УИД № RS0008-01-2020-001643-64
Дело № 2-281/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сосногорск Республики Коми |
16 февраля 2021 года |
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Ксендзовой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "ВодаСервис", Администрации городского поселения "Войвож" о прекращении и нарушений санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ВодаСервис», Администрации ГП "Войвож" о прекращении и устранении нарушений санитарного законодательства, просил обязать ответчиков выполнить действия, направленные на устранение нарушений норм и требований санитарного законодательства Российской Федерации сроком до 01.10.2023, а именно: Обеспечить оборудование системой очистки питьевой воды, подаваемой населению городского поселения Войвож г. Сосногорска Республики Коми, используемой для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд из подземных скважин: Артезианская скважина № 7 по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Войвож, Артезианская скважина № 2 по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Войвож, Артезианская скважина № 5 по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Войвож, с установкой системы обезжелезивания, с целью приведения качества питьевой воды в соответствие санитарно-гигиеническим показателям, предусмотренным п.п. 3.2, 3.4, 3.4.1, 3.4.3, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Стороны извещены, в суд не явились, извещены.
Исследовав материалы дела, а также материалы дела №, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца.
Федеральный государственный надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в силу ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальным органом которой является Управление названной службы по Республике Коми.
Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее по тексту – Положение) утверждено Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 №717.
В соответствии с п.8.40 Положения, Управление Роспотребнадзора по Республике Коми вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Материалами дела установлено, что в собственности Муниципального образования городского поселения «Войвож» (далее также –ГП «Войвож») в числе прочего недвижимого имущества находятся артезианские скважины №, № и № (пг. «Войвож»), что распоряжениями Правительства Республики Коми №-р от ДД.ММ.ГГГГ, №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ГП «Войвож» (арендодатель) и ООО «ВодаСервис» (арендатор) заключен договор аренды № имущества для осуществления производственной деятельности по обслуживанию водопроводных сетей и насосных станций на территории городского поселения «Войвож» с целью использования – водоснабжение, водоотведение, удовлетворение питьевых, хозяйственно-бытовых и промышленных нужд пгт. Войвож. В числе прочего юридическому лицу ООО «ВодаСервис» по данному договору переданы также артезианские скважины №, № и № (пг. «Войвож»).
Передача имущества от арендодателя к арендатору подтверждена подписанным сторонами договора соответствующим актом.
На основании определения о назначении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб:
- одной пробы водопроводной холодной воды из резервуара чистой воды принадлежащей (арендуемой, обслуживаемой) ООО «ВодаСервис» перед подачей воды населению пгт. Войвож;
- одной пробы водопроводной холодной воды из водопроводного крана холодного водоснабжения в <адрес>;
- одной пробы водопроводной холодной воды из водопроводного крана холодного водоснабжения в <адрес>
- одной пробы водопроводной холодной воды из водопроводного крана холодного водоснабжения в <адрес>
Согласно экспертному заключению по результатам проведения санитарно- эпидемиологической экспертизы (оценки) № от ДД.ММ.ГГГГ с протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом ООО «ВодаСервис» допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно: ст. ст. 19,32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2, п.3.4.1, п. 3.5 раздела 3, раздел 4 приложения № 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 555, 714 таблицы раздела II ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
Обязанность выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия установлена ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На основании ст. 19 вышеназванного закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Согласно п.п. 3.1, 3.2 указанных выше Правил, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с требованиями п.3.4, п. 3.4.1, 3.4.3 Правил, безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (приложение 2).
Согласно п. 3.5 Правил, благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в приложении 2.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определены полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.2.23 договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор (ООО «ВодаСервис») обязуется производить за свой счет текущий ремонт.
В соответствии с п.2.2.5 указанного договора арендатор обязуется не производить на сооружениях без письменного разрешения арендодателя прокладок, скрытых и открытых проводок и коммуникаций, перепланировок и переоборудования.
Оборудование скважин системами очистки питьевой воды относится к капитальному ремонту, проведение которого не возложено в обязанность арендатору заключенным между сторонами договором аренды.
Кроме того, необходимо отметить, что указанный договор аренды заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время его действие закончилось. Сведений о пролонгации либо о заключении нового договора аренды между администрацией ГП «Войвож» и ООО «ВодаСервис» в материалы дела не представлено.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, обязанность по обеспечению скважин системой очистки питьевой воды лежит на администрации ГП «Войвож», как на собственнике, в силу закона. В удовлетворении исковых требований к ООО «ВодаСервис», суд считает необходимым отказать.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, исполнить возложенную на ответчика обязанность следует в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения "Войвож" о прекращении нарушений санитарного законодательства - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения "Войвож" в срок до 01.10.2023 обеспечить оборудование системой очистки питьевой воды, подаваемой населению городского поселения Войвож г. Сосногорска Республики Коми, используемой для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд из подземных скважин: Артезианская скважина № 7 по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Войвож, Артезианская скважина № 2 по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Войвож, Артезианская скважина № 5 по адресу: Республика Коми, г. Сосногорск, пгт. Войвож, с установкой системы обезжелезивания, с целью приведения качества питьевой воды в соответствие санитарно-гигиеническим показателям, предусмотренным п.п. 3.2, 3.4, 3.4.1, 3.4.3, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "ВодаСервис" о прекращении нарушений санитарного законодательства - отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02 марта 2021 года.
Судья А.А. Тарасов