дело №2-1327/19
26RS0029-01-2019-001366-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Весниной О.В.
при секретаре Бекановой Р.А.
с участием:
истца Самохвалова Р.А.
представителя ответчика (по доверенности) Мартиросовой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала судебных заседаний Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Самохвалов Р.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) о признании незаконным отказа ПФР в выплате федеральной социальной доплаты до величины прожиточного минимума, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Самохвалов Р.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, впоследствии уточненным, в котором истец просит признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) в выплате истцу ФСД до величины прожиточного минимума, взыскать материальный ущерб за период с января по апрель 2019 года в размере 4 480,00 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000,00 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что он является инвали<адрес> группы. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Ф3-122 от ДД.ММ.ГГГГ Ф3-178 о государственной социальной помощи пользуется набором социальных услуг НСУ в натуральной форме.
Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии), которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.
На основании Ф3-134 “О прожиточном минимуме” и Ф3-217 “О потребительской корзине” при подсчёте и установке прожиточного минимума в Российской Федерации не учитываются нужды пенсионеров и инвалидов, направленные на лечение или какую-либо другую социальную поддержку незащищённым слоям населения.
Как следует из фактических обстоятельств дела, установленный прожиточный минимум пенсионера в городе Пятигорске на январь, февраль 2019 года составляет 8300,00 рублей.
Размер материального обеспечения истца, включая все денежные выплаты, составляет 7175 рублей. Таким образом, ответчик не доплачивает ему денежную сумму ежемесячно.
Несмотря, на его обращения, сотрудники Отделения Пенсионного Фонда РФ <адрес> отказывают ему в начислении необходимой ФСД, обосновывая свои отказ тем, что он получает социальные услуги в натуральной форме.
Исходя из того, что прожиточный минимум и потребительская корзина являют собой минимально необходимый перечень, направленный на поддержку жизни и здоровья гражданина, любое уменьшение ведёт к нарушению здоровья и жизнедеятельности человека. Тем более в его случае, с учётом хронических заболеваний, влекущих за собой неотвратимые последствия в виде летального исхода
Просит признать незаконным отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) в выплате ему ФСД до величины прожиточного минимума, взыскать материальный ущерб за период с января по апрель 2019 года в размере 4 480,00 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000,00 рублей, поскольку пенсионный фонд обрекает его на нищенское существование, ему не хватает денежных средств для посещения общественной столовой и даже на приобретение макарон.
В судебном заседании истец Самохвалов Р.А. поддержал исковые требования по обстоятельствам, изложенным как в основном, так и в уточненном исковом заявлении и просил их удовлетворить.
Представитель ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ по городу Пятигорску (межрайонное) Мартиросова Л.Н. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать и суду показала, что совокупной выплаты пенсии, ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», разъясняет, что согласно пункту 4 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при подсчете общей суммы материального обеспечении пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации это - пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий, срочной пенсионной выплаты, дополнительного материального (социального) обеспечения, ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ), и иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, представляемых единовременно).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается на основании Законов субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О величине прожиточного минимума пенсионера в <адрес> на 2018 год» в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», величина прожиточного минимума пенсионера на 2018 год установлена в размере 8135 рублей.
В соответствии с <адрес> №-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О величине прожиточного минимума пенсионера в <адрес> на 2019», величина прожиточного минимума пенсионера в <адрес> на 2019 год составляет 8297 рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем государственной пенсии по инвалидности в Управлении ПФР по <адрес>, назначенной в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по категории инвалид 2 группы в размере 5180 руб. 24 коп
Одновременно с пенсией с ДД.ММ.ГГГГ была установлена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы» в размере 1515 руб. 05 коп. без учета отказа от набора социальных услуг (НСУ). Сумма НСУ составляет 1075 руб. 19 коп., которую истец получает в натуральном виде.
С ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной денежной выплаты составляет 1580 руб. 20 коп. Сумма НСУ составляет 1121 руб. 42 коп.
Федеральная социальная доплата к пенсии была установлена в следующих размерах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — 364 руб. 52коп. (пенсия — 5180,24 руб.+ ЕДВ 2590,24 руб. + 364,52 - 8135 руб.). с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — 526 руб. 52 коп. (пенсия — 5180,24 руб.+ ЕДВ 2590,24 руб. + 526,52 руб. - 8297 руб.). с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время размер ФСД составляет — 415 руб. 14 коп. (5180,24 руб. + 2701,62 руб.+ 415,14= 8297 руб.).
Требование истца к Управлению о взыскании компенсации морального вреда взыскании не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Гражданское законодательство РФ (ст. 151 ГК РФ) довольно четко определяет понятие морального вреда как физические или нравственные страдания. При этом вред будет моральным только тогда, когда он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. Таким образом, законодатель определил ситуации и возможности, когда может быть компенсирован моральный вред. Пенсионное законодательство РФ не предусматривает компенсации морального вреда в случае нарушения пенсионных прав граждан, поскольку по смыслу Закона таким нарушением физические и нравственные страдания просто не могут быть причинены.
Такой позиции придерживается Верховный Суд РФ в пункте 31 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", указывая, что, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.
Средства Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат, носят целевой характер и расходуются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика; иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсио Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами.
Таким образом, законодатель установил норму, в соответствии с которой все виды расходов должны быть законодательно закреплены в федеральных законах о бюджете ПФР. Считает заявленные требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем государственной пенсии по инвалидности в управлении ПФР по <адрес>, назначенной в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по категории инвалид 2 группы в размере 5180 руб. 24 коп.
Одновременно с пенсией с ДД.ММ.ГГГГ была установлена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по категории «инвалид 2 группы» в размере 1515 руб. 05 коп. без учета отказа от набора социальных услуг (НСУ). Сумма ПСУ составляет 1075 руб. 19 коп., которую истец получает в натуральном виде.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются сумму следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации: пенсий, в т.ч. сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых выплатах» и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренных ст.6.2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, представляемых единовременно).
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается на основании законов субъектов Российской Федерации.
Из части 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" следует, что федеральный законодатель установил дату (1 октября текущего года), до наступления которой гражданин должен определиться, в натуральной форме или в денежном выражении он желает получать государственную социальную помощь в следующем году. При этом возможность изменения после этой даты выбора между набором социальных услуг и денежной компенсацией, сделанного гражданином на период с 1 января очередного года, не предусмотрена, как не предусмотрена действующим законодательством и компенсация за предоставляемые, но не использованные услуги.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" также не предусматривает возможности продления срока для подачи заявления на отказ от набора социальных услуг, срок до 01 октября соответствующего года для отказа от набора социальных услуг в будущем году является пресекательным.
Таким образом, срок, в течение которого гражданин вправе изменить свой выбор в отношении вида государственной социальной помощи на очередной год (до 1 октября текущего года), ограничен федеральным законом, а не территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, как ошибочно полагает истец.
Приведенное положение позволяет сделать вывод о том, что возможность отказа от набора социальных услуг (социальной услуги) поставлена законодателем в зависимость от волеизъявления их получателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании информирование граждан о порядке предоставления государственных услуг по установлению ЕДВ и о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг производится в ГУ УПФ РФ в соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №н от 01.11.2016г. (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) и Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации социальной защиты Российской Федерации №н от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от 28.08.2017г.)
В ГУ УПФ РФ информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется гражданам с использованием электронного информирования, посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ПФР в сети "Интернет", а также размещается на информационных стендах в помещениях ПФР и его территориальных органов.
Индивидуальное информирование граждан о Порядке предоставления государственной услуги по установлению ЕДВ производится специалистами в соответствии с п. 8 и 9 Административного регламента, при непосредственном обращении гражданина (представителя) в территориальный орган ПФР посредством ответов на письменные обращения граждан.
В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Таким образом, первоначально набор социальных услуг предоставляется только в натуральном выражении.
Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 статьи 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999г. № 178-ФЗ).
Указанная норма также закреплена п.8 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах», в котором установлено, что часть суммы ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) может направляться на финансирование гражданину из числа поименованных в пункте 1 настоящей статьи социальных услуг в соответствии с Федеральным законом №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Истец пояснил, что работник Пенсионного фонда не поставила его в известность, о том, что должно подаваться заявление об отказе от получения набора социальных услуг в натуральном виде и получении в денежном эквиваленте.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании из объяснений представителя ответчика, при приеме заявления у Самохвалов Р.А. специалист разъясняла последнему, что он вправе отказаться от получения набора социальных услуг в натуральном виде и получать его в денежном выражении, однако заявления от Самохвалов Р.А. об отказе получения набора социальных услуг в натуральном виде не поступило.
Таким образом, Самохвалов Р.А. был своевременно информирован работником пенсионного фонда о праве на отказ от получения набора социальных услуг в натуральном виде, но не воспользовался своим правом подачи заявления об отказе от получения набора социальных услуг в натуральном виде и получении денежной компенсации.
Суд учитывает, что пенсионное законодательство Российской Федерации носит заявительный характер, вследствие чего право гражданина на получение социальных выплат связано не только с правом на получение социальной выплаты, но и с его волеизъявлением, оформленным в виде заявления.
Доводы истца о том, что ему не разъяснили, что он должен был подать заявление об отказе в получении набора социальных услуг в натуральном виде, суд не может принять как основание для удовлетворения иска, поскольку как было установлено в судебном заседании информирование граждан о порядке предоставления государственных услуг по установлению ЕДВ и о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг производится в ГУ УПФ РФ посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ПФР в сети "Интернет", а также размещается на информационных стендах в помещениях ПФР и его территориальных органов.
В данной ситуации, истец мог воспользоваться иными источниками информации по спорному вопросу.
Таким образом, поскольку от Самохвалов Р.А.. не поступило заявление о предоставлении ему набора социальных услуг в денежном эквиваленте, то ГУ Управление Пенсионного фонда РФ обоснованно отказывает ему в предоставлении набора социальных услуг в виде денежной компенсации.
Разрешая требование истца к Управлению Пенсионного фонда по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Из объяснений в судебном заседании истца Самохвалов Р.А. следует, что неправомерными действиями ответчика ему нанесен моральный вред, связанный с ухудшением общего состояния здоровья истца, усиления его многочисленных заболеваний и привели истца к тяжелым нравственным переживаниям.
Гражданское законодательство РФ (ст. 151 ГК РФ) довольно четко определяет понятие морального вреда как физические или нравственные страдания. При этом вред будет моральным только тогда, когда он причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. Таким образом, законодатель определил ситуации и возможности, когда может быть компенсирован моральный вред. Пенсионное законодательство РФ не предусматривает компенсации морального вреда в случае нарушения пенсионных прав граждан, поскольку по смыслу Закона таким нарушением физические и нравственные страдания просто не могут быть причинены.
Т.е, для возложения на ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) обязанности по возмещению морального вреда, необходимо установить факт противоправных действий ответчика, причинение вреда заявителю, причинную связь между действиями ответчика и причинением вреда заявителю, вину ответчика. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности, влечет отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда. При этом, в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Т.е., обязанность по доказыванию вышеуказанных обстоятельств возложена на заявителя.
Согласно п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
При таком положении, оснований для вывода о наличии виновных действий со стороны ответчика- Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) не имеется. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец не доказал как наличие причинно-следственной связи между действиями Пенсионного фонда, связанными с исполнением функций по оказанию социальных услуг, и наступлением нравственных и физических страданий, так и наличие самого морального вреда и его размера.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Самохвалов Р.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) о признании незаконным отказа Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по городу-курорту <адрес> (межрайонное) в выплате истцу ФСД до величины прожиточного минимума, взыскании материального ущерба за период с января по апрель 2019 года в размере 4 480,00 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000,00 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пятигорский городской суд.
Судья О.В.Веснина