Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1288/2016 от 06.04.2016

Дело № 33а- 1288/2016 Судья Михеева Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2016 года              город Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Склярука С.А.,

судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Пивченко Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к Лаврусевичу С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,

по апелляционной жалобе административного ответчика Лаврусевича С.А. на решение Советского районного суда города Орла от 16 сентября 2015 года, которым, с учетом определения Советского районного суда города Орла об исправлении описки от 15 марта 2016 года, постановлено:

«Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Лаврусевичу С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Лаврусевича С.А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу взыскана задолженность по налогам в общей сумме <...> руб. (<...>)».

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., изучив апелляционную жалобу, выслушав возражения на жалобу представителя административного истца ФИО7, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу (далее по тексту - ИФНС России по г. Орлу, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лаврусевичу С.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу и пени за несвоевременную уплату налогов.

В обоснование административного иска указывала, что Лаврусевич С.А. является собственником объектов недвижимого имущества - жилых домов и земельных участков, расположенных в городе Орле, а также транспортных средств, и в силу налогового законодательства обязан своевременно уплачивать налоги на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2011 - 2013 г.г., земельного и транспортного налога за 2013 г., налоговый орган направил Лаврусевичу С.А. налоговые уведомления, в которых указывал на необходимость уплаты налогов в установленный в них срок.

Поскольку налоговые уведомления, направленные административному ответчику по состоянию на 24 февраля 2014 года - по транспортному налогу за 2013 год, по состоянию на 27 февраля 2014 года - по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2013 год, по состоянию на 29 апреля 2014 года - по налогу на имущество физических лиц за 2011-2013 г.г., по состоянию на 11 марта 2014 года - по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2013 год им в установленный срок исполнены не были, налоговым органом на основании ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Лаврусевича С.А. были направлены требования об уплате недоимки по налогам и пени.

Ссылаясь на то, что Лаврусевичем С.А. не были исполнены требования об уплате недоимки по налогам и пени, в порядке приказного судопроизводства взыскать недоимку и пени также не представилось возможным, ИФНС России по городу Орлу обратилась в суд за принудительным взысканием задолженности по налогам в общей сумме <...> руб., в том числе по транспортному налогу за 2013 г. в сумме <...> руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <...> руб., по налогу на имущество физических лиц за 2011-2013 г.г. в сумме <...> руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме <...> руб., по земельному налогу за 2013 г. в сумме <...> руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме <...> руб.

В суде первой инстанции представитель ИФНС России по г. Орлу ФИО7 уточнила заявленные требования, просила с учетом перерасчета задолженности взыскать с Лаврусевича С.А. недоимку по налогам и пени в размере <...> рублей.

В процессе судебного разбирательства представитель административного ответчика ФИО12., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления, мотивируя нарушением налоговым органом процедуры внесудебного взыскания налоговой задолженности и пропуском налоговым органом срока обращения в суд за принудительным взысканием недоимки.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Лаврусевич С.А. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения ввиду пропуска административным истцом срока обращения в суд.

Относительно апелляционной жалобы ИФНС России по городу Орлу поданы письменные возражения.

Административный ответчик Лаврусевич С.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, судебной коллегией постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено Налоговым Кодексом РФ. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством по налогам и сборам.

Исходя из положений п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Порядок налогообложения имущества физических лиц до 1 января 2015 года был установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», утратившим силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 360 НК налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

На основании п.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с главой 28 НК РФ на территории Орловской области установлен и введен в действие региональный транспортный налог. Законом Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-ОЗ «О транспортном налоге» определены ставки налога, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками.

Как указано в п. 3 ст. 363 НК РФ, ст. 4 Закона Орловской области «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 ст. 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании п.3 ст. 363, п.4 ст. 397, п.3 ст. 409 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п.2 ст. 52 НК РФ).

Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогам ему направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст. 48 НК РФ).

Как видно из материалов административного дела, основанием для обращения налогового органа в суд послужило неисполнение административным ответчиком Лаврусевичем С.А., как собственником жилых домов и земельных участков, расположенных в <адрес>, земельного участка по <адрес>, а также транспортных средств <...> и <...>, обязанности по уплате в установленный законом срок налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога и пеней.

Материалами дела подтверждается, что недоимка по уплате налогов образовалась вследствие неисполнения Лаврусевичем С.А. обязанности по уплате налогов после направления в его адрес налогового уведомления об уплате налога на имущество физических лиц за 2011-2013 г.г. в сумме <...> руб., об уплате транспортного налога за 2013 год в сумме <...> руб., земельного налога за 2013 г. в сумме <...> руб. и налога на имущество физических лиц за 2013 г. в сумме <...> руб., об уплате земельного налога за 2013 г. в сумме <...> руб., налога на имущество физических лиц за 2013 г. в сумме <...> руб., которые налогоплательщиком в срок исполнены не были.

Поскольку Лаврусевич С.А. не исполнил обязанность по уплате налогов, то ИФНС России по городу Орлу в соответствии с требованиями статей 69, 70 НК РФ направила в его адрес требования , , по состоянию на 10 февраля 2014 года со сроком уплаты до 25 марта 2014 года, по состоянию на 14 ноября 2014 года со сроком уплаты до 29 декабря 2014 года.

Ввиду неисполнения административным ответчиком требований об уплате недоимки по налогам и пени, налоговый орган, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Судебный приказ от 12 февраля 2015 г. был отменен определением мирового судьи судебного участка <...> района <адрес> от 23 марта 2015 г. в связи с поступившими от Лаврусевича С.А. возражениями.

С требованием о принудительном взыскании налога и пеней налоговый орган обратился в суд в порядке искового производства 30.06.2015, т.е. в пределах шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, что соответствует требованиям п. 3 ст. 48 НК РФ.

В ходе судебного разбирательства ИФНС по г. Орлу произведен перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 2011 г., 2012 г., 2013 г. С учетом перерасчета задолженность Лаврусевича С.А. по налогу на имущество физических лиц составила <...> рублей.

Проверив порядок выставления требований об уплате налогов, а также сроки обращения в суд за принудительным взысканием недоимки и пени по требованиям о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2013 г., недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2011 г. -2013 г., недоимки и пени по транспортному налогу за 2013 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сроки, установленные налоговым законодательством для направления Лаврусевичу С.А. налоговых уведомлений , , за предшествующие налоговые периоды, для выставления требований , , , , а также срок на обращение за принудительным взысканием недоимки по налогам и пени по названным выше требованиям административным истцом не пропущен.

Расчет налогов, размер задолженности по налогам и пеней, факт неисполнения обязанности по уплате недоимки по земельному и транспортному налогам за 2013 год, по налогу на имущество физических лиц за 2011-2013 г. г., административным ответчиком не оспорены.

При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции, проверив обоснованность расчета задолженности, правомерно взыскал с административного ответчика Лаврусевича С.А. непогашенную им задолженность по налогам в размере <...> руб., в том числе, по уплате транспортного налога за 2013 г. в размере <...> рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <...> руб., недоимку по земельному налогу за 2013 г. в размере <...> руб. и пени по земельному налогу в размере <...> руб., по налогу на имущество физических лиц за 2011-2013 г.г. в размере <...> руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере <...> руб.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и верном применении налогового законодательства, поэтому оснований для их переоценки не имеется.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о неправомерности взыскания обязательных платежей и санкций ввиду неправильного применения норм материального права, отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку налоговый орган, действуя в переделах предоставленных ему полномочий, обратился с требованием о взыскании недоимки по налогам в срок, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, в связи с чем, суд первой инстанции, установив наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, проверив правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, правомерно удовлетворил требования налогового органа в полном объеме.

Несостоятельны, а потому не влекут отмену принятого решения, доводы жалобы о пропуске налоговой инспекцией сроков для выставления требований об уплате налогов, а также срока обращения в суд за принудительным взысканием недоимки по налогам и пени, поскольку эти доводы основаны на ошибочном толковании закона и опровергаются материалами дела, свидетельствующими о соблюдении этих сроков.

