Дело № 2-2118/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2010 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
при секретаре Даниловой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокопчук Д.В. к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокопчук Д.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Томской области, Администрации г. Томска о предоставлении ему вне очереди жилого помещения, указав, что он является сиротой. На основании решения Коростеньского городского суда Житомирской области республики Украина от дата обезличена родители П.В.Н. и П.С.В. лишены родительских прав. Постановлением Главы объединенной администрации Кировского и Советского района г.Томска от дата обезличена опекуном была назначена тетя С.В.Н. У нее в семье проживал до совершеннолетия, сейчас по договору снимает у нее квартиру. После прекращения опеки жильем обеспечен не был. Решением жилищной комиссии администрации Советского района г.Томска от дата обезличена протокол номер обезличен поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилищных помещениях и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. На основании этого, с учетом уточнений исковых требований, просит обязать Администрацию Томской области обеспечить передачу администрации г.Томска финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению его жилым помещением, а также просит обязать администрацию г.Томска обеспечить его вне очереди на условиях договора социального найма жилым помещением общей площадью не ниже 17 кв.м. на территории г.Томска
Истец Прокопчук Д.В. в судебном заседании свои исковые требования поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика Администрации Томской области П.Ж,В., действующая на основании доверенности номер обезличен от дата обезличена, заявленные исковые требования не признала, представила письменный отзыв на заявленные требования, в котором указала, что считает администрацию Томской области ненадлежащим ответчиком. В соответствии Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. В части 7 ст.6 Закона № 188-ОЗ установлено, что в случае, если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренной Законом Томской области от 29.12.2009 г. № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» недостаточно для обеспечения жилыми помещениями, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов имеют право дополнительно использовать собственные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Указанные выше нормативные акты являются действующими и никем не оспаривались. Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных правоотношений, поэтому субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств. Надлежащим ответчиком по делу является администрация адрес обезличен на основании Решения Думы г.Томска № 740 от 25.12.2007 г. «Об осуществлении администрацией г.Томска отдельных государственных полномочий».
Ответчик Администрация г. Томска, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования, изложенные в исковом заявлении, подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде хищения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителя взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по специальной поддержке.
Согласно копии свидетельства о рождении номер обезличен Прокопчук Д.В. родился дата обезличена году, его родителями являются П.В.Н. и П.С.В., которые решением Коростеньского городского суда г.Житомира от дата обезличена лишены родительских прав.
Решением объединенной администрации Кировского и Советского округов г.Томска номер обезличен от дата обезличена Прокопчук Д.В. назначен опекун в лице С.В.Н.
Из паспорта серии номер обезличен и справки УК «Жилище» от дата обезличена следует, что Прокопчук Д.В зарегистрирован по адресу: г.Томск адрес обезличен.
Жилое помещение по адресу: г.Томск адрес обезличен находится в собственности С.С.И., С.А.С., С.Н.С., что подтверждается свидетельством о собственности номер обезличен от дата обезличена
В материалах дела имеется договор найма, составленный дата обезличена между собственниками указанного жилого помещения С.С.И., С.А.С., С.Н.С. и Прокопчук Д.В. о предоставлении последнему за плату для проживания отдельной комнаты площадью 11,8 кв.м.
Справкой администрации Советского района Томской области номер обезличен от дата обезличена выданной Прокопчку Д.В. подтверждается его статус лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
Письмом администрации Ленинского района г.Томска номер обезличен от дата обезличена, направленным на имя Прокопчук Д.В. сообщается, что согласно решению жилищной комиссии от дата обезличена № он признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и поставлен на очередь под № 1912.
Справкой администрации Советского района г.Томска номер обезличен от дата обезличена сообщается, что по состоянию на 2010 год очередь Прокопчук Д.В. - номер обезличен, а также то что он состоит на учете как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от дата обезличена номер обезличен подтверждается отсутствие в Едином государственном реестре прав сведений о правах Прокопчук Д.В. на объекты недвижимого имущества.
Таким образом, Прокопчук Д.В. относится к лицам из числа детей-сирот, и нуждается в обеспечении жилым помещением, т.к. не имеет закрепленного за ним жилого помещения.
