Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-16/2014 (2-3016/2013;) ~ М-2834/2013 от 05.09.2013

Дело № 2- 16/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2014 года г. Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Купцовой Г.В., с участием:

Представителя истца Комитета лесного хозяйства по МО и г. Москве Куляс А.И.,

Представителя ответчика Кузнецова Е.А.– адвоката Беспалова П.А., представившего ордер <номер>, удостоверение <номер>,

Представителя ответчика Администрации Серпуховского муниципального района Мурашова С.Е., действующего на основании доверенности <номер> от 09.01.2014 года,

при секретаре судебного заседания Потаповой В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Лесного хозяйства к Кузнецову Е.А., ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области и Администрации Серпуховского муниципального района о признании недействительным постановления органа местного самоуправления, об истребовании земельного участка из незаконного владения, признании недействительной постановку на кадастровый учет и снятии с кадастрового учета земельных участков, признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности на земельные участки, и по встречному иску Кузнецова Е.А. к Комитету Лесного хозяйства Московской области о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ответчикам Кузнецову Е.А., ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Администрации Серпуховского муниципального района об истребовании из незаконного владения Кузнецова Е.А. часть земельного участка с кадастровым номером <номер>, распложенного в районе д. Глазово Серпуховского района Московской области, площадью <данные изъяты>, признании недействительной постановку на кадастровый учет и снятии с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный в районе <адрес>; признании недействительной и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о собственности ответчика Кузнецова Е.А. на земельный участок с кадастровым номером <номер>. В ходе рассмотрения дела представителем истца были увеличены требования в порядке ст.39 ГПК РФ, в соответствии с которыми истец просит признать недействительным Постановление Главы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в районе <адрес> в части проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером <номер>.

Также истец просит признать недействительной постановку на кадастровый учет и аннулировать сведения из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: <номер>.

Свои требования истец мотивирует тем, что 17.06.2013 г. в филиал «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» поступило сообщение о незаконной рубке насаждений в лесном массиве, расположенном между <адрес>. Ведущим инженером организации лесной охраны филиала М. был произведен осмотр указанной территории. Согласно Акту осмотра территории лесного участка от <дата> факта вырубки лесных насаждений не выявлено, однако одновременно с этим установлено нахождение на указанной территории лагеря рабочих с техникой. В результате проведенной проверки относимости указанной территории к землям лесного фонда установлено, что данный лесной массив является выделом <номер> квартала <номер> Серпуховского сельского участкового лесничества «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес». Согласно данным, полученным из Публичной кадастровой карты, на территории рассматриваемого лесного массива находятся три земельных участка с кадастровыми номерами: <номер>. В соответствии с выпиской из ЕГРП от <дата> собственником земельного участка с кадастровыми номерами <номер> является Кузнецов Е.А.. В соответствии с кадастровыми выписками о земельном участке <номер> от <дата> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства. Однако, вышеуказанный земельный участок незаконно находится в собственности Кузнецова Е.А. по следующим основаниям. В результате выполненных работ по анализу документов по лесоустройству установлено, что часть рассматриваемого участка относится к землям лесного фонда (квартал <номер>, выдел <номер> Серпуховского сельского участкового лесничества), никогда из земель лесного фонда не переводилась и не отчуждалась. Факт наложения земельного участка с кадастровым номером <номер> земли лесного фонда подтверждается справкой ФГУП «Рослесинфорг» Мослеспроект <номер> от <дата> с приложением чертежа лесного участка. Площадь наложения составила <данные изъяты>. Право собственности Российской Федерации на часть рассматриваемого участки лесного фонда подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности от 09.04.2009 г.; выпиской из ЕГРП от <дата>; выпиской из государственного лесного реестра <номер>. Согласно выписке из лесного реестра спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, категория защитности - зеленые зоны. В соответствии с п.1.2 ст.4.2 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Также истец отмечает, что в соответствии с п. 2 ст.9 вышеназванного закона на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. На основании Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 года № 863/22, Комитет проводит государственную политику и осуществляет межотраслевое управление, координацию, а так же функциональное регулирование в области лесных отношений, таким образом, Мособлкомлес является полномочным органом от имени Российской Федерации по управлению лесным хозяйством на территории Московской области. Постановлением Главы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в районе <адрес> <дата> были проведены торги в форме аукциона по продаже земельного участка <номер>. Комитет лесного хозяйства Московской области считает указанное постановление Главы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области принятым с превышением полномочий, так как у местных органов власти отсутствует право на распоряжение участками лесного фонда. Земельный кодекс РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории в частности, земли поселений (населенных пунктов). Земли лесного фонда (статья 7). Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании Лесного Кодекса РФ. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Таким образом, федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово картографических материалах (лесных картах).

Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Таким образом, по смыслу указанной нормы закона, земли лесного фонда, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Территория земельного участка <номер> относилась и относится к землям лесного фонда, распоряжение которыми осуществляет Российская Федерация. Следовательно, Глава Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в районе <адрес>, нарушил требования лесного законодательства, поскольку распорядился не принадлежащим муниципальному образованию имуществом в отсутствие необходимых полномочий. Кроме того, по данным публичной кадастровой карты на сегодняшний день спорный земельный участок с <номер> размежеван на <номер> земельных участка кадастровыми номерами: <номер>. Статус данных земельных участков - временный (удостоверен), что свидетельствует о том, что право собственности на них до настоящего момента не зарегистрировано. Проведенное межевание и постановка на кадастровый учет указанных земельных участков нарушают права Комитета лесного хозяйства Московской области по тем же основаниям, что и участок с <номер>, поскольку сформированы они из земель лесного фонда.

Представитель истца Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности – Куляс А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Ранее представитель истца Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности Максимов С.С. пояснил, что в ходе проверки было установлено, что земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, незаконно находится в собственности Кузнецова Е.А. Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок, как на участок, входящий в состав земель лесного фонда, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. Поскольку в настоящее время земельный участок, принадлежащий Кузнецову Е.А., размежеван на несколько земельных участков, сведения о них внесены в ГКН, просит истребовать из незаконного владения и исключить данные сведения из ГКН. Администрация Серпуховского муниципального района не могла распоряжаться землями лесного фонда, в связи, с чем постановление о выставлении на торги спорного земельного участка считает незаконным.

Ответчик (истец по встречному иску) Кузнецов Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Представитель ответчика Кузнецова Е.А. по ордеру – адвокат Беспалов П.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что Кузнецов Е.А. приобрел спорный участок, соблюдая требования закона, участок уже поставлен на кадастровый учет, Администрация Серпуховского муниципального района, провела все переговоры с агентством лесного хозяйства. Был составлен акт, в котором указано, что земля имеет вид разрешенного использования - дачное строительство с сохранением именно лесной зоны. При регистрации спорного земельного участка и выдаче свидетельства о праве собственности регистрационная палата проверила законность приобретения земельного участка. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд с данными требованиями.

Представитель ответчика Администрации Серпуховского муниципального района по доверенности – Мурашов С.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что у Комитета лесного хозяйства Московской области отсутствуют полномочия на обращение в суд от имени Российской Федерации с исковыми требованиями, единственным уполномоченным органом является Территориальное управление Росимущество и его территориальные органы. Считает Комитет лесного хозяйства Московской области не надлежащим истцом. Согласно заключению эксперта не вся площадь спорного земельного участка налагается на выдел квартала Серпуховского участкового лесничества, соответственно нельзя истребовать спорный земельный участок. Истец злоупотребляет своим правом, предшественник истца Управление лесного хозяйства согласовал формирование земельного участка, такие сведения имеются в техническом заключении. С 2006 года согласовано формирование спорного земельного участка, и по пришествие 8 лет Управления, выходит с иском в суд об истребовании земельного участка. Информация о проведении аукциона (торгов) была общедоступна, никаких возражений со стороны истца не поступало. На протяжении четырех лет передача собственных полномочий с федерального уровня на уровень субъекта, Комитету лесного хозяйства можно было бы осуществить такие мероприятия на стадии подготовки аукциона. Считает, что имеющиеся приказы федерального агентства лесного хозяйства не отвечает критериями относимости и допустимости доказательств. Срок исковой давности истцом был пропущен. Администраций Серпуховского муниципального района не была нарушена процедура предоставления земельного участка ответчику.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика Администрации Серпуховского муниципального района по доверенности Сегенюк С.В. пояснила, что Администрация Серпуховского муниципального района Московской области провела торги спорного земельного участка в соответствии с законодательством, на основании технического заключения. Так и не установлено где именно проходят границы земель лесного фонда, для того чтобы определить, что это земли лесного фонда. Вид разрешенного использования участка определен – это земли сельскохозяйственного назначения, в связи, с чем оснований для признании Постановления Главы Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от <дата> <номер> «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в районе <адрес> недействительным не имеется.