Иных доводов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда города Орла от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Лаврусевича С.А. - без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

Дело № 33а- 1288/2016 Судья Михеева Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2016 года              город Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Склярука С.А.,

судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Пивченко Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к Лаврусевичу С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,

по апелляционной жалобе административного ответчика Лаврусевича С.А. на решение Советского районного суда города Орла от 16 сентября 2015 года, которым, с учетом определения Советского районного суда города Орла об исправлении описки от 15 марта 2016 года, постановлено:

«Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Лаврусевичу С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.

Взыскать с Лаврусевича С.А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу взыскана задолженность по налогам в общей сумме <...> руб. (<...>)».

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., изучив апелляционную жалобу, выслушав возражения на жалобу представителя административного истца ФИО7, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Орлу (далее по тексту - ИФНС России по г. Орлу, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лаврусевичу С.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу и пени за несвоевременную уплату налогов.

В обоснование административного иска указывала, что Лаврусевич С.А. является собственником объектов недвижимого имущества - жилых домов и земельных участков, расположенных в городе Орле, а также транспортных средств, и в силу налогового законодательства обязан своевременно уплачивать налоги на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2011 - 2013 г.г., земельного и транспортного налога за 2013 г., налоговый орган направил Лаврусевичу С.А. налоговые уведомления, в которых указывал на необходимость уплаты налогов в установленный в них срок.

Поскольку налоговые уведомления, направленные административному ответчику по состоянию на 24 февраля 2014 года - по транспортному налогу за 2013 год, по состоянию на 27 февраля 2014 года - по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2013 год, по состоянию на 29 апреля 2014 года - по налогу на имущество физических лиц за 2011-2013 г.г., по состоянию на 11 марта 2014 года - по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2013 год им в установленный срок исполнены не были, налоговым органом на основании ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Лаврусевича С.А. были направлены требования об уплате недоимки по налогам и пени.

Ссылаясь на то, что Лаврусевичем С.А. не были исполнены требования об уплате недоимки по налогам и пени, в порядке приказного судопроизводства взыскать недоимку и пени также не представилось возможным, ИФНС России по городу Орлу обратилась в суд за принудительным взысканием задолженности по налогам в общей сумме <...> руб., в том числе по транспортному налогу за 2013 г. в сумме <...> руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <...> руб., по налогу на имущество физических лиц за 2011-2013 г.г. в сумме <...> руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме <...> руб., по земельному налогу за 2013 г. в сумме <...> руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме <...> руб.

В суде первой инстанции представитель ИФНС России по г. Орлу ФИО7 уточнила заявленные требования, просила с учетом перерасчета задолженности взыскать с Лаврусевича С.А. недоимку по налогам и пени в размере <...> рублей.

В процессе судебного разбирательства представитель административного ответчика ФИО12., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления, мотивируя нарушением налоговым органом процедуры внесудебного взыскания налоговой задолженности и пропуском налоговым органом срока обращения в суд за принудительным взысканием недоимки.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Лаврусевич С.А. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения ввиду пропуска административным истцом срока обращения в суд.

Относительно апелляционной жалобы ИФНС России по городу Орлу поданы письменные возражения.

Административный ответчик Лаврусевич С.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем, судебной коллегией постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено Налоговым Кодексом РФ. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством по налогам и сборам.

Исходя из положений п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Порядок налогообложения имущества физических лиц до 1 января 2015 года был установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», утратившим силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 360 НК налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

На основании п.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с главой 28 НК РФ на территории Орловской области установлен и введен в действие региональный транспортный налог. Законом Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-ОЗ «О транспортном налоге» определены ставки налога, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками.

Как указано в п. 3 ст. 363 НК РФ, ст. 4 Закона Орловской области «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 1 ст. 389 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

На основании п.3 ст. 363, п.4 ст. 397, п.3 ст. 409 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п.2 ст. 52 НК РФ).

Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогам ему направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст. 48 НК РФ).

Как видно из материалов административного дела, основанием для обращения налогового органа в суд послужило неисполнение административным ответчиком Лаврусевичем С.А., как собственником жилых домов и земельных участков, расположенных в <адрес>, земельного участка по <адрес>, а также транспортных средств <...> и <...>, обязанности по уплате в установленный законом срок налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога и пеней.

Материалами дела подтверждается, что недоимка по уплате налогов образовалась вследствие неисполнения Лаврусевичем С.А. обязанности по уплате налогов после направления в его адрес налогового уведомления об уплате налога на имущество физических лиц за 2011-2013 г.г. в сумме <...> руб., об уплате транспортного налога за 2013 год в сумме <...> руб., земельного налога за 2013 г. в сумме <...> руб. и налога на имущество физических лиц за 2013 г. в сумме <...> руб., об уплате земельного налога за 2013 г. в сумме <...> руб., налога на имущество физических лиц за 2013 г. в сумме <...> руб., которые налогоплательщиком в срок исполнены не были.

Поскольку Лаврусевич С.А. не исполнил обязанность по уплате налогов, то ИФНС России по городу Орлу в соответствии с требованиями статей 69, 70 НК РФ направила в его адрес требования , , по состоянию на 10 февраля 2014 года со сроком уплаты до 25 марта 2014 года, по состоянию на 14 ноября 2014 года со сроком уплаты до 29 декабря 2014 года.

Ввиду неисполнения административным ответчиком требований об уплате недоимки по налогам и пени, налоговый орган, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Судебный приказ от 12 февраля 2015 г. был отменен определением мирового судьи судебного участка <...> района <адрес> от 23 марта 2015 г. в связи с поступившими от Лаврусевича С.А. возражениями.

С требованием о принудительном взыскании налога и пеней налоговый орган обратился в суд в порядке искового производства 30.06.2015, т.е. в пределах шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, что соответствует требованиям п. 3 ст. 48 НК РФ.

В ходе судебного разбирательства ИФНС по г. Орлу произведен перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 2011 г., 2012 г., 2013 г. С учетом перерасчета задолженность Лаврусевича С.А. по налогу на имущество физических лиц составила <...> рублей.

Проверив порядок выставления требований об уплате налогов, а также сроки обращения в суд за принудительным взысканием недоимки и пени по требованиям о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2013 г., недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2011 г. -2013 г., недоимки и пени по транспортному налогу за 2013 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сроки, установленные налоговым законодательством для направления Лаврусевичу С.А. налоговых уведомлений , , за предшествующие налоговые периоды, для выставления требований , , , , а также срок на обращение за принудительным взысканием недоимки по налогам и пени по названным выше требованиям административным истцом не пропущен.

Расчет налогов, размер задолженности по налогам и пеней, факт неисполнения обязанности по уплате недоимки по земельному и транспортному налогам за 2013 год, по налогу на имущество физических лиц за 2011-2013 г. г., административным ответчиком не оспорены.

При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции, проверив обоснованность расчета задолженности, правомерно взыскал с административного ответчика Лаврусевича С.А. непогашенную им задолженность по налогам в размере <...> руб., в том числе, по уплате транспортного налога за 2013 г. в размере <...> рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <...> руб., недоимку по земельному налогу за 2013 г. в размере <...> руб. и пени по земельному налогу в размере <...> руб., по налогу на имущество физических лиц за 2011-2013 г.г. в размере <...> руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере <...> руб.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и верном применении налогового законодательства, поэтому оснований для их переоценки не имеется.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о неправомерности взыскания обязательных платежей и санкций ввиду неправильного применения норм материального права, отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку налоговый орган, действуя в переделах предоставленных ему полномочий, обратился с требованием о взыскании недоимки по налогам в срок, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, в связи с чем, суд первой инстанции, установив наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, проверив правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, правомерно удовлетворил требования налогового органа в полном объеме.

Несостоятельны, а потому не влекут отмену принятого решения, доводы жалобы о пропуске налоговой инспекцией сроков для выставления требований об уплате налогов, а также срока обращения в суд за принудительным взысканием недоимки по налогам и пени, поскольку эти доводы основаны на ошибочном толковании закона и опровергаются материалами дела, свидетельствующими о соблюдении этих сроков.

Иных доводов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда города Орла от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Лаврусевича С.А. - без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

1версия для печати

33а-1288/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ИФНС по г. Орлу
Ответчики
Лаврусевич Сергей Александрович
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сафронова Любовь Ивановна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
21.04.2016Судебное заседание
04.05.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее