Дело № 2-3851/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2011 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе председательствующего (судьи) Коженовой Т.В.
при секретаре Очеретнюк В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курбасова В.Н. о признании действий Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска незаконными, понуждении согласования схемы расположения земельного участка,
у с т а н о в и л:
Курбасов В.Н. обратился в суд с заявлением о признании действий Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска незаконными, понуждении согласования схемы расположения земельного участка, указав, что является собственником <адрес>(а) по <адрес> и земельного участка площадью 680 кв.м., на котором расположен указанный дом. Кадастровый номер участка №. 20.06.2011 г. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении дополнительно за плату в собственность земельного участка площадью 371 кв.м., прилегающего к его земельному участку. Ответом от 29.06.2011 г. Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обязал его в срок до 20.09.2011 г. предоставить кадастровый паспорт земельного участка с приложением схемы расположения на кадастровом плане. Указанные документы были им предоставлены, однако Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска своим сообщением от 01.08.2011 г. отказало в согласовании схемы расположения дополнительного земельного участка, сославшись на то, что по нему проходит сложившаяся пешеходная дорожка. Считает отказ необоснованным, поскольку на испрашиваемом земельном участке действительно имеется пешеходная тропинка, однако она не предусмотрена планом застройки г. Смоленска, не оборудована, в т.ч. не заасфальтирована, не освещена, никем, кроме него, не убирается. Кроме того, основная масса людей пользуется параллельно расположенной оборудованной пешеходной дорожкой, проходящей между Современной гуманитарной академией (<адрес>) и детским дошкольным учреждением (<адрес>). Просит признать действий Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска незаконными и обязать администрацию согласовать схему расположения земельного участка.
Заявитель Курбасов В.Н. в судебное заседание не явился, его интересы представляет Горин А.А., согласно доверенности (л.д. 21).
В судебном заседании представитель заявителя Курбасова В.Н. - Горин А.А. поддержал исковые требования доверителя, дополнительно пояснил, что указанная Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска тропинка не заасфальтирована, не освещена, находится на краю оврага. Люди, проходящие по ней, вынуждены держаться за забор заявителя, чтобы не упасть, тем самым приводя его в негодность. Некоторые жильцы на тропинке устроили свалку - выбрасывают туда мусор. Заявителю приходится периодически его убирать. Вечерами на тропинке собирается молодежь, сорит, распивает спиртные напитки, ломает забор. Кроме того, в этом месте бывают случаи грабежей и насилия. Основная масса людей пользуется параллельно расположенной оборудованной пешеходной дорожкой, проходящей между Современной гуманитарной академией (<адрес>) и детским дошкольным учреждением (<адрес>). Жильцы одноэтажной застройки <адрес> и <адрес> не возражают против выдела в собственность Курбасову В.Н. земельного участка с тропинкой, что подтверждено их заявлением, приобщенным к материалам дела.
Представитель Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска Андреева О.В. в судебном заседании, считая требования Курбасова В.Н. необоснованными, поддержала отзыв на заявление (л.д. 23), пояснила, что в границы испрашиваемого земельного участка попадает пешеходная дорожка, которая на топографическом плане г. Смоленска обозначена как асфальтовая. Дорожка является сложившейся, общего пользования, предназначена для удобства передвижения пешеходов и жителей близлежащих домов, поэтому не может быть предоставлена в чью-либо собственность. На основании п. 12 ст. 85 ЗК РФ просит отказать заявителю в удовлетворении его требований.
Выслушав пояснения представителя Курбасова В.Н. - Горина А.А., представителя Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
По делу установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.12.2008 г. № Курбасов В.Н., на основании договора купли-продажи от 06.11.2008 г., является собственником земельного участка площадью 680 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>(а), кадастровый номер № (л.д. 13).
20.06.2011 г. Курбасов В.Н. обратился с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность за плату земельного участка, прилегающего к земельному участку по <адрес>(а) <адрес> (л.д. 16).
Согласно сообщению Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 29.06.2011 г. для решения вопроса о предоставлении дополнительно в собственность за плату земельного участка, прилегающего к земельному участку по <адрес>(а) <адрес> необходимо предоставить кадастровый паспорт земельного участка с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (л.д. 9).
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории выполнена ООО ПКФ «Г», площадь участка составила 371 кв.м. (л.д. 7, 8, 10, 11, 12), съемка текущих изменений согласована с ОАО «Центр Телеком», нанесена на топографический план г. Смоленска (л.д. 14).
Как следует из сообщения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска от 01.08.2011 г. согласование схемы расположения дополнительного земельного участка отклонено в связи с перекрытием испрашиваемого земельного участка сложившейся пешеходной дорожки (л.д. 18).
По правилам п. 1 ст. 11.2, ст. 11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ к документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков.
При этом согласно пунктам «а-г» ч. 3 ст. 42 названного Кодекса основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства. Проект планировки территории является основой для разработки проекта межевания территорий и в его составе - градостроительных планов земельных участков (ч. 9 ст. 42, ч. 6 ст. 43 названного Кодекса).
Таким образом, ст. 42 Градостроительного кодекса РФ устанавливает обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. При этом обязательным элементом проекта планировки является план красных линий.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты) (ч. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из представленной Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Смоленска схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (л.д. 27), копии топографического плана (л.д. 24), распечатки информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска (л.д. 25) на испрашиваемом земельном участке отсутствуют так называемые «красные линии», обозначающие линейные объекты.
Из пояснений представителя Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска следует, что в границы испрашиваемого земельного участка попадает сложившаяся пешеходная дорожка, которая на топографическом плане г. Смоленска обозначена как асфальтовая, однако эти данные опровергаются фотографиями, из которых усматривается, что вдоль забора, ограждающего участок Курбасова В.Н., проходит узкая, неухоженная незаасфальтовая тропинка с накиданными местами на неё деревянными досками, не оборудованная центральным освещением. Вдоль тропинки в некоторых местах забор разрисован краской и поломан (л.д. 31-53). Из представленных администрацией планов также не усматривается, что на спорном земельном участке оборудована именно асфальтовая дорожка.
Из распечатки информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. Смоленска, топографического плана следует возле <адрес>(а) по <адрес> расположен овраг, сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки с индивидуальной малоэтажной застройкой.
Согласно коллективному письму жителей одноэтажной застройки по <адрес> и <адрес> они не возражают против выделения земельного участка с частью тропинки, проходящей вдоль участка по <адрес>(а) Курбасову В.Н. в собственность, указывая, что она не благоустроена, не оборудована, служит местом скопления мусора и небезопасна для прохождения в темное время суток (л.д. 15).
Доказательств, подтверждающих, что присоединение испрашиваемого земельного участка к участку заявителя полностью перекроет подход к другим участкам и домам не представлено.
Также суд находит несостоятельными ссылки представителя Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска о том, что на планах тропинка обозначена как асфальтированная пешеходная дорожка, опровергающиеся, в том числе представленными суду фотографиями (л.д. 31-53), учитывая то, что иных препятствий в предоставлении Курбасову В.Н. испрашиваемого земельного участка не имеется, его заявление о признании действий Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска незаконными, понуждении согласования схемы расположения земельного участка подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Курбасова В.Н. удовлетворить.
Признать действия Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска по отказу согласовать схему земельного участка (дополнительного) к основному незаконными.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска согласовать схему расположения земельного участка(дополнительного) к основному на кадастровом плане(карте) соответствующей территории в г. Смоленске, изготовленную ООО ПКФ «Г», по адресу: <адрес>, в районе <адрес> А, площадью 371 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий Т.В. Коженова
Решение в окончательной форме изготовлено 14.11.2011 г.