Ответчиком Кузнецовым Е.А. был подан встречный иск к Комитету лесного хозяйства Московской области, в котором он просит признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» разрешенное использование: «для дачного строительства» отсутствующим, признать право собственности Российской Федерации на земельный участок расположенный <адрес>, Серпуховское лесничество, Серпуховское сельское участковое лесничество, квартал <номер>, лесотаксационный выдел <номер>, отсутствующим в части наложения на земельный участок, с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты> расположенный <адрес>, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» разрешенное использование: «для дачного строительства».

Свои требования мотивирует тем, что имеется свидетельство о государственной регистрации права <дата> г., выписка из ЕГРП от <дата> г., выписка из государственного лесного реестра <номер>, в соответствии с которыми за Российской Федерацией регистрировано право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, «Серпуховское лесничество, Серпуховское сельское участковое лесничество квартал <номер> лесотаксационный выдел <номер> (далее - «лесной участок»). В соответствии с данными, содержащимися в указанных документах, границы лесного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, налагаются на границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности Кузнецову Е.А. В соответствии с пунктом 52 абзаца 4 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 г. № 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может бытьзащищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного веления (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> фактически зарегистрировано двумя разными лицами, хотя данный участок и имеет в данных ЕГРП различное обозначение (в качестве земельного участка и в качестве части лесного участка). По состоянию на 2006 г., земельный участок относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается соответствующим техническим заключением, имеющимся в материалах дела. В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ,перевод земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", такой перевод оформляется решением Правительства Московской области. В отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> такое решение Правительства Московской области не принималось, следовательно, земельный участок в настоящий момент также относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается и имеющимися в материалах дела сведениями из ЕГРП, следовательно, земельный участок не относится к категории земель лесного фонда, не является лесным участком.

Представитель истца по встречному иску Кузнецова Е.А. по ордеру – адвокат Беспалов П.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по встречному иску Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности – Куляс А.И. в судебном заседании встречные исковые требования не признала, просила в удовлетворении встречных требований отказать.

Представитель третьего лица по встречному иску Администрации Серпуховского муниципального района Мурашов С.Е. в судебном заседании встречные требования поддержал, против их удовлетворения не возражал.

Представитель ответчика – третьего лица (по встречному иску) ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Разрешая вопрос о рассмотрении дела при данной явке, суд основывается на следующем.

Статьей 113 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

По смыслу названной нормы права, судом должны быть приняты все возможные меры к извещению лиц участвующих в деле о дате, времени и месте судебного разбирательства. Направление лицам, участвующим в деле, телефонограммы или телеграммы с извещением о судебном заседании или о проведении процессуального действия призвано обеспечить надлежащее извещение указанных лиц.

Из содержания ч. 4 ст. 113 ГПК РФ следует, что информацию об адресах, по которым должны направляться судебные извещения, суд получает из заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.

Согласно материалам дела, ответчик (истец по встречному иску) Кузнецов Е.А. зарегистрирован <адрес>. Судебные извещения, направляемые по данному адресу, возвращены отделением почтовой связи с отметкой истек срок хранения, телеграмма направленная в указанный адрес не доставлена адресату, адресат по указанному адресу не проживает, только прописан. Акт аналогичного содержания, о том, что Кузнецов Е.А. по адресу регистрации не проживает составлен ООО «У.» и представлен в материалы дела (л.д. 92 т.1). Также судом принимались меры к извещению ответчика по имеющемуся номеру телефона.

Кузнецову Е.А. было достоверно известно о наличии данного дела в производстве суда.

В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает.

Направление судебной повестки по месту регистрации ответчика суд считает надлежащим извещением, что дает суду право рассмотреть дело по существу в отсутствии ответчика (истца по встречному иску) Кузнецова Е.А., учитывая, что его интересы в деле представляет адвокат Беспалов П.А.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Спорными является: земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенного в районе <адрес>.

Распоряжением Совета Министров РСФСР №815-р от 04.06.1980 года переданы земельные участки Опытно-производственному хозяйственному объединению «Русский лес» от совхозов: «Балковский» - <данные изъяты> га, «Большевик» - <данные изъяты> га, «Занарский» - <данные изъяты> га, «Заокский» - <данные изъяты> га, «Молодая гвардия» - <данные изъяты> га, «Серпуховский» - <данные изъяты> га, «Туровский» - <данные изъяты> га.

