Дело № 2-72/2024 (2-6003/2023)
73RS0001-01-2023-006703-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2024 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Сизова И.А.,
при секретаре Лысовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ларюхиной Валентины Геннадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области о признании неправомерными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказе в оформлении и направлении в органы пенсионного обеспечения согласия на установление страховой пенсии по старости досрочно по предложению органов службы занятости,
установил:
истица Ларюхина В.Г. обратилась в суд с иском в обоснование указала, что обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В ответном письме Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 23.01.2023 истцу было разъяснено. что по нормам Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости у истца возникнет при достижении 58 лет в 2024 году при соблюдении определённых условий.
С данным ответом не согласна, считает, что стажа у истца достаточно, требуемый возраст достигнут. Специалисты ответчика не произвели проверку наличия права на пенсию по старости в рамках действующего законодательства.
В течение трёх лет истец периодически состоит на учёте в службе занятости в целях поиска подходящей работы и получает пособие по безработице. Длительное время ей не могут найти подходящую работу, что сказывается на здоровье и материальном положении. Данная ситуация вынуждает истца находиться в трудной жизненной ситуации.
Указывает, что согласно ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
По мнению истца, вышеуказанным критериям она отвечает.
Просила суд:
-признать неправомерным отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области №УВ-19/296-23 от 20.01.2023 в установлении страховой пенсии по старости досрочно;
-признать неправомерными отказы Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области от 11.11.2022 и 01.12.2022 в оформлении и направлению в органы пенсионного обеспечения согласия на установление страховой пенсии по старости досрочно по предложению органов службы занятости.
В судебном заседании истец Ларюхина В.Г. участия не принимала, ее представитель просил требования удовлетворить
В судебном заседании представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области участия не принимал, в возражениях на исковое заявление указал, что с заявлением об установлении пенсии истец не обращалась; на обращение Ларюхиной В.Г. о разъяснении права на получении пенсии дан ответ в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В судебном заседании представитель ответчика Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области просил в удовлетворении иска в данному ответчику отказать; суду пояснил, что истец с последнего места работы уволена на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в связи с истечением срока трудового договора, а не в связи с увольнением по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников. Соответственно, условия для досрочного выхода на пенсию по старости по предложению центра занятости, предусмотренные пунктом 2 статьи 32 Федерального закона "О занятости населения" у истца отсутствуют.
Иные лица, участвующие в деле с учетом требований частей 1, 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно приложения №6 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Год <*> | Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию | |
Мужчины | Женщины | |
2019 | V <**> + 12 месяцев | V + 12 месяцев |
2020 | V + 24 месяца | V + 24 месяца |
2021 | V + 36 месяцев | V + 36 месяцев |
2022 | V + 48 месяцев | V + 48 месяцев |
2023 и последующие годы | V + 60 месяцев | V + 60 месяцев |
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом указанного выше, при достижении в 2021 году возраста 55 лет при наличии стажа 37 лет, право на назначение пенсии возникает в 2022 год возрасте 56 лет (на 24 месяца раньше установленного возраста).
При этом в стаж 37 включаются только периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также период прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временно нетрудоспособности и периоды участия в специальной военной операции ( ч.9 ст. 13 Закона)
Процедура установления и выплаты пенсии на территории Российской Федерации носит добровольный заявительный характер, в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как установлено в судебном заседании, с заявлением о назначении страховой пенсии в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области истец не обращалась.
Учитывая, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер и возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, что закреплено в ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, основания для удовлетворения требования истца в данной части отсутствуют.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области суд отказывает.
Разрешая требования к Агентству по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области суд исходит из следующего.
В период обращения истца действовал Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Как установлено в судебном заседании с 04.10.2023 по настоящее время Ларюхина В.Г. состоит на регистрационном учёте в органах службы занятости населения Ульяновской области. С последнего места работы Муниципальное учреждение оздоровительный детский лагерь «Жемчужина», истец уволена 29.08.2023 на основании пункт 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (истечение срока трудового договора).
Согласно ранее действовавшей ч.2 ст.32 (утратила силу с 1 января 2024 года) Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н утверждены Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам" (правила).
Согласно п.2 Правил, социальные выплаты безработным гражданам и выдача предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам осуществляется работниками государственных учреждений службы занятости населения в соответствии со статьями 30 - 36 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Из вышеуказанных норм следует, что право на получение предложения на досрочную пенсию возникает при наличии одновременно следующих обстоятельств: признание гражданина безработным; отсутствие возможности для трудоустройства; наличие необходимого страхового стажа работы; достижение установленного возраста; увольнение в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников; согласие гражданина на назначение досрочной страховой пенсии.
Истец с последнего места работы уволена на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в связи с истечением срока трудового договора, а не в связи с увольнением по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников.
Соответственно, условия для досрочного выхода на пенсию по старости по предложению центра занятости, предусмотренные пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" у истца отсутствуют.
Таким образом, в удовлетворении иска Ларюхиной В.Г. суд отказывает в полном объеме.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, согласно ч.1 ст. 123 Конституции РФ суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19.01.2024
░░░░░ ░.░. ░░░░░