№ 2-3979/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2019 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Цыгановой А.С.,
с участием:
помощника прокурора Октябрьского района
г. Красноярска Шваенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А2 к КГБУ «СанАвтоТранс» о восстановлении на работе,-
У С Т А Н О В И Л:
А2 обратился в суд с иском к КГБУ «СанАвтоТранс» о восстановлении на работе, мотивируя свои требования тем, что он с 12 августа 2014 года состоял с ответчиком в трудовых отношениях в качестве сторожа. С 2008 года он является инвалидом второй группы. 30 января 2019 года работодатель направил ему уведомление У с предложением перейти на должность уборщика, указав о последующем увольнении в случае отказа. От предложения ответчика он отказался, в связи с чем был уволен по п.8 ч.1 ст. 77 ТК РФ. С увольнением он не согласен, поскольку он не имеет медицинских противопоказаний к работе в качестве сторожа. Просит признать увольнение его незаконным и восстановить в прежней должности на общих основаниях.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика А6, действующий на основании доверенности от 19 декабря 2018 года, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании иск не признал.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Красноярска Шваенко А.В. полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
По правилам ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, что предусмотрено ч.2 ст. 22 ТК РФ.
Положениями ст. 224 ТК РФ предусмотрено в случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.
Нормальная продолжительность рабочего времени, предусмотренная ст. 91 ТК РФ, не может превышать 40 часов в неделю.
По правилам ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Из приведенных положений Конвенции о правах инвалидов, Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации следует, что государство гарантирует работникам право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, включая ограничение рабочего времени. Инвалидам в области трудовых отношений установлены повышенные гарантии, обеспечивающие реализацию ими права на труд наравне с другими работниками. Одной из таких гарантий является сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, предусмотренная для инвалидов I или II группы. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, соответственно, установление работнику, являющемуся инвалидом I или II группы, сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 35 часов в неделю - входит в обязанности работодателя.
Положениями п.8 ч.1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса).
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 73 ТК РФ работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья; если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что 12 августа 2014 года между сторонами был заключен трудовой договор У (с учетом дополнительных соглашений), в соответствии с которым истец был принят на работу к ответчику в качестве сторожа в филиал У, что так же подтверждается приказом о приеме на работу Ук от 12 августа 2014 года.
Согласно Должностной инструкции сторожа, утв. 23 октября 2015 года, с которой истец был ознакомлен, сторож осуществляет, в том числе, дежурство в проходной учреждения, ведет наблюдение за охраняемым объектом, не реже 1 раза в два часа осуществляет обход по периметру объекта, осуществляет пропуск работников, посетителей, автомобильного транспорта на территорию учреждения, следит за соблюдением пожарной безопасности объекта; в случаях обнаружения взломанных дверей, окон, стен, замков, отсутствия пломб, печатей, сообщает представителю администрации и дежурному полиции, осуществляет охрану следов преступления до прибытия полиции,; при возникновении пожара на объекте поднимает тревогу, извещает пожарную команду, осуществляет охрану территории филиала, в случае угрозы имуществу со стороны посторонних лиц, принимает меры по защите.
Как следует из Производственной характеристики А2 от 17 января 2019 года, продолжительность смены составляет 24 часа, режим работы: сутки через трое, ночные смены, требования, предъявляемые к специалисту: сосредоточенность, дисциплинированность, ответственность, быстрота реакции; напряженность труда: длительность сосредоточенного наблюдения 10 % от времени смены, класс 2, наблюдение за экраном видеотерминала 10 часов за смену, общий класс напряженности трудового процесса – 2.
В соответствии со справкой серии МСЭ-2006 от 10 апреля 2008 года, истец является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, в связи с чем им была предоставлена работодателю Индивидуальная программа реабилитации от 24 января 2019 года, в соответствии с которой истец имеет нарушение функций системы крови и иммунной системы, в связи с чем ему рекомендованы виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, наличия неблагоприятных макро- и микроклиматических условий могут привести к угрозе жизни и/или потере здоровья инвалида.
В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что в связи с наличием у истца инвалидности и обязанностью работодателя обеспечить продолжительность работы не более 35 часов в неделю, А2 ответчиком 30 января 2019 года вручено уведомление У с предложением вакансии уборщика территорий, при этом разъяснено, что в случае отказа от перевода на новую должность, он будет уволен по п. 8 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
Как следует из письменного ответа истца от 8 февраля 2019 года на вышеприведенное уведомление ответчика, пояснений сторон в судебном заседании, А2 от предложенной вакансии уборщика территорий отказался, указывая, что его ИПР не запрещает ему трудовую деятельность и позволяет выполнять обязанности сторожа на предприятии.
Приказом ответчика У от 8 февраля 2019 года истец был уволен по п. 8 ч.1 ст. 77 ТК РФ, с приказом А2 ознакомлен 8 февраля 2019 года, о чем свидетельствует его подпись в приказе.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит, что увольнение А2 произведено в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, с соблюдением процедуры увольнения. При этом суд учитывает, что по смыслу ст. 92 ТК РФ и ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установление работнику, являющемуся инвалидом I или II группы, сокращенной продолжительности рабочего времени является императивной обязанностью работодателя и не обусловлено наличием волеизъявления такого работника.
Доводы истца о том, что по медицинским показаниям и в соответствии с Заключением судебной экспертизы у него по состоянию здоровья нет противопоказаний для выполнения работы сторожа, суд не принимает во внимание, поскольку
согласно Заключению комиссионной экспертизы по материалам дела У от 18 сентября 2019 года условия труда по должности сторожа не относятся к категории вредных, медицинское заключение о невозможности выполнять А2 трудовых функций сторожа в материалах дела отсутствуют, в связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что А2 может выполнять работу по должности сторожа;
в тоже время увольнение ответчиком истца не связано с невозможностью осуществлять трудовую деятельность в качестве сторожа, оно вызвано невозможностью обеспечить А2 сокращенную продолжительность рабочего времени в данной должности,
при этом суд учитывает, что график работы сторожа является сменным по 24 часа в сутки, от вакансии уборщика территории истец отказался, иные вакантные должности, которые истец мог бы занимать у работодателя на день увольнения отсутствовали.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований А2 к КГБУ «СанАвтоТранс» о восстановлении на работе, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья