04.2007, было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20 Постановления).
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от ведомственной принадлежности жилья.
В соответствии с положениями ст. 17 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда был предусмотрен ст. 43 ЖК РСФСР, в соответствии с которой жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Статья 10 ЖК РСФСР предусматривала, что жилые помещения предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно информации ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» жилое помещение по адресу: <адрес> (отдельная трехкомнатная квартира, общая площадь № кв.м.) предоставлено ФИО5 по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду ФИО9 обороны РФ. Сведения о заключении договора социального найма ФИО5 и членами его семьи на жилое помещение по адресу: <адрес>, сведения о предоставлении государственного жилищного сертификата ФИО13, а также сведения об обязательстве о сдаче жилого помещения по указанному адресу отсутствуют. Квартира № в <адрес> включена в список жилых помещений, планируемых к передаче в муниципальную собственность.
Сведения о присвоении статуса служебного жилого помещения спорной квартире по адресу: <адрес> отсутствуют; в состав муниципального жилищного фонда городского округа Озеры квартира не входит.
Доказательств того, что спорная квартира на момент выдачи ДД.ММ.ГГГГ ордера была включена в перечень специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке, суду стороной ответчика не представлено.
Таким образом, к правоотношениям сторон должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
То обстоятельство, что спорная квартира находится в ведении ФИО9 обороны РФ, само по себе не свидетельствует о том, что данное помещение автоматически включено в специализированный жилищный фонд и имеет статус служебного жилого помещения.
ФИО11 с детьми длительное время проживает в квартире по адресу: <адрес>, оплачивает коммунальные услуги.
Требование истцов об обязании заключить с ними договор социального найма спорного жилого помещения, подлежит удовлетворению в соответствии со ст. ст. 47, 50, 51 ЖК РСФСР, ст. ст. 60, 61 ЖК РФ, так как занимаемая истцами квартира относится к ведомственному фонду социального использования.
Руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
обязать ФИО9 обороны РФ заключить с ФИО11 и членами ее семьи: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в Озерский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись
Копия верна
Судья О.А. Котова
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Секретарь ФИО12