Дело: №2-2264/2022
УИД: 63RS0044-01-2022-003990-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2022 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самара Пименова Е.В.,
при помощнике судьи Мартюшовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2264/22 по иску Клеповой Оксаны Евгеньевны к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самары, Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара, МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз» о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Истец Клепова О.Е. обратился в суд с указанным иском к ответчикам указав, что истец является собственником автомобиля Lexus RX270 государственный регистрационный знак №
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 13 часов 30 минут во время движения по проезжей части на принадлежащий мне автомобиль упало, стоявшее вдоль проезжей части, дерево. Происшествие произошло в городе Самара на <адрес> в районе <адрес>.
Данный факт зафиксирован ИДПС 1 роты 2 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В результате падения дерева автомобилю причинен ущерб в виде многочисленных повреждений кузова автомобиля и его навесных частей, повреждено остекление, фары и салон автомобиля.
Указанный ущерб автомобилю причинен по вине Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самары и Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара, отвечающих за благоустройство и озеленение данной территории.
Согласно заключению экспертной организации №К-24/21 от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта в общей сумме 599 300 рублей, в том числе ущерб, причиненный транспортному средству в размере 589 300 рублей, расходы на проведение экспертизы в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ответчиков солидарно в пользу Истца стоимость восстановительного ремонта в общей сумме 599 300 рублей, в том числе ущерб, причиненный транспортному средству в размере 589 300 рублей, расходы на проведение экспертизы в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Козленков С.А. исковые требования поддержал с учетом уточнения по указанным в иске основаниям, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого просил в удовлетворении исковых требований к Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара отказать, поскольку считают себя ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель ответчика МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз» Немченков Г.П. просил в иске отказать, поскольку считает, что они являются ненадлежащими ответчиками.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежаще. Ранее в судебных заседаниях представитель по доверенностям Дубовицкая Е.И. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала возражения на исковое заявление, также указала, что между Департаментом и МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию и ремонту зеленых насаждений на озелененных территориях общего пользования, содержанию территорий общего пользования (площадей) городского округа Самара. Согласно данному муниципальному контракту бульвар по <адрес> находится на содержании МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз». Просила в удовлетворении требований к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара отказать в полном объеме. Считает, что надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец Клепова О.Е. является собственником транспортного средства Lexus RX270 государственный регистрационный знак А793КХ763, что подтверждается свидетельством о регистрации ТС.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 13 часов 30 минут во время движения по проезжей части на принадлежащий истцу автомобиль Lexus RX270 государственный регистрационный знак № упало, стоявшее вдоль проезжей части, дерево. Происшествие произошло в городе Самара на <адрес> в районе <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении <адрес>, схемой ДТП.
В результате падения дерева автомобиль истца получил повреждения.
Судом установлено, что упавшее на автомобиль истца дерево произрастало на территории общего пользования, а именно на бульваре по <адрес> в <адрес>.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с подп.15 п.1 ст. 5 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (утв. Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 444), работы по содержанию и благоустройству территории городского округа в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют: в парках, скверах, на бульварах, на газонах, в том числе расположенных на них тротуарах, пешеходных зонах, лестничных сходах - организации, осуществляющие содержание зеленых насаждений.
Пунктом 1 ст.31 указанных Правил определено, что весь комплекс агротехнических мер по уходу за зелеными насаждениями, охране, защите, учету зеленых насаждений, охране почвенного слоя, санитарной очистке озелененных территорий от отходов собственными силами осуществляются:
- физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - на земельных участках, находящихся в их собственности, аренде, на ином праве пользования, владения, и прилегающих к ним территориях;
- собственниками помещений в многоквартирном доме либо лицом, ими уполномоченным - на территориях придомовых и прилегающих к многоквартирным домам;
- Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - на озелененных территориях общего пользования, в границах дорог общего пользования местного значения городского округа, сведения о которых внесены в реестр муниципального имущества городского округа;
- администрациями внутригородских районов - на иных территориях, не указанных в настоящем пункте и не закрепленных для содержания и благоустройства за физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Абзацем 2 п.13 ст.7 указанных Правил определено, что удаление деревьев, упавших на проезжую часть дорог, тротуары, фасады и кровли жилых и производственных зданий, обеспечивают организации, на обслуживании которых находится данная территория.
Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара», согласно которого Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства. (п.1.1), и в соответствии с п. 3.1 выступает заказчиком: по проектированию, реконструкции (за исключением реконструкции объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог местного значения), капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства (за исключением установки, ремонта и содержания парковочного оборудования и технических средств организации дорожного движения на парковках (парковочных местах), используемых в том числе на платной основе), проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты), природоохранных объектов и мероприятий экологической направленности, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа Самара, а также по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в отрасли благоустройства и экологии.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара и МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз» заключен муниципальный контракт №-МЗ/20, согласно п.1.1, Подрядчик (МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз») обязуется в соответствии с Заданием и Условиями настоящего Контракта выполнить работы по содержанию и ремонту зеленых насаждений на озелененных территориях общего пользования, содержанию территорий общего пользования (площадей) г.о.Самара, а Заказчик (Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара) обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего Контракта.
Приложения № к Муниципальному контракту №-МЗ/20, Заказчиком дано задание подрядчику, в том числе по уходу за деревьями (п.14), по валке деревьев (п.1 Раздела 3 «Ремонт зеленых насаждений на озелененных территориях общего пользования г.о.Самара»), по проведению санитарной обрезки деревьев (п. 2 Раздела 3).
Согласно Перечня объектов для выполнения работ по содержанию и ремонту зеленых насаждений на озелененных территориях общего пользования, содержанию территорий общего пользования (площадей) г.о.Самара в рамках заключенного муниципального контракта №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, бульвар по <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В соответствии с п. 20 Приложения № к муниципальному контракту №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, Заказчик в течение 5 рабочих дней после заключения контракта, далее не позднее пятого числа месяца, предшествующего месяцу производства работ передает в адрес Подрядчика План-задание на квартал (с указанием объектов, объемов, кратностей и видов работ) на: выполнение работ по ремонту зеленых насаждений и иных элементов благоустройства; выполнение работ по содержанию зеленых насаждений и иных элементов благоустройства.
Согласно п.45 Приложения № к муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз» обязан ежегодно проводить плановую оценку состояния озелененных территорий и осуществлять ее два раза в год – весной и осенью. При этом пунктом 6.7 муниципального контракта предусмотрено, что МП г.о. Самара «Спецремстройзеленхоз» несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам при исполнении настоящего Контракта, при наличии его вины.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз» надлежащим образом не оценило состояние данного дерева и не предприняло надлежащих мер, предусмотренных муниципальным контрактом №-МЗ/20, в результате чего ветка дерева упала ДД.ММ.ГГГГ на автомобиль истца.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является МП г.о. Самара «Спецремстройзеленхоз», в связи с чем именно с него подлежит взысканию материальный ущерб, причиненный истцу в результате падения ветки дерева на его транспортное средство. В удовлетворении исковых требований истца к остальным ответчикам о возмещении материального ущерба надлежит отказать.
Согласно заключения (исследования) №К-24/21 от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного ООО «ЕВРОНЕКС», стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, полученных автомобилем Lexus RX270 государственный регистрационный знак №, без учета износа составляет 589 300 руб.
Суд считает, что представленное истцом заключение (исследование) №К-24/21 от ДД.ММ.ГГГГ в подтверждение причиненного Клеповой О.Е. размера материального ущерба, соответствуют требованиям ч.3 ст. 67 ГПК РФ, является относимым, допустимым и достоверным доказательством.
Размер причиненного ущерба ответчиками не оспаривался, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялся.
Оснований для критической оценки заключения (исследования) №№ от ДД.ММ.ГГГГ, суд не усматривает, как и не находит оснований считать его необоснованным или противоречивым.
С учетом изложенного, суд считает возможным положить в основу решения заключение (исследование) №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика МП г.о. Самара «Спецремстройзеленхоз» в пользу Клеповой О.Е стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в размере 589 300 руб. законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, с МП г.о. Самара «Спецремстройзеленхоз» в пользу истца подлежит взысканию расходы на проведение экспертизы в размере 10000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 9193 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Клеповой Оксаны Евгеньевны к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самары, Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара, МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз» о возмещении ущерба– удовлетворить частично.
Взыскать с МП г.о.Самара «Спецремстройзеленхоз» в пользу Клеповой Оксаны Евгеньевны, паспорт серии № № выдан <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возмещение материального ущерба в размере 589 300 руб., расходы по проведению экспертного исследования в размере 10 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 9193 руб. 00 копеек.
В удовлетворении требований Клеповой О.Е. к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самары, Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.01.2023 года.
Судья . Е.В. Пименова
.
.
.