Дело 2-504/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2017 г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,
с участием истца Рудер Г.Г.,
третьего лица Рудер А.Г., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО4 в качестве законного представителя,
при секретаре судебного заседания Макиенковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудера Генриха Генриховича к ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 - 2020 годы на семью из 4 человек
У С Т А Н О В И Л:
Рудер Г.Г. обратился в суд с иском к ФКУ ОИК-11, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 - 2020 годы на семью из 4 человек.
В иске указывает, что он является участником подпрограммы «Жилище», дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Состав семьи 3 человека. ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением количественного состава семьи, он обратился в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ОИК-11 о включении дополнительно в качестве члена семьи участника Подпрограммы его внучку - ФИО4, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ. По основаниям, указанным в решении ЖБК ФКУ ОИК-11, оформленном протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении внучки в состав участников подпрограммы в качестве члена ее семьи.
Выражая фактическое несогласие с решением Комиссии, в иске указывает, что он и внучка проживают в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения - квартиры №, расположенной: <адрес>. Ее членство в семье не оспаривается. Другого жилья внучка - не имеет. Решением ЖБК ФКУ ОИК-11 ограничиваются его права на получение жилищной субсидии в определенном размере, зависящем от количественного состава семьи.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что все взрослые члены его семьи участвуют в совместном ведении хозяйства. У них общий «семейный бюджет», они сообща принимают различные решения связанные с обеспечение оплат коммунальных услуг, технического содержания жилья. Каких либо требований к ответчикам ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России он не заявляет. Просит удовлетворить иск.
Рудер А.Г. - законный представитель несовершеннолетней ФИО4 иск поддержала. Пояснила, что ФИО4 является ее дочерью. Местом их жительства является квартира ее матери. Иного жилья с дочерью они не имеют. Систематически оказываемая ребенку всеми взрослыми членами ее семьи материальная помощь, является основным источником существования ее дочери.
Ответчики ОИК-11, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России о времени и месте судебного заседания были извещены. Явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков.
Из предоставленных ответчиками в судебное заседание письменных возражений следует, что право истца на участие в Подпрограмме они не оспаривают. Указывают, что истцом не предоставлено бесспорных доказательств наличия общего хозяйства. Полагают, что сама по себе регистрация дочери и внучки на занимаемой истцом площади не дает оснований для признания их членами семьи Рудера Г.Г. Путем прописки иных лиц, истец злоупотребляет своим правом и желает получить сертификат в большем размере. Рудер Г.Г. является участником федеральной целевой программы «Жилище». Возможность получения сертификата предоставляется гражданам соответствующей категории только 1 раз. Истец уже реализовал свое право на льготное обеспечение жильем. Само по себе сохранение условий проживания в течение длительного времени с последующим изменением состава семьи не свидетельствует о возникновении у Рудера Г.Г. дополнительных прав и повышенных обязательств у государства по улучшению условий его проживания. Просят отказать в иске.
Кроме того, ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России обращают внимание, что каких-либо решений в отношении истца ими не принималось. Каких-либо требований в просительной части иска к ним не предъявлено.
Оценив доводы присутствовавших участников судебного заседания и письменные возражения ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, с использованием бюджетных средств и иных, незапрещенных законом денежных средств для улучшения жилищных условий для приобретения или строительства жилья.
П.1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы» Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее - Постановление от 21 марта 2006 года № 153), установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2016 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом «а» абзац 3 п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;
- с подпунктом «б» п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В силу п.7 (1) Правил кдействиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка) гражданами, указанными в подпункте «б» п.5 настоящих Правил, в целях настоящих Правил относятся следующие действия и гражданско-правовые сделки, совершенные указанными гражданами и (или) членами их семей:
а) обмен жилыми помещениями на жилое помещение меньшей общей площади;
б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;
в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги) гражданина - участника подпрограммы, несовершеннолетних детей и временных жильцов);
г) отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2016 года N 629)
В силу п.11. Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
Пунктом 12 предусмотрено, что размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления закрытого административно-территориального образования или органом местного самоуправления муниципального образования, в границы которого включены территории, ранее входившие в закрытые административно-территориальные образования (далее - органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере по 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина, 42 кв. м - на семью из двух человек, 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека.
Таким образом, при расчете социальной выплаты и выдаче государственного жилищного сертификата принимается во внимание количество членов семьи получателя.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 « О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы сохранены ранее установленные правила выпуска и реализации ГЖС в рамках вновь действующей Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Действие указанной подпрограммы продлено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2015 года N 1053 до 2020 года.
В соответствии с ч.1 и 3 ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членом семьи нанимателя жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним совместное хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Анализ ст.69 Жилищного кодекса РФ показывает, что правовой статус «члена семьи» в отношении родственников, прямо не указанных в законе, устанавливается нанимателем жилого помещения, проживающего в нем по договору социального найма, посредством вселения их в качестве членов семьи. Установление статуса «члена семьи» нанимателя жилого помещения для данной категории лиц в судебном порядке не предусмотрено.
Кроме того, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст.69 и ч.1 ст.70 Жилищного кодекса РФ лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности. С целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст.54 Семейного кодекса РФ), ч.1 ст.70 Жилищного кодекса РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
С учетом положения ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в совокупности с положениями п.2 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2004 года № 1291-р <адрес> включен в Перечень имеющих жилищный фонд поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы. В настоящее время действует распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2012 года № 2065-р, при этом, прежний статус <адрес> сохранился.
Материалами дела подтверждено, что Рудер Г.Г. является участником Подпрограммы. Заведено учетное жилищное дело №, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Состав семьи 3 человека, включая его, жену - ФИО2 и дочь - Рудер А.Г.).
Право истца на участие в Подпрограмме не оспаривается.
Суд не принимает доводы ответчиков, что сама по себе регистрация дочери и внучки на занимаемой истцом жилой площади в отсутствии бесспорных доказательств ведения совместного хозяйства и совместных расходов на содержание квартиры и оплату коммунальных услуг не дает оснований для признания их членами семьи Рудера Г.Г.
В силу прямого указания п.17 Правил к членам участника Подпрограммы семьи относятся постоянно проживающие с ним супруга (супруг), их дети и родители.
Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10-11) следует, что нанимателем жилого помещения квартиры № по адресу: <адрес> является ФИО2 Совместно с ней, в качестве членов семьи были вселены: муж Рудер Г.Г., дочь. Рудер А.Г. и внучка ФИО4 Согласно выписки из домовой книги по паспортам (л.д.12) и справке о проверке жилищных условий (л.д.14) данная квартира является местом ее жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Участие Рудер Г.Г. в Подпрограмме не меняет правового статуса членов семьи, установленных договором социального найма.
В свидетельстве о рождении ФИО4 (л.д.18) - Рудер А.Г. указана ее матерью. Сведения об отце ребенка отсутствуют.
Из правового единства п. ст.20 ГК РФ, а также частей 2 и 3 ст. 69, ст.71 Жилищного кодекса РФ, по смыслу указанных норм права несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена. Поскольку сведения об отце ребенка отсутствуют, то местом жительства ФИО4 следует считать место жительства ее матери. Иного места жительства с приобретением прав собственности на жилые помещения (по договорам купли-продажи, дарения и прочее), а также иного проживания по договору социального найма - ребенок и мать не имеют (л.д.16).
Факт вселения внучки ФИО4 в жилое помещение, нанимателем которого является ФИО2, подтверждается свидетельством о регистрации ребенка по месту жительства (л.д.19).
Размер платы за отопление, техническое обслуживание жилья производится из состава семьи 4 человека (л.д.15).
Состав семьи Рудер Г.Г. и совместное проживание с ним жены, дочери и внучки подтвержден справкой администрации МО «Ныробское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) и справкой МБУ «Ныроб-благоустройство» о проверке жилищных условий заявителя (д.д.14).
Проживание граждан в качестве членов семей участника подпрограммы в указанных поселках при отсутствии спора о соблюдении порядка их вселения нанимателем жилого помещения является самостоятельным основанием для реализации их прав, связанных с участием в подпрограмме.
Ведение совместного хозяйства всеми взрослыми членами семьи подтверждается пояснениями истца и третьего лица, полученными в порядке ст.55 ГПК РФ. Установлено, что материальная помощь, оказываемая несовершеннолетнему ребенку, носит систематический характер и является одним из основных источников его существования. Иждивенчество ФИО4 в силу ее малолетнего возраста предполагается и не требует доказывания.
Суд, оценив в порядке ст.67 ГПК РФ все имеющиеся в деле доказательства, приходит к убеждению, что вселение несовершеннолетней ФИО4, не являются действиями, повлекшими намеренное ухудшение жилищных условий Рудер Г.Г. Кроме того, из системного анализа «в» п.7.1 Правил следует, что данная норма не содержит запрета вселения данной категорией граждан в жилое помещение несовершеннолетних детей.
Доводы ответчиков, что истец уже реализовал свое право на льготное обеспечение жильем в соответствии с условиями федеральной целевой программы, в связи с чем увеличение количества членов его семьи не порождает у него повторного права на получение ГЖС с увеличенным размером социальной выплаты не влекут отказа в иске.
Самостоятельное обращение Рудер Г.Г. о предоставлении жилищного сертификата на состав семьи из четырех человек, свидетельствует о его желании реализовать свое право именно в таком порядке. Ответчиками не предоставлено доказательств наличия ранее принятых решений, определяющих способ и основания исчисления размера социальной выплаты на момент разрешения спора.
Суд считает обоснованными доводы ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России, поскольку Рудер Г.Г. не заявляет каких-либо требований в ответчикам, доказательств нарушения его прав не приводит. При этом принятия решения и внесения его в резолютивную часть не требуется.
Суд принимает решение признать право Рудера Г.Г. на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 - 2020 годы утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, на семью из 4 человек, включая истца.
Руководствуясь ст.195-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Рудера Генриха Генриховича удовлетворить.
Признать право Рудера Генриха Генриховича на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 - 2020 годы на семью из четырех человек:
- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- Рудер Анны Генриховны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
включая истца - Рудера Генриха Генриховича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Г. Набиюллина.
Решение в окончательной форме принято 29 декабря 2017 года.