Дело № 2-2588/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2012 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи О.В. Селезневой,
с участием секретаря судебного заседания О.Н. Зубёнковой,
с участием в деле
истца В.А. Митяева, его представителя Л.Ю. Еконии, адвоката, представившей удостоверение № 338 и ордер № 30 от 25 октября 2012 года,
ответчика – Российской Федерации,
представителя ответчика – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, его представителя Т.С. Качаевой, представившей доверенность от 29 декабря 2011 года № 1/1180,
прокурора – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска И.М. Мещеряковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.А. Митяева к Российской Федерации о взыскании с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия за счет средств федерального бюджета в его пользу недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 05 января 1997 года по 31 октября 2012 года включительно в размере 1 733 034 руб. 03 коп. и о взыскании с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия за счет средств федерального бюджета в его пользу начиная с 01 ноября 2012 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 26 661 руб. 87 коп. с последующей индексацией в установленном порядке,
установил:
В.А. Митяев обратился с иском к Российской Федерации, представителем которой в данном случае является Министерство внутренних дел по Республике Мордовия, о перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате аварии на Чернобыльской АЭС, взыскании недополученных сумм за прошлое время, понуждении к назначению ежемесячных денежных выплат в счет компенсации вреда, причиненного здоровью, в большем размере.
В обоснование иска указал, что в период с 21 августа по 16 сентября 1986 года он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 1997 году ему впервые установлена инвалидность <данные изъяты> группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, и 40 % утраты профессиональной трудоспособности на период с 05 января 1997 года и до 01 февраля 2002 года.
С 23 января 2002 года заключением МСЭ ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, и 80 % утраты профессиональной трудоспособности на период с 23 января 2002 года и до 01 февраля 2004 года.
Заключением учреждения МСЭ от 28 января 2004 года В.А. Митяеву повторно установлена инвалидность <данные изъяты> группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, и 80 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.
Как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы ответчик производит В.А. Митяеву выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в твердой сумме, размер которой с 15 февраля 2001 года составлял 1000 рублей, с 23 января 2002 года – 2500 рублей, с 01 января 2009 года составляет 5404 руб. 86 коп.
С размером выплачиваемой ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью истец не согласен. Полагает, что ответчик неверно исчислил и назначил ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме с существенным занижением, тогда как он имеет право на ежемесячную денежную компенсацию, исчисленную из условного заработка, поскольку он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС менее полного календарного месяца, в связи с этим полагающаяся ему ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда, причиненного здоровью, должна быть исчислена из условного заработка с применением предусмотренных законом индексов исходя из уровня инфляции. При этом просил суд исходить из применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года из наиболее благоприятного для него критерия индексации компенсационной выплаты с учетом роста величины прожиточного минимума по Республике Мордовия.
По данным основаниям просил суд взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в его пользу за счет средств федерального бюджета недополученные суммы ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС за период со 02 июня 1998 года по 30 июня 2009 года включительно в размере 474 599 рублей 73 копеек и начиная с 01 июля 2009 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 12 797 рублей 52 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.
15 сентября 2009 года В.А. Митяев размер исковых требований увеличил, просил суд взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в его пользу за счет средств федерального бюджета недополученные суммы ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС за период с 01 января 2001 года по 31 августа 2009 года включительно в размере 499 854 руб. 65 коп. и начиная с 01 сентября 2009 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 13 328 рублей 29 копеек с последующей индексацией с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, определяемого Правительством Российской Федерации.
11 октября 2012 года В.А. Митяев размер исковых требований увеличил, просил суд взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в его пользу за счет средств федерального бюджета недополученные суммы ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС за период с 01 января 2001 года по 30 сентября 2012 года включительно в размере 2 569 060 рублей 50 копеек и начиная с 01 октября 2012 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 23 628 рублей 00 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке (т.д. 2, л.д. 87-96).
29 октября 2012 года В.А. Митяев уточнил исковые требования и изменил их размер, просил суд взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в его пользу за счет средств федерального бюджета недополученные суммы ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС за период с 05 января 1997 года по 31 октября 2012 года включительно в размере 1 733 034 руб. 03 коп. и начиная с 01 ноября 2012 года возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 26 661 руб. 87 коп. ежемесячно с последующей индексацией в установленном законом порядке (т.д. 2, л.д. 199-105).
В судебном заседании истец В.А. Митяев и его представитель Л.Ю. Екония поддержали заявленные истцом исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении об уточнении исковых требований и изменении их размера, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Т.С. Качаева исковые требования В.А. Митяева не признала, просила суд отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачиваемой истцу МВД по Республике Мордовия, исчислен верно, в соответствии с установленным законом порядком. Оснований для выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в ином размере не имеется.
Заслушав объяснения истца, представителей сторон, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования В.А. Митяева подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования В.А. Митяева подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в период с 21 августа по 16 сентября 1986 года В.А. Митяев принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 26).
Согласно выписке из акта освидетельствования во ВТЭК 05 января 1997 года В.А. Митяеву впервые установлена инвалидность <данные изъяты> группы вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, на срок до 01 февраля 2002 года.
Согласно справке № от 23 января 2002 года В.А. Митяеву установлена инвалидность <данные изъяты> группы вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, и степень утраты профессиональной трудоспособности 80 % на период с 23 января 2002 года до 05 декабря 2003 года.
По результатам освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы 28 января 2004 года Митяеву В.А. установлена <данные изъяты> группа инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, и степень утраты профессиональной трудоспособности - 80 % бессрочно (т.д. 1, л.д. 30, 31, 32, 33, 34).
С 05 января 1997 года истец является пенсионером МВД, инвалидом <данные изъяты>, а в последующем <данные изъяты> группы вследствие заболевания, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС.
Впервые выплаты в возмещение вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС назначены истцу с 05 января 1997 года, как инвалиду <данные изъяты> группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В.А. Митяеву ответчиком производится выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, размер которой с 01 января 2012 года составляет 6990 руб. 07 коп. (т.д. 2, л.д. 98-99).
Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года регулировались пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ).
Вышеуказанная норма материального права гарантировала инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составлял менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения.
Поскольку истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 21 августа по 15 сентября 1986 года, период его работы, повлекшей инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, составил менее одного полного календарного месяца, под которым понимается работа с первого числа месяца до первого числа, следующего за ним месяца, и тем самым размер возмещения вреда может быть исчислен исходя из условного месячного заработка.
Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 06 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года, а с 06 января 2000 года – Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Данными законодательными актами закреплен единый принцип определения размера возмещения вреда в случае, если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца. В этом случае размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (статья 15 Правил, статья 12 Федерального закона).
Таким образом, условный месячный заработок, из которого должен исчисляться размер возмещения вреда здоровью, составляет 4339 руб. 19 коп. согласно следующему расчету:
((171 руб. 52 коп. (август 1986 года) + 171 руб. 52 коп. (сентябрь 1986 года) : 61 день) = среднедневной сохраненный заработок по месту работы + (407 руб. 49 коп. : 26 дней) среднедневной заработок за работу на ЧАЭС) х 30,42 (среднее число рабочих дней истца в году) х 6,7, где
26 дней – общее количество дней выполнения истцом работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (с 21 августа по 15 сентября 1986 года);
30,42 – среднее число рабочих дней истца в 1986 году (365 дней : 12 месяцев), поскольку начисление заработка производилось истцу за календарное количество дней в каждом месяце (т.д. 1, л.д. 29);
6,7 – коэффициент увеличения заработка, определенного в 1986 году (пункт 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1).
При определении среднего числа рабочих дней истца в 1986 году равным 30,42 дням суд принимает обоснованные доводы истца и его представителя о том, что истец был направлен для выполнения работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы со своего места работы. В тот период он проходил службу в ОВД СССР в качестве командира отделения. Порядок прохождения службы для военнослужащих в ОВД СССР предусматривался Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД СССР, утвержденным 23 октября 1973 года, согласно пункту 40 которого для сотрудников рядового и начальствующего состава устанавливалось ненормированное рабочее время.
Согласно показаниям свидетеля ФИО8 и объяснениям В.А. Митяева и его представителя, В.А. Митяев работал сутки (с 8 утра до 8 утра (24 часа)) через двое, хотя положено было работать сутки через трое.
В этой связи начисления В.А. Митяеву произведены с учетом ненормированного рабочего времени, за фактически отработанное время, а именно календарное количество рабочих дней. В 1986 году согласно личной карточке истцом отработано 365 дней, общее количество отработанных месяцев 12.
В отношении гражданских лиц, которые не относились к категории военнослужащих, как правило, применяется индекс 21,2 или 25,4, в зависимости от того, за сколько дней в неделю начислялся заработок. В.А. Митяев относится к категории военнослужащих, начисление денежного довольствия начислялось ему за календарное количество дней и поэтому в данном случае применен именно такой индекс. Применение иного индекса, по мнению суда, не обосновано и приведет к нарушению прав истца.