Данное обстоятельство не оспорено ответчиками.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Таким образом, Прокопчук Д.В. должно быть представлено жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 ч. 1 ст. 8 названного закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ « О социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством РФ и Томской области за счет средств областного бюджета.
Однако Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы(ч. 1 ст. 1 закона).
В силу названного закона администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление вышеуказанных полномочий.
Органы местного самоуправления с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со ст. 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
Частями 2,3 ст. 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления поселений, городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления поселений, городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
Согласно ст. 4 Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций органы местного самоуправления, в частности, осуществляют расчет и предоставление бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Конституционный Суд РФ в определении от 05.02.2009 года № 250-О-П « По жалобе муниципального образования - городского округа» Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разъяснил, что полномочие по предоставлению жилья указанной категории граждан может быть возложено на органы местного самоуправления только путем принятия закона субъекта РФ. При этом законом РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год должно предусматриваться предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление таких полномочий. Без соответствующего закона субъекта РФ такие полномочия органам местного самоуправления переданы быть не могут.
Согласно ст. 8 закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.
Законом Томской области от 29 декабря 2009 года № 298-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" настоящий Закон введен в действие с 01.01.2010г. по 31.12.2010г.
В силу п.5 ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Ответчиками не оспаривается, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц переданы органами местного самоуправления в установленном порядке.
На осуществление данных полномочий предусмотрена субвенция местным бюджетам из областного бюджета.
Решением Думы города Томска от 01.12.2009 № 1355 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов в приложении № 7 «ведомственная структура расходов бюджета МО Город Томск» на 2010 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам классификации расходов» предусмотрена за счет средств областного бюджета субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей -сирот на 2010г. в размере 996,2 тыс. р.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 года № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования, т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Прокопчук Д.В. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления.
Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 г. №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 кв.м. на одиноко проживающего гражданина.
Согласно ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.
В силу п. 1.3 ст. 52 Устава г. Томска, принятого решением Томского городской Думы от 22.03.2005 г. № 841, собственником муниципального жилищного фонда является муниципальное образование г. Томск.
В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 53 Устава г. Томска в пределах компетенции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений. Согласно ст. 25 Устава г. Томска структуру органов местного самоуправления МО г. Томск составляют Дума г. Томска, мэр г. Томска, Администрация г. Томска, Счетная палата.
В соответствии со ст. 37 Устава г. Томска Администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и в силу п.п. 1.42-1.49, 1.6 ст. 39 Устава г. Томска управляет и распоряжается муниципальной собственностью, в т.ч. жилищным фондом, предоставляет жилые помещения по договору социального найма, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилого фонда, а также осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства.
Согласно п.4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма. Учитывая изложенное, суд находит требования истца об обязании Администрации г. Томска приобрести и предоставить Прокопчук Д.В.. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17, 0 кв.м. общей площади за счет средств бюджета Томской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исковые требования Прокопчук Д.В к Администрации Томской области об обеспечении передачи финансовых средств муниципальному образованию «Город Томск» для осуществления государственных полномочий по обеспечению ее жилым помещением, суд считает не подлежащими удовлетворению, т.к. ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта Российской Федерации не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте, либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может, поскольку предоставляется не для конкретного субъекта и не для приобретения конкретного жилого помещения, а для обеспечения государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.
Помимо этого, в силу статей 1 и 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому право Прокопчука Д.В. на предоставление ему вне очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Как установлено ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления в целях реализации переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вправе использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей должны быть взысканы в пользу Прокопчук Д.В. с Администрации г. Томска.
Руководствуясь ст. ст. 194.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокопчук Д.В. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Томска предоставить Прокопчук Д.В. вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 17 кв.м., в удовлетворении остальной части требований отказать.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Томской области об обеспечении передачи муниципальному образованию «Город Томск» финансовых средств, необходимых для обеспечения жилым помещением Прокопчука Д.В. отказать.
Взыскать с Администрации г.Томска в пользу Прокопчука Д.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья: Ю.А.Ходус