Дело №2-514/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 января 2013 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Малиновской И.Э.
при секретаре Соловьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Геращенковой Л.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
у с т а н о в и л :
Геращенкова Л.В. обратилась в суд с требованием к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в обоснование указав, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем 30.05.2012 г. обратилась с соответствующим заявлением к ответчику, в котором поставила вопрос о предоставлении участка площадью примерно 1800 кв.м. расположенного рядом с домом № в <адрес> и согласно представленной ей схемы расположения участка. Однако в этом ей было необоснованно отказано в виду того, что земельный участок расположен рядом с одноэтажным объектом недвижимости без номера, не огорожен, не обрабатывается, границы земельного участка под данным объектом не определены, в связи, с чем не возможно определить возможность формирования испрашиваемого земельного участка.
Геращенкова Л.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, по основаниям изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области З., возражал против удовлетворения иска, просил в иске отказать, указав, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, так как в результате проведенного обследования участка установлено, что земельный участок расположен рядом с одноэтажным объектом недвижимости без номера в <адрес>, не огорожен, не обрабатывается, на нем произрастают деревья и кустарники, границы земельного участка не определены, в связи с отсутствием границ земельного участка под объектом недвижимости не возможно формирование испрашиваемого земельного участка истицей.
Представитель Администрации г.Смоленска - К. просила в иске отказать ввиду наличия обстоятельств свидетельствующих о наличии прав третьего лица на спорный участок.
Представитель Администрации Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области С. в судебном заседании указал, что часть земельного участка на который претендует истица налагается на земельный участок, который предоставлен их администрации под здание администрации сельского поселения являющегося собственностью Муниципального образования Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области, извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствии.
Черных Б.Н., извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился, своего представителя в суд не направил.
Суд, заслушав лиц явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области № 23-з от 10.06.2003 года «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» инвалидам, ветеранам труда земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст.30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно такое предоставление должно осуществляться исходя из положений п.4 ст.30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления.
Постановлением Администрации Смоленской области от 09.12.2008 года № 690, Департамент имущественных отношений Смоленской области реорганизован в форме присоединения к нему Главного земельного управления Смоленской области переименованием в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, которому переданы функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе – герое Смоленске.
Предоставление земельного участка возможно лишь при соблюдении требований земельного законодательства с учетом правового режима испрашиваемого земельного участка и разрешенного использования (ст. 1 ЗК РФ, ст. ст. 1, 18, 23, 36, 37 Градостроительного Кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что Геращенкова Л.В. являясь <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением и необходимыми документами в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного в <адрес>, расположенного рядом с домом № в соответствии с приложенной схемой.
Письмом ответчика от 20.06.2012 г. истице Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области дан ответ, из которого следует, что в результате проведенного обследования испрашиваемого истцом участка было установлено, что земельный участок на который претендует истец, расположен рядом с земельным участком на котором находиться одноэтажный объект недвижимости без номера, участок на котором расположен объект недвижимости не огорожен, не обрабатывается, на нем произрастают деревья и кустарники. Согласно данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.Смоленска границы земельного участка под указанным объектом недвижимости не определены. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположение границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют собственники зданий, строений, сооружений. Отсутствие границ земельного участка под объектом недвижимости без номера в <адрес> не позволяет формирование испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д. 7).
В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и представленных так же документов следует, что здание административного сельского округа,которое находится на земельном участке расположенном рядом с истребуемым истцом находится в собственности Муниципального образования «Смоленский район» на основании решения №67 от 14.09.1993 г. Смоленского районного Совета народных депутатов.
Постановлением Главы муниципального образования «Смоленский район» от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с решением Смоленской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О присоединении Миовидовского с/о к Пригорскому сельскому округу муниципального образования «Смоленский район» Миловидовский сельский округ присоединен к Пригорскому сельскому округу с наименованием Пригорский сельский округ.
Постановлением Главы Муниципального образования Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень имущества находящегося в собственности образования Пригорского сельского поселения Смоленского района в состав которого вошло и указанное здание администрации, расположенное по адресу <адрес> и числится на балансе Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. При указанные земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из представленной кадастровой выписки о земельном участке на котором расположено здание администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, кадастровый номер 67:18:005 01 03 :0002, плана земельного участка, исполнительской съемки усматривается, что земельный участок площадью 1619 кв.м., расположенный по адресу <адрес> относится к категории земель - земли поселений, разрешенное использование – под здание сельской администрации.
Так же принимая во внимание представленные сторонами документы и схемы, как истца с изображением места расположения истребуемого земельного участка, так и окружающих его объектов недвижимости и земельных участков, усматривается, что часть испрашиваемого истцом участка налагается на земельный участок на котором расположено здание администрации.
Таким образом, анализ имеющихся в деле доказательств не позволяет суду прийти к выводу о наличии оснований для принятия положительного решения об удовлетворении заявленных истцом требований в виду следующего.
Согласно ч. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Согласно ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка Правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц, одним из документов территориального планирования является Генеральный план городского округа (ст. 18 Градостроительного кодекса РФ), таким образом, определенные в Генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
В силу п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 37 ст. 30, ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.
На основании ч.ч. 3-4, 9 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент для каждой территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Таким образом, земельное и градостроительное законодательство исходит из того, что разрешенные условия использования территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Кроме того, исходя из взаимосвязанных положений п.5 ч.1 ст.1, ст.28, 30 ЗК РФ земельный участок, предоставляемый под строительство, должен быть свободен от прав третьих лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется посредством проведения торгов (п.6 ст. 30 ЗК РФ).
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Таким образом, судом установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок от прав третьих лиц не свободен, поскольку частично накладывается на земельный участок <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., правом на который обладает Администрация Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
При таких установленных обстоятельствах не имеется законных оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о предоставлении ей в собственность конкретного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Геращенковой Л.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Малиновская И.Э.
М.р.и.01.02.2013 г.