В соответствии с частью второй пункта 2 вышеуказанного Постановления средний месячный заработок увеличивается в шесть раз и составляет 26 035 руб. 14 коп. согласно следующему расчету:
4339 руб. 19 коп. х 6.
В силу части 3 статьи 11 Правил при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.
Согласно статье 2 Федерального закона от 1 ноября 1995 года № 160-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации» при назначении пенсий или их перерасчете после 01 ноября 1995 года суммы заработка, полученные до 01 ноября 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент, предусмотренный статьей 1 настоящего Федерального закона.
Следовательно, сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается: с 01 ноября 1992 года – в 2,5 раза; с 01 февраля 1993 года – в 1,9 раза; с 01 мая 1993 года – в 1,9 раза; с 01 августа 1993 года – в 1,8 раза; с 01 мая 1994 года – в 1,3 раза; с 01 апреля 1994 года - в 1,8 раза; с 01 октября 1994 года – в 1,51 раза; с 01 ноября 1994 года – в 1,2 раза; с 01 мая 1995 года – в 1,27 раза; с 01 июня 1995 года – в 1,2 раза; с 01 августа 1995 года – в 1,05 раза; с 01 января 1996 года – в 1,15 раза; с 01 мая 1996 года – в 1,1 раза (Закон Российской Федерации от 21 октября 1992 года № 3697-1; постановление ВС РФ от 15 января 1993 года № 4296-1; постановление ВС РФ от 15 апреля 1993 года № 4810-1; постановление ВС РФ от 14 июля 1993 года № 5436-1; Федеральный закон от 5 мая 1994 г. № 2-ФЗ; Указ Президента РФ от 10 декабря 1993 г. № 2121; Федеральный закон от 31 октября 1994 года № 30-ФЗ; Федеральный закон от 31 октября 1994 года № 31-ФЗ; Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 44-ФЗ; Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 99-ФЗ; Федеральный закон от 27 июля 1995 года № 117-ФЗ; Федеральный закон от 1 ноября 1995 года № 160-ФЗ; Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 55-ФЗ).
С учетом изложенного сумма заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет 3 630 099 руб. 05 коп. согласно следующему расчету:
26 035,14 руб. х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 х 1,1.
Следовательно, размер денежной суммы возмещения вреда, подлежащий назначению истцу с 05 января 1997 года, с учетом степени утраты трудоспособности составил 1 452 039 руб. 62 коп. (3 630 099 руб. 05 коп. х 40 %), а с 01 января 1998 года с учетом деноминации – 1452 руб. 04 коп. (1 452 039 руб. 62 коп. х 0,001).
В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288), статьей 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01 января 1995 года до 29 ноября 2002 года) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда.
Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации:
с 01 июля 2000 года – в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»);
с 01 января 2001 года – в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»).
Таким образом, размер возмещения вреда составил:
с 01 июля 2000 года – 2295 руб. 68 коп. (1452 руб. 04 коп. х 1,581);
с 01 января 2001 года – 3477 руб. 96 коп. (2295 руб. 68 коп. х 1,515).
Таким образом, по состоянию на 15 февраля 2001 года размер выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, должен был составлять 3477 руб. 96 коп. вместо 859 руб. 21 коп., фактически выплачиваемых.
С 01 апреля 2001 года ответчик производил истцу выплату ежемесячной денежной компенсации на основании Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в размере 1000 рублей.
Между тем после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ выплата в возмещение вреда, причиненного здоровью, должна производиться исходя из условного заработка с учетом степени утраты трудоспособности, поскольку его размер (3477 руб. 96 коп.) существенно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренный вышеуказанным Федеральным законом для инвалидов <данные изъяты> группы (1 000 руб.), только в этом случае возмещение вреда будет наиболее полным и права истца не будут нарушены.
Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 октября 2005 года № 364-О указал, что решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года, суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации.
До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П).
Следовательно, при исчислении денежной суммы, подлежащей выплате в возмещение вреда здоровью, базовый размер указанной компенсационной выплаты мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в Республике Мордовия с 01 января 2002 года – в 1,297 раза, с 01 января 2003 года – в 1,275 раза, с 01 января 2004 года – в 1,144 раза.
После 29 мая 2004 года законодателем введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ).
В соответствии с новым порядком индексации указанная компенсационная выплата должна повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции с 19 июня 2002 года – в 1,12 раза, с 01 января 2003 года – в 1,12 раза, с 01 января 2004 года – в 1,1 раза, с 01 января 2005 года – в 1,11 раза, с 1 января 2006 года – в 1,09 раза, с 01 января 2007 г. – в 1,08 раза, с 01 января 2008 года – в 1,105 раза, с 01 января 2009 года – в 1,13 раза, с 01 января 2010 года – в 1,1 раза, с 01 января 2011 года – в 1,065 раза, с 01 января 2012 года – в 1,06 раза (постановления Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая № 292, от 24 марта 2006 года № 163, от 25 апреля 2006 года № 246, от 3 марта 2007 года № 143, от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009 года № 1024, от 21 декабря 2010 года № 1079, от 8 декабря 2011 года № 1019).
Вместе с тем применение нового порядка индексации возмещения вреда здоровью не должно приводить к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), и следовательно, при рассмотрении данного дела надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для истца критерия индексации указанной компенсационной выплаты (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года № 364-О).
Очевидно, что для истца наиболее благоприятным будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты начиная с 01 января 2002 года будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с 01 января 2005 года повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции.
Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате истцу:
с 01 января 2002 года составляет 4510 руб. 91 коп. (3477 руб. 96 коп. х 1,297);
с 23 января 2002 года с учетом установления второй группы инвалидности и 80% утраты профессиональной трудоспособности, составляет 9021 руб. 79 коп. (3 630 099 руб. 05 коп. х 80% х 0,001 х 1,581 х 1,515 х 1,297);
с 01 января 2003 года составляет 11 502 руб. 78 коп. (9021 руб. 79 коп. х 1,275);
с 01 января 2004 года составляет 13 159 руб. 18 коп. (11 502 руб. 78 коп. х 1,144);
с 01 января 2005 года составляет 14 606 руб. 69 коп. (13 159 руб. 18 коп. х 1,11);
с 01 января 2006 года составляет 15 921 руб. 29 коп. (14 606 руб. 69 коп. х 1,09);
с 01 января 2007 года составляет 17 194 руб. 99 коп. (15 921 руб. 29 коп. х 1,08);
с 01 января 2008 года составляет 19 000 руб. 46 коп. (17 194 руб. 99 коп. х 1,105);
с 01 января 2009 года составляет 21 470 руб. 52 коп. (19 000 руб. 46 коп. х 1,13);
с 01 января 2010 года составляет 23 617 руб. 57 коп. (21 470 руб. 52 коп. х 1,1);
с 01 января 2011 года составляет 25 152 руб. 71 коп. (23 617 руб. 57 коп. х 1,065);
с 01 января 2012 года составляет 26 661 руб. 87 коп. (25 152 руб. 71 коп. х 1,06).
Таким образом, исходя из наиболее благоприятного для истца критерия индексации возмещения вреда здоровью, размер указанной компенсационной выплаты, подлежащей выплате истцу с 01 ноября 2012 года, должен составлять 26 661 руб. 87 коп.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Закона Российской Федерации «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государство взяло на себя обязательство возместить истцу вред, причиненный здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом в своем постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Однако на протяжении всего периода ответчик производит истцу выплату денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, не в полном объеме.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 445-О и в соответствии с обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года абзац четвертый статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, применению не подлежит.
Следовательно, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца неполученные им суммы возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, за период с 05 января 1997 года по 31 октября 2012 года включительно в размере 1 733 034 руб. 03 коп. согласно представленному истцом расчету, который проверен судом и является верным:
Так, общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате за период с 05 января 1997 года по 31 декабря 1999 года, составляет: 1452 руб. 04 коп. : 31 день х 27 дней + 1452 руб. 04 коп. х 35 мес. = 52 086 руб. 08 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2000 году, составляет 1452 руб. 04 коп. х 6 мес. + 2295 руб. 68 коп. х 6 мес. = 22 486 руб. 32 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2001 году, составляет 3477 руб. 96 коп. х 12 мес. = 41 735 руб. 52 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2002 году, составляет (4510 руб. 91 коп. : 31 день х 22 дня) + (9021 руб. 79 коп. : 31 день х 9 дней) + 9021 руб. 79 коп. х 11 мес.) = 105 060 руб. 21 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2003 году, составляет 11 502 руб. 78 коп. х 12 мес. = 138 033 руб. 36 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2004 году, составляет 13 159 руб. 18 коп. х 12 мес. = 157 910 руб. 16 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2005 году, составляет 14 606 руб. 69 коп. х 12 мес. = 175 280 руб. 28 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2006 году, составляет 15 921 руб. 29 коп. х 12 мес. = 191 055 руб. 48 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2007 году, составляет 17 194 руб.
