Судья Истягина Н.М. Дело № 21-243/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 августа 2016 года горд Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Артамонова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу О.Н. на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 06 июня 2016 года, вынесенное по жалобе О.Н. на постановление о назначении административного наказанная от 31 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя начальника главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
08.04.2016 года Семина О.Н. подала в Ленинский районный суд г. Севастополя жалобу на указанное постановление должностного лица.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.06.2016 года в удовлетворении жалобы О.Н. отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, О.Н. подала жалобу в Севастопольский городской суд, в которой просит решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.06.2016 года отменить, так как оно вынесено с неправильным применением норм материального и процессуального права, без всестороннего, полного и объективного исследования всех доказательств, без должной правовой оценки ее (О.Н. ) доводов. В частности, не учтено, что при проверке не установлены точные границы самовольно занятого участка; возведенный забор не препятствует доступу на участок для третьих лиц; пристройка выполнена на основании разрешения и проектной документации, полученной в 1997 году; не принято во внимание законодательство Украины, действовавшее в период строительства спорной пристройки.
В судебном заседании О.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Я.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы ввиду законности и обоснованности судебного решения и постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы жалобы, проверив имеющиеся в деле доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой активные действия по самовольному занятию земельного участка, которое выражается в фактическом завладении земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.; использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
В соответствии с главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2017 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со ст. 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22 июля 2014 года) права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
2) право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя;
3) право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя;
4) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя;
5) право коллективной собственности на землю признается правом частной собственности юридического лица.
Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
Согласно постановлению заместителя начальника главного государственного инспектора города федерального значения Севастополя по использованию и охране земель Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ, О.Н. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, которое выразилось в использовании заявителем земельного участка, ориентировочной площадью 230,0 кв.м., прилагающий к <адрес> по адресу: <адрес>, пл. Пирогова, № путем возведения на данном участке не капитального забора и пристройки внутри данного земельного участка, площадью 54 кв.м., без правоустанавливающих документов на земельный участок.
Пересматривая данное постановление должностного лица, судья районного суда, оценив представленные доказательства всесторонне, полно и объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, обосновано исходил из того, что виновность О.Н. в совершении вменяемого правонарушения административным органом доказана, факт самовольного занятия указанного земельного участка подтвержден надлежащими и допустимыми доказательствами. С такими выводами районного суда надлежит согласиться.
О.Н. не предоставлено надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих законность использования на каком-либо праве земельного участка, ориентировочной площадью 230,0 кв.м., прилагающего к <адрес> по адресу: <адрес>, пл. Пирогова, № как в соответствии с законодательством Украины (Гражданским кодексом Украины, Земельным кодексом Украины, Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» № 3038-VI от 17.02.2011 года), так и после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов в соответствии с правовым полем Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанных положений закона, спорный земельный участок относится к землям государственной собственности, доказательств того, что заявитель является обладателем прав на него, в материалы настоящего дела не представлено.
Ссылка жалобы на то, что в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Севреестром не установлены четкие границы самовольного занятого О.Н. земельного участка, не принимается судом, так как установление границ земельного участка само по себе не является основанием для освобождения лица от административной ответственности. Кроме того, данный факт не свидетельствует об отсутствии вины заявителя, поскольку из законодательства прямо усматривается обязанность использовать земельный участок только при наличии необходимых документов. В любом случае до момента оформления соответствующего права на земельный участок О.Н. не должна пользоваться спорным земельным участком.
При этом, материалами дела установлено месторасположение самовольно используемого О.Н. земельного участка, его ориентировочная площадь с проведением соответствующих замеров, что было правильно оценено должностным лицом Севреестра и районным судьей при вынесении оспариваемого решения.
Тот факт, что доступ на участок не ограничен, а пристройка, расположенная на спорном земельном участке, была выполнена заявителем на основании разрешения, выданного Инспекцией ГАСК г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, не влечет отмену постановленного судебного акта и постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не влияет на наличие либо отсутствие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
Таким образом, действия О.Н. , выразившиеся в самовольном занятии спорного земельного участка без предусмотренных земельным законодательством прав на него, правильно квалифицированы по статье 7.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции и административного органа не усматривается.
Доводы, приведенные О.Н. в жалобе, направлены на иное толкование норм материального и процессуального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении О.Н. к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено О.Н. в пределах санкции статьи 7.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшееся решение сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 06 июня 2016 года, вынесенное по жалобе О.Н. на постановление о назначении административного наказанная от 31 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу О.Н. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Т.А. Артамонова