РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Слукиной У.В.,
при секретаре Касило М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1688/2018 по иску Зиновьева А.Ю. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной защиты и обязании их предоставить,
установил:
Зиновьев А.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на назначение ежемесячной денежной выплаты, выдаче справки установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, как ветерану труда и обязании их предоставления, ссылаясь на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда. В июле 2018 года он обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, выдачи справки на приобретение льготного проездного билета. Однако в предоставлении мер социальной поддержки Зиновьеву А.Ю. было отказано.
Просил суд признать за ним право как «ветерана труда» на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату ЖКУ, справки установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета, обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ему (Зиновьеву А.Ю.) ежемесячную денежную выплату с 1 августа 2018 года.
В судебное заседание истец Зиновьев А.Ю., извещенный о дате и времени судебного заседания в установленном законом порядке, не явился.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Копяткевич А.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать в связи с недостижениемим возраста, дающего право на назначение пенсии по старости на основании ФЗ № 400-ФЗ и ФЗ № 166-ФЗ.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, ЗиновьевА.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда и имеет удостоверение серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Зиновьев А.Ю. обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением по вопросам назначения ежемесячной денежной выплаты и выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, как ветерану труда.
Решением отдела социальной защиты населения по г.Туле - филиала ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от 17 июля 2018 года № Зиновьеву А.Ю. отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки, поскольку он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Согласно сообщению УПФР в г. Туле Тульской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № Зиновьев А.Ю. получателем пенсии и других социальных выплат не является.
Согласно сообщению ГУ ТО УСЗН Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № Зиновьев А.Ю. является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со статьями 10, 13, 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно ст. 13 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; предоставление компенсации на оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В силу статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации.
Во исполнение данных положений 24 декабря 2004 года принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в статье 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, среди которых указаны ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Действие указанного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Согласно ст. 3 указанного Закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная компенсация на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная компенсация на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
В силу ст. 7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004.
При этом, в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, в том числе, наличие определенного возраста или получение какого-либо вида пенсии, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда».
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, статья 3 указанного Закона предусматривает ограничение по возрасту только в случаях предоставления льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплате в размере 50% коммунальных услуг.
Рассматривая исковые требования Зиновьева А.Ю., суд приходит к следующему.
В Федеральном Законе № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01 января 2015 года вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим законом в части, не противоречащей настоящему закону.
В ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Как установлено по делу, истцу, обратившемуся 11 июля 2018 года в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки, как ветерану, было отказано в их предоставлении со ссылкой на тот факт, что он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде 50% компенсации расходов на оплату ЖКУ, ежемесячной денежной выплаты и получении справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета, послужил тот факт, что истец не достиг возраста 60 лет.
Разрешая исковые требования Зиновьева А.Ю. относительно признании за ним права и назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ как ветерану труда, установив, что с заявлением о предоставленииму, как ветерану труда, мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услугистец в установленном законом порядке, не обращался, отказа от уполномоченного органа в назначении такой меры социальной поддержкине получал,руководствуясь положениями ст. 3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года N 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», установив, что Зиновьев А.Ю., имеющий удостоверение «Ветеран труда», родился ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Разрешая исковые требования Зиновьева А.Ю. в части назначения ежемесячной денежной выплаты и выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, суд установил, что основанием для отказа в предоставлении указанных мер социальной поддержки, также послужил тот факт, что истец не достиг возраста дающего право на пенсию - 60 лет.
Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению его прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца овозложении на ГУ ТО УСЗН Тульской области обязанности по назначению ежемесячной денежной выплаты и по выдаче ему справки на приобретение льготного проездного билета подлежит удовлетворению.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области» «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Установив, что Зиновьев А.Ю., имеющий удостоверение «Ветеран труда» 11 июля 2018 года обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу об обязании ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» назначить Зиновьеву А.Ю., как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с 11 июля 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зиновьева А.Ю. удовлетворить частично.
Признать за Зиновьевым А.Ю. право на ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и на получение справки для приобретения единого месячного льготного проездного билетав порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области»:
- назначить и выплачивать Зиновьеву А.Ю. ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 11 июля 2018 года.
- выдать Зиновьеву А.Ю. справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
В удовлетворении исковых требований в остальной части Зиновьеву Алексею Юрьевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий