Дело № 2-784/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года г. Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Устьянцева Н.С.,
при секретаре Семьяновой Т.Б.,
И.С., гражданское дело по иску Чебаркульского городского прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> о возложении обязанности зарегистрировать право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Чебаркульский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> о возложении обязанности в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - канализационные сети, материал ПЭ диаметром <данные изъяты> мм, протяженностью <данные изъяты>., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной надзорной проверки было установлено, что на территории Чебаркульского муниципального района имеются объекты недвижимого имущества - сети и объекты водоснабжения и водоотведения, а именно: канализационные сети, материал ПЭ диаметром <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>. Указанный объект недвижимости числится в реестре муниципальной собственности, однако, право муниципальной собственности в установленном порядке не зарегистрировано. Отсутствие должного контроля за сооружениями теплотрасс, водопроводными и канализационными сетями, может привести к их разрушению, нарушит права граждан на охрану жизни, здоровья и благоприятную среду, предусмотренные Конституцией РФ, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Меры обеспечения безопасности данных объектов не могут быть реализованы по причине отсутствия должного оформления прав, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Таким образом, невыполнение органом местного самоуправления обязанности по регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества системы водоснабжения и водоотведения Чебаркульского муниципального района, не соответствуют требованиям ст. 131 Гражданского кодекса РФ и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе на подачу газа (л.д. 3-5).
Прокурор Зыкина И.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям, против установления восьмимесячного срока для проведения ответчиком государственной регистрации права не возражала.
Представитель ответчика администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> в суд не явился. Ответчик извещен о месте и времени судебного заседания, предоставил отзыв с просьбой увеличить срок исполнения решения суда с трех месяцев до восьми, не возражал против удовлетворения исковых требований, просил рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Представители третьих лиц управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района <адрес>, администрация Сарафановского сельского поселения, управления Росреестра по <адрес> в суд не явились. Третьи лица извещены о месте и времени судебного заседания. Управление Росреестра по <адрес> в направленном в суд мнении на исковое заявление просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения прокурора Зыкиной И.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении искового заявления в части.
В соответствии с п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
Согласно п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Положениями п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 6 ст. 131 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на территории Чебаркульского муниципального района <адрес> имеются объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, посредствам которых осуществляется водоотведение с территории муниципального района.
В состав централизованной системы водоотведения с территории Чебаркульского муниципального района <адрес>, помимо прочих объектов, входит недвижимое имущество - канализационные сети, материал ПЭ диаметром <данные изъяты> мм, протяженностью <данные изъяты> м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>. Указанное имущество включено в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Сарафановское сельское поселение».
Указанный объект недвижимости находится на балансе муниципального образования «Сарафановское сельское поселение», объект включен в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района, между тем, право собственности на него не зарегистрировано.
Согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес>, информация о зарегистрированном праве муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района на объект недвижимости - канализационные сети, материал ПЭ диаметром <данные изъяты> мм, протяженностью <данные изъяты> м., расположенные по адресу: <адрес>, д. <адрес> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
В соответствии с п. 28.1 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 горда № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 горда №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из указанных норм законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию систем водоотведения, в том числе обязан обеспечить государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты системы водоотведения.
Администрацией Чебаркульского муниципального района <адрес> соответствующих мер по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на объект централизованной системы водоотведения - водопровод, протяженностью <данные изъяты> км., расположенный по адресу: <адрес>, не приняты.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что несмотря на то, что в Администрацию Чебаркульского муниципального района <адрес> поступали сведения о недвижимом имуществе канализационные сети, материал ПЭ диаметром <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, Администрация Чебаркульского муниципального района <адрес> право собственности на данный объект не зарегистрировала.
При этом, суд учитывает, что орган местного самоуправления - Администрация Чебаркульского муниципального района <адрес>, в силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о регистрации права собственности.
Поскольку уклонение администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> от государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект централизованной системы водоотведения негативно влияет на исполнение возложенных на нее обязанностей по обеспечению водоотведения с территории городского округа, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сооружений, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей Чебаркульского муниципального района на получение коммунальных услуг надлежащего качества, не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Чебаркульского горпрокурора и о возложении на администрацию Чебаркульского муниципального района <адрес> обязанности в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - канализационные сети, материал ПЭ диаметром <данные изъяты>, протяженностью <данные изъяты> м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, с приложением необходимых для государственной регистрации прав документами, предусмотренными Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чебаркульского городского прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Чебаркульского муниципального района <адрес> о возложении обязанности зарегистрировать право собственности - удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Чебаркульского муниципального района <адрес> обязанность в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - канализационные сети, материал ПЭ диаметром <данные изъяты> мм, протяженностью <данные изъяты> м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, с приложением необходимых для государственной регистрации прав документами, предусмотренными Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2019 года
Судья Н.С. Устьянцев