99 коп. х 12 мес. = 206 339 руб. 88 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2008 году, составляет 19 000 руб. 46 коп. х 12 мес. = 228 005 руб. 52 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2009 году, составляет 21 470 руб. 52 коп. х 12 мес. = 257 646 руб. 24 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2010 году, составляет 23 617 руб. 57 коп. х 12 мес. = 283 410 руб. 84 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате в 2011 году, составляет 25 152 руб. 71 коп. х 12 мес. = 301 832 руб. 52 коп.
Общая сумма возмещения вреда, подлежащая выплате за период с 01 января по 31 октября 2012 года, составляет 26 661 руб. 87 коп. х 10 мес. = 266 618 руб. 70 коп.
Итого за период с 05 января 1997 года по 31 октября 2012 года включительно ответчик должен был выплатить истцу денежную сумму в возмещение вреда в размере 2 427 501 руб. 11 коп. согласно следующему расчету:
52 086 руб. 08 коп. + 22 486 руб. 32 коп. + 41 735 руб. 52 коп. + 105 060 руб. 21 коп. + 138 033 руб. 36 коп. + 157 910 руб. 16 коп. + 175 280 руб. 28 коп. + 191 055 руб. 48 коп. + 206 339 руб. 88 коп. + 228 005 руб. 52 коп. + 257 646 руб. 24 коп. + 283 410 руб. 84 коп. + 301 832 руб. 52 коп. + 266 618 руб. 70 коп.
Согласно материалам пенсионного дела В.А. Митяева фактически в указанный период времени ответчиком ему выплачена денежная сумма в возмещение вреда в размере 694 467 руб. 08 коп. согласно следующему расчету
4721 руб. 16 руб. (1997 год) + 5270 руб. 40 коп. (1998 год) + 7427 руб. 58 коп. (1999 год) + 9180 руб. 29 коп. (2000 год) + 11 577 руб. 63 коп. (2001 год) + 76 454 руб. 60 коп. (2002 год) + 37 632 руб. (2003 год) + 41 400 руб. (2004 год) + 45 954 руб. (2005 год) + 50 089 руб. 92 коп. (2006 год) + 54 097 руб. 08 коп. (2007 год) + 59 777 руб. 28 коп. (2008 год) + 67 548 руб. 36 коп. (2009 год) + 74 303 руб.16 коп. (2010 год) + 79 132 руб. 92 коп. (2011 год) + 69 900 руб. 70 коп. (январь-октябрь 2012 года) (т.д. 1 л.д. 77-300, т.д.2, л.д. 119-195).
В силу части первой статьи 5 базового Закона предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Следовательно, надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация.
Исходя из этого и поскольку финансирование расходных обязательств Российской Федерации является обязанностью государства, присужденные денежные суммы в возмещение вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета.
Поскольку формирование и ведение личных дел сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принятие решений о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации производится Министерством внутренних дел по Республике Мордовия, надлежащим представителем ответчика по данному делу является Министерство внутренних дел по Республике Мордовия.
При таких обстоятельствах исковые требования В.А. Митяева к Российской Федерации о взыскании с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия за счет средств федерального бюджета в его пользу недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 05 января 1997 года по 31 октября 2012 года включительно в размере 1 733 034 руб. 03 коп. и о взыскании с Министерства внутренних дел по <адрес> за счет средств федерального бюджета в его пользу начиная с 01 ноября 2012 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 26 661 руб. 87 коп. с последующей индексацией в установленном порядке являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск В.А. Митяева к Российской Федерации о взыскании с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия за счет средств федерального бюджета в его пользу недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 05 января 1997 года по 31 октября 2012 года включительно в размере 1733 034 руб. 03 коп. и о взыскании с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия за счет средств федерального бюджета в его пользу начиная с 01 ноября 2012 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 26 661 руб. 87 коп. с последующей индексацией в установленном порядке удовлетворить.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия за счет средств федерального бюджета в пользу В.А. Митяева недополученные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 05 января 1997 года по 31 октября 2012 года включительно в размере 1 733 034 руб. 03 коп. (одного миллиона семисот тридцати трех тысяч тридцати четырех рублей трех копеек).
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Мордовия выплачивать В.А. Митяеву начиная с 01 ноября 2012 года за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 26 661 руб. 87 коп. (двадцати шести тысяч шестисот шестидесяти одного рубля восьмидесяти семи копеек) с последующей индексацией в установленном порядке
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева