ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении административного искового заявления
г. Саранск 13 августа 2019 г.
Судья Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Катикова Н.М., рассмотрев заявление Архипова Михаила Михайловича об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства № от 24.05.2016г. по гражданскому иску в уголовном деле № в отношении Архипова Михаила Михайловича,
установил:
Архипов М.М. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указывая, что 27 августа 2008 г. в отношении Архипова М.М. вынесен приговор по части 1 статьи 105, пункту «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с решением по гражданскому иску о взыскании с Архипова М.М. в пользу Назаровой Л.В. денежной компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей и 19 515 рублей в счет возмещения причиненного материального ущерба, а всего 519 515 рублей. Приговор Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия вступил в законную силу 06 августа 2008 г. Исполнительный лист взыскателем получен в установленные законом сроки и предъявлен к исполнению, возбуждено исполнительное производство № от 25.08.2008 г. Исполнительный лист возвращен взыскателю Назаровой Л.В. 21 января 2010 г. в связи с тем, что по адресу проживания должника имущества, принадлежащего ему, не обнаружено. С 21.01.2010 г. исполнительный лист взыскателем для взыскания не предъявлялся. В 2015 г. взыскатель Назарова Л.В. обратилась в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока для предъявления к исполнению исполнительного листа и возобновлении исполнительного производства № от 25.08.2008 г. Определением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Косовой Л.В. от 02.03.2015 г. в удовлетворении заявления взыскателя отказано. Однако в 2016 г. взыскатель Назарова Л.В. обратилась в Пролетарский районный суд г. Саранска с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа, указав, что исполнительный лист был утерян при пересылке. Определением судьи Пролетарского районного суда г.Саранска Полубояровой Л.А. от 09.02.2016 г. заявление взыскателя удовлетворено, выдан дубликат исполнительного листа, который был предъявлен взыскателем к исполнению. 25 мая 2016 г. судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Пролетарскому району г. Саранска Киляков А.В. возбудил исполнительное производства № в нарушение вступившего в законную силу определения суда от 02.03.2015 г., которым было отказано в восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению. Нарушение срока предъявления исполнительного листа к исполнению является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 3 части 1 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При таких обстоятельствах, постановление № о возбуждении исполнительного производства нельзя признать соответствующим требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральному закону «Об исполнительном производстве», оно подлежит отмене. Архипов М.М. освободился из мест лишения свободы 30 августа 2018 г. Его представителем Архиповой В.И. принимались неоднократные попытки о восстановлении его прав. Однако судебный пристав-исполнитель доводы о незаконном возбуждении исполнительного производства не принимал. В связи с чем, ссылаясь на нормы статей 441, 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит: восстановить срок на подачу жалобы на постановление о возбуждении исполнительного производства № от 24.05.2016 г. судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Пролетарскому району г. Саранска Килякова А.В.; постановление о возбуждении исполнительного производства № от 24.05.2016 г. по гражданскому иску в уголовном деле №1-19/2008 в отношении Архипова М.М. отменить; исполнительное производство № от 24.05.2016 г. по дубликату исполнительного листа № прекратить.
Определением Пролетарского районного суда г. Саранска от 13 августа 2019 г. в принятии указанного заявления отказано на основании пункта 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку Архиповым М.М. фактически оспариваются действия судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, данное требование подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
Заявление от имени Архипова М.М. подписано и подано в суд Архиповой В.И. как представителем Архипова М.М., в подтверждение чего приложена светокопия доверенности № от 04.09.2016 г.
Согласно части 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица. В частности, в доверенности должно быть оговорено право представителя:
1) на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;
2) на заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;
3) на подачу встречного административного искового заявления;
4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;
5) на полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;
6) на изменение предмета или основания административного иска;
7) на передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);
8) на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
9) на обжалование судебного акта;
10) на предъявление исполнительного документа к взысканию;
11) на получение присужденных денежных средств или иного имущества.
Таким образом, в доверенности, выданной представляемым лицом для участия в качестве представителя по административному делу, должно быть специально оговорено право представителя на подписание административного искового заявления и подачу его в суд.
Как видно из приложенной к материалам заявления доверенности № от 04.09.2016 г., выданной на имя Архиповой В.И. отбывающим срок наказания в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Мордовия Архиповым М.М. и удостоверенной временно исполняющим обязанности начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Мордовия Фединым В.И., право представителя на подписание административного искового заявления и подачу его в суд в ней не оговорено.
Согласно пункта 4 части первой статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
При изложенных обстоятельствах, судья приходит к выводу о возвращении административного искового заявления.
Также судья считает необходимым обратить внимание на следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются, среди прочего: доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
В силу части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Указание таких сведений в административном исковом заявлении связано с требованиями, предусмотренными пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС Российской Федерации). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.
Руководствуясь пунктом 4 части первой статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
возвратить заявление Архипова Михаила Михайловича об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства № от 24.05.2016г. по гражданскому иску в уголовном деле №1-19/2008 в отношении Архипова Михаила Михайловича, в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Возвращение административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня вынесения настоящего определения.
Судья