Согласно решению Исполнительного Комитета №321/9 от 31.05.1991 года из состава земель землепользователей Серпуховского района изъято <данные изъяты> га и передано их исполкомам сельских Советов народных депутатов: Бутурлинский – <данные изъяты> га, Калиновский – <данные изъяты>, Арнеевский – <данные изъяты> га, Балковский – <данные изъяты> га, Васильевский – <данные изъяты> га, Глазовский – <данные изъяты> га, Липицкий – <данные изъяты> га, Лукьяновский – <данные изъяты> га, Нефедовский – <данные изъяты> га, Съяновский – <данные изъяты> га, Туровский – <данные изъяты> га. (т. 2 л.д. 191-196).

В соответствии с приказом <номер> от <дата> "Об определении количества лесничеств на территории Московской области и установлении их границ" в Опытное лесное хозяйство «Русский лес» входят лесничества: Занарское площадью <данные изъяты>, Шараповское площадью <данные изъяты> га, Шатовское площадью <данные изъяты> га, Заокское площадью <данные изъяты>, Данковское площадью <данные изъяты> га, Отрадинское площадью <данные изъяты> га, Туровское площадью <данные изъяты> га, Щелкановское площадью <данные изъяты> га, Хатунское площадью <данные изъяты>, Ступинское площадью <данные изъяты> га, а также леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций площадью <данные изъяты> га (т.1 л.д.167-,168).

В соответствии с приказом <номер> от <дата> "Об определении количества лесничеств на территории Московской области и установлении их границ" на территории Московской области земли лесного фонда состоят из 19 лесничеств, в созданном лесничестве «Русский лес» созданы участковые лесничества «Занарское», «Шараповское», «Шатовское», «Заокское», «Данковское», «Отрадинское», «Туровское», «Щелкановское», «Хатунское», «Ступинское», «Серпуховское сельское», а также леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций (т.1 л.д.89-91).

Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от <дата> на основании ч.1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, Серпуховское лесничество, Серпуховское сельское участковое лесничество, квартал <номер>, лесотаксационный выдел <номер>; квартал <номер>, л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал<номер> л/т <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер> (т.1 л.д.9).

Из представленных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> следует, что правообладателем земельного участка земель сельскохозяйственного назначения для дачного строительства площадью <данные изъяты>. расположенного <адрес> указан Кузнецов Е.А., и от <дата> следует, что правообладателем лесного участка земель лесного фонда площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, квартал <номер>, лесотаксационный выдел <номер>; квартал <номер>, л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал<номер> л/т <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>; квартал <номер> л/т выдел <номер>, указана Российская Федерация (т.1 л.д.18,19).

Из описания земельного участка с кадастровым номером <номер> от <дата> года, усматривается, что земельный участок расположен в <адрес>, имеет площадь <данные изъяты>, правообладатель Администрация Серпуховского муниципального района, также в деле имеется акт согласования границ земельного участка (т. 1 л.д. 27-36).

К материалам дела приобщено дело правоустанавливающих документов на земельный участок <номер> по <адрес>, из которого следует, что в настоящее время собственником участка является Кузнецов А.Е. (т.1 л.д.53-78).

В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра в выделе <номер> квартала <номер> Серпуховского сельского участкового лесничества, лесничество «Русский лес» Серпуховского муниципального района Московской области расположен земельный участок площадью <данные изъяты>. Указанный земельный участок имеет категорию земель – земли лесного фонда, категория защищенности – зеленые зоны (т.1 л.д.10).

Как усматривается из акта осмотра территории от <дата> государственным лесным инспектором Московской области по государственному лесному контролю и надзору и государственному пожарному надзору в лесах М. произведен осмотр территории лесного фонда в квартале <номер> выдел <номер> Серпуховского сельского участкового лесничества, расположенного вблизи <адрес>. В ходе осмотра установлено, что земельный участок имеет площадь <данные изъяты>. На территории лесного участка никаких работ по вырубке растущих деревьев на момент осмотра не ведется. С восточной стороны на краю леса расположен лагерь рабочих, состоящий из жилого вагончика зеленого цвета длиной <данные изъяты>, шириной <данные изъяты> на колесном ходу, автомашины Л., бульдозера ВТ -7, автомашины З. с полуприцепом, в котором загружен бытовой мусор в объеме 0,5-0,7 м?. На момент осмотра межевых знаков, определяющих границы земельного участка, определенного под строительство (со слов рабочих) не выявлено. Какое-либо ограждение на территории участка на момент осмотра отсутствует (т.1 л.д.5-7).

Согласно справки филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Мослеспроект» и чертежа лесного участка, спорные земельные участки накладываются на земли лесного фонда, квартала <номер> Серпуховского сельского участкового лесничества «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес» Комитета лесного хозяйства Московской области(т. 1 л.д. 11-17).

В материалы дела представлены план лесных участков Серпуховского района Московской области общей площадью <данные изъяты> со схемой расположения лесных кварталов, таксационное описание по состоянию на <дата>, из которого видно, что площадь лесного участка в квартале <номер> составляет <данные изъяты>, на котором растут березы, возраст – 60 лет, высотой 21 м., диаметр – 20; а также сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям на <дата> года, с указанием площади земель лесного фонда (т.1 л.д.41-43, 44,45).

Уставом Серпуховского муниципального района Московской области утверждены границы земель Серпуховского муниципального района, а также закреплено картографическое описание границ района, в котором указаны точки границ с общим направлением (т.1 л.д.126-166).

Из технического заключения по натуральному обследованию земельного участка, площадью <данные изъяты>, покрытого насаждениями древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения вблизи <адрес>, составленного ФГУП «Мослеспроект» Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> года, следует, что в результате проведенных работ и анализа исходных планово-картографических материалов установлено, что заявленный для обследования земельный участок, общей площадью <данные изъяты> расположен вблизи д<адрес>. Вся площадь участка находится в ведении администрации Серпуховского района и входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, свободных от закрепления. Разрешенный вид использования – сельскохозяйственное производство. Осуществляемый земельный отвод предполагает изменение вида разрешенного использования с сельскохозяйственного производства на дачное строительство без изменения категории земель. Анализируя данные натурного лесотаксационного обследования можно утверждать, что рассматриваемый земельный участок не относится к видам угодий, выполняющих сельскохозяйственные функции, а представлен насаждениями древесных и кустарниковых пород, произрастающих на всей площади (<данные изъяты>) земельного участка. Все зеленые насаждения объединены в один лесотаксационный выдел. О наличии и присутствии в натуре площади, покрытой древесно-кустарниковой растительностью, свидетельствует и прилагаемый к данному заключению цветной абрис фрагмента аэрофотоснимка на заявленную территорию с рассматриваемым участком. Произрастающая на обследованном земельном участке древесно-кустарниковая растительность представлена в своем преобладании малоценными мягколиственными породами, такими как береза, липа, осина с незначительной примесью ценной твердолиственной породы – дуба черешчатого. Средний возраст древесных пород – 65 лет, средняя высота – 25м, диаметр (средний) – 26см. Учтенные насаждения древесно-кустарниковой растительности, произрастающие на землях сельско-хозяйственного назначения, появились в результате заращивания площади разлетающимися семенами от близлежащей стены насаждений лесного фонда. Согласно выводов: обследованные насаждения древесно-кустарниковой растительности не относятся к землям лесного фонда и к лесам, не входящим в лесной фонд (городские леса, леса обороны), являются именно древесно-кустарниковой растительностью, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения. Приложением к техническому заключению является Акт натурального технического обследования земельного участка, покрытого насаждениями древесно-кустарниковой растительности, намечаемого под изменение целевого использования вблизи <адрес>; схематический чертеж границ земельного участка, покрытого насаждениями древесно-кустарниковой растительности, намечаемого под изменение целевого использования вблизи <адрес> (т.1л.д.118-125).

В материалы дела представлено техническое заключение <номер> от <дата> выполненное ООО «Г.» по заказу ответчика истца по встречному иску Кузнецова Е.А. цель исследования заключалась в определении наличия либо отсутствия наложения земельного участка с кадастровым <номер> на земли лесного фонда- выдела <номер> квартала <номер> Серпуховского сельского участкового лесничества «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес». При исследовании было установлено, что территория земельного участка с кадастровым <номер> представляет собой земельный массив, покрытый древесно-кустарниковой растительностью, с юга и востока граничащую с полями сельскохозяйственных угодий. Территория не застроена, какие либо объекты недвижимости и сооружения на ней отсутствуют. Севернее участка проходит полоса отвода железной дороги. Доступ на участок осуществляется со стороны деревни Глазово по грунтовой полевой дороге. На территории участка и вблизи него не обнаружено каких либо лесоустроительных знаков –курганов, просек, квартальных столбов, закрепляющих на местности местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков согласно ст. 69 Лесного кодекса РФ. Граница земельного участка с кадастровым <номер> установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения ГКН о поворотных точках границы указанного земельного участка являются публичными, позволяют однозначно определить их на местности. Земельный участок <номер> по точкам <номер> граничит с земельным участком <номер>, по точкам <номер> с земельным участком <номер> по точкам <номер> с земельным участком <номер> по точкам <номер> с земельным участок <номер>. Категория земель всех указанных смежных земельных участков земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для дачного строительства. С учетом того что не представляется возможным определить достоверность сведений о местоположении границ земель лесного фонда- лесного участка квартала <номер> выдела <номер> площадью <данные изъяты>, определенных картометрическим методом ; невозможно определить техническим путем координаты характерных точек границ лесного участка квартала <номер> выдела <номер> площадью <данные изъяты> по представленному Плану лесных участков Серпуховского района Московской области по материалам лесоустройства 2005-2008 г.г.; отсутствуют официальные сведения Государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земель лесного фонда, в частности выдела 24 Серпуховского сельского участкового лесничества «Русский лес»; отсутствуют на местности лесоустроительные знаки. Специалисты пришли к выводу об отсутствии наложении границ земельного участка <номер> расположенного в <адрес> принадлежащего Кузнецову Е.А., на границы земель лесного фонда, в том числе квартал <номер> выдела <номер> Серпуховского сельского участкового лесничества «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес». Данное исследование проводилось по представленным Кузнецовым Е.А. документам, без выезда на местность (т. 1 л.д. 196-217).

Постановлением Главы Серпуховского муниципального района Московской области <номер> от <дата> утвержден проект границ земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного в районе <адрес> (категория земель: «Земли сельскохозяйственного назначения»), для ведения сельскохозяйственного производства). МУП Серпуховского района «Землеустроитель» обеспечивает установление на местности границ земельного участка и его государственный кадастровый учет (т. 1 л.д. 218).

Постановлением Главы Серпуховского муниципального района Московской области <номер> от <дата> оформлено решение о проведении <дата> торгов в форме аукциона по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. В список участков, в том числе, внесен и земельный участок с <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес> (т.1 л.д.60-62).

<дата> в газете «Ф.» <номер> опубликовано сообщение Администрации Серпуховского муниципального района о проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в районе д.Пущино, д.Глазово, д.Рыблово, форма торгов – аукцион (т.1 л.д.56-59).

В соответствии с итоговым протоколом от <дата> (дата указана в протоколе) заседания организационного комитета по проведению аукциона по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Серпуховского муниципального района, проведенного в соответствии с постановлением Главы Серпуховского муниципального района от <дата> <номер> победителем торгов по лоту 1 – земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <номер>, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства; расположенного <адрес>; признан Кузнецов Е.А.

На основании договора купли-продажи земельного участка от <дата> по итогам проведенного аукциона Кузнецов Е.А. приобрел у Администрации Серпуховского муниципального района земельный участок с кадастровым номером <номер>, общей площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, в границах кадастрового плана земельного участка (т.1 л.д.63-66).

Право собственности Кузнецова Е.А. на земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 25006 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в районе д.Глазово, назначение земель: земли сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства, зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> в 2009 году, что подтверждается выпиской из ЕГРП (т.1 л.д.18).

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от <дата> земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <номер>, номер кадастрового квартала <номер> находящиеся <адрес>, имеют разрешенное использование: для дачного строительства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Правообладателем указан Кузнецов Е.А. (т.2 л.д.213).

По сообщению Серпуховского отдела филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от <дата> земельный участок с кадастровым номером <номер> (т.2 л.д.214-223).

Для правильного разрешения спора между сторонами по существу по делу была назначена и проведена землеустроительная экспертиза (т.2 л.д.20-40– заключение эксперта). Из выводов экспертного заключения следует, что составить план фактических границ земельного участка Кузнецова Е.А. с кадастровыми номерами <номер> площадью <данные изъяты>, а также определить соответствуют ли фактические границы земельного участка Кузнецова Е.А. с кадастровым номером 50:32:0020205:172 площади и размерам по правоустанавливающим документам невозможно, так как ограждение и межевые знаки указанного земельного участка отсутствуют. Обозначить на плане фактические границы земельного участка Кузнецова Е.А. с кадастровым номером <номер> невозможно, так как фактические границы указанного земельного участка невозможно установить на местности. Межевых знаков, ограждений и строений на земельном участке с кадастровым номером <номер> принадлежащих Кузнецову Е.Е. не обнаружено (т. 2 л.д. 30). Ориентировочные фактические границы лесного участка выдел <номер> квартала <номер> Серпуховского сельского участкового лесничества определены по контору лесного участка занятого древесно –кустарниковой растительностью. Межевые знаки с курганами, квартальные столбы, просеки или иные лесоустроительные знаки лесного участка выдел <номер> квартал <номер> Серпуховского участкового лесничества на местности не обнаружены. Определить точные границы лесного участка невозможно, так как межевые и лесоустроительные знаки отсутствуют. Фактические размеры границ лесного участка указаны в исследовательской части. <адрес> лесного участка составляет 6,98 га. Фактический контур лесного участка указан в графических приложениях <номер> и № 2. Имеет место пересечения (наложения) границ земельного участка Кузнецова Е.А. с кадастровым номером <номер> и границ лесного участка выдел <номер> квартал <номер> Серпуховского участкового лесничества вычисленных картометрическим методом. Площадь пересечения (наложения) границ земельного с кадастровым номером <номер> и лесного участка выдел <номер> квартал <номер> Серпуховского участкового лесничества составляет <данные изъяты>, что соответствует координатам поворотных точек наложения границ (т. 2 л.д. 31).

Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, поскольку она проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, а доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено. У суда нет оснований сомневаться в правильности заключений эксперта с учетом его компетентности, образования и длительного стажа экспертной работы.

Располагая представленными сторонами доказательствами, объяснениями участников процесса, оценивая их в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд находит заявленные Комитетом лесного хозяйства требования подлежащими удовлетворению в части.

Статья 6 Лесного кодекса РФ закрепляет, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии в п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 Кодекса. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с п.1 ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Статья 209 ГК РФ закрепляет, что право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности осуществляется Российская Федерация.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъекта определены в ст. ст. 81-83 Лесного кодекса.

При этом п.2 ч.1 ст.83 Лесного кодекса закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со статьей 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (ред. от 27 декабря 2009 года) "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно части 4 статьи 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.

В соответствии с требованиями статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками.

Таким образом, на основании статей 3, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", подпункта 1 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда считаются определенными.

На основании положений статей 3, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" границы земель лесного фонда считаются определенными даже без проведения процедуры постановки на кадастровый учет и процедуры определения границ.

В соответствии со статьей 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года № 5906-IX "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на: леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников; колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.

Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 6 марта 1993 года № 4616-1 подтверждалась принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда, так как положениями данной статьи установлено, что лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения в лесной фонд не входят.

Кроме того, статьей 94 Земельного кодекса РСФСР закреплено, что землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.

В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами.

Статьями 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ также было установлено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования.

Также в силу статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).

Таким образом, в материалах государственного учета лесного фонда за весь период учета участки лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, учитывались как участки лесного фонда.

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Суд находит несостоятельным ссылку представителей ответчиков о том, что истцом не представлено доказательств принадлежности спорных земельных участков к землям лесного фонда, так как в материалы дела представлены план лесных участков Серпуховского района Московской области (устройство 2005-2008 гг.) обще площадью <данные изъяты>, на котором обозначены спорные земельные участки лесного фонда, а также таксационное описание по состоянию на 01.01.2007 года с указанием площади земель лесного фонда в выделе <номер>, покрытый лесной растительностью; выписка из государственного лесного реестра с картой-схемой расположения и границ лесного участка.

Из ответа Федерального агентства лесного хозяйства ФГУП «РОСЛЕСИНФОРГ» следует, что в 2005-2008 году лесоустройство серпуховского сельского участкового лесничества проводилось филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Центролеспроект».

При обследовании земельного участка экспертом было установлено, что на спорном лесном участке фактически растет древесно-кустарниковая растительность.

Несостоятельная ссылка представителей ответчиков на техническое заключение по натурному обследованию земельного участка площадью <данные изъяты>, покрытого насаждениями древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на землях сельскохозяйственного назначения вблизи <адрес>, составленного в 2006 году ФГКП «Мослеспроект», так как согласно пояснений эксперта, данных в судебном заседании, на схематическом чертеже, являющемся приложением к заключению, данный участок обозначен как лес. Кроме того, в указанном заключении имеется описание произрастающей на обследуемом земельном участке древесно-кустарниковой растительности, которое совпадает с таксационным описанием (вид и возраст древесных пород).

Суд не соглашается также с доводом представителя ответчика Администрации Серпуховского муниципального района об установлении границ сельских поселений, поскольку в описание границ как в Уставе муниципального образования «Серпуховский муниципальный район Московской области», так и в Законе Московской области от 28.02.2005 № 78/2005-ОЗ «О статусе и границах Серпуховского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований указано общее направление (север - восток - юг – запад) через узловые точки без указания протяженности между точками.

Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, федеральная собственность на лесные участки признана в силу закона, а не в силу зарегистрированного права собственности Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Следовательно, земельные участки из состава земель лесного фонда, как подлежащие использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, могут быть предоставлены в собственность граждан, лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления. Передача в собственность гражданина земельного участка, находящегося на землях лесного фонда федеральным законом прямо не предусмотрена, исходя из целевого назначения земель лесного фонда.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства передачи спорного земельного участка в собственность муниципального образования, суд считает, что Постановление Главы Серпуховского муниципального района Московской области <номер> от <дата> «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в районе <адрес>, в части спорных земельного участка с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты> расположенного <адрес>, издано муниципальным образованием как субъектом, не обладающим полномочиями на распоряжение спорными земельными участками.

Принятие соответствующего решения иными органами, не уполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует, соответственно, имеются правовые основания для истребования имущества у добросовестного приобретателя на основании ст.302 ГК РФ.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ истребовать свое имущество из чужого незаконного владения вправе собственник имущества.

Как предусмотрено п.1 ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Поскольку судом установлено, что Постановление Главы Серпуховского муниципального района Московской области <номер> от <дата> «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в районе <адрес>, в части спорного земельного участка с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, издано не управомоченным лицом на распоряжение данными земельными участками, то последующие сделки с данными участками не порождают за собой правовых последствий.

Согласно п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).

Судом установлено, что в период рассмотрения дела судом, ответчик Кузнецов Е.А. принял решение о разделе принадлежащего ему земельного участка на <номер> земельный участка, которые поставлены на государственный кадастровый учет. Однако, в ЕГРП запись о разделе земельного участка с кадастровым <номер> отсутствует, Кузнецов Е.А. значится собственником одного земельного участка.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о правомерности требований истца об истребовании из незаконного владения Кузнецова Е.А. спорных земельных участков и прекращении его права собственности на земельный участок с кадастровым <номер>.

В соответствии с пунктом 52 вышеназванного Пленума оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника, такое решение является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, запись в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Кузнецова Е.А. на спорный земельный участок, произведенная на основании договора купли-продажи от <дата>, подлежит исключению из ЕГРП.

Доводы стороны ответчика – Администрации Серпуховского муниципального района о том, что у Комитета лесного хозяйства Московской области отсутствуют полномочия на обращение в суд от имени Российской Федерации с данными исковыми требованиями суд находит несостоятельными, поскольку на основании Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 года № 863/22, Комитет проводит государственную политику и осуществляет межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений. Таким образом, Мособлкомлес является полномочным органом от имени Российской Федерации по управлению лесным хозяйством на территории Московской области. Мособлкомлес уполномочен обращаться в суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.

Разрешая требования истца к ответчику ФГБУ «Кадастровая палата» по Московской области, суд учитывает, что в исковом заявлении истцом не указано, какие конкретно требования предъявлены к данному ответчику. В ходе рассмотрения настоящего дела представителем истца было указано, что не согласен с действиями Кадастровой палаты по постановке земельный участков на кадастровый учет. Однако, какие незаконные действия совершил указанный ответчик и какие нормы действующего законодательства в области земельных отношений им нарушены, истцом не указано.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В силу статьи 1 Закона о кадастре проведение государственного кадастрового учета недвижимого имущества подтверждает существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

Положениями статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9,10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Из приведенных правовых норм следует, что объектом гражданских прав является сформированный земельный участок, поставленный на кадастровый учет. Вместе с тем действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объектов недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот.

Согласно статьям 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку со стороны ответчика ФГБУ «Кадастровая палата» по Московской области при проведении государственного кадастрового учета недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым <номер>, нарушений установленных законом норм, регламентирующих соответствующую деятельность, допущено не было, так как из копий правоустанавливающих документов следует, что для проведения государственного кадастрового учета были представлены все необходимые документы, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований к данному ответчику у суда не имеется.

Кроме того, согласно разъяснению, содержащемуся в п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.

Поскольку границы лесного участка являются ранее учтенными и определенными и стороной ответчика не представлено документов, опровергающих с достоверностью принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда, документов, подтверждающих факт согласования границ спорного земельного участка с кадастровым <номер>, при его постановке на кадастровый учет с уполномоченными органами лесного хозяйства, суд приходит к выводу, что требования истца о признании недействительной постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, который в настоящее время разделен соответственно на 24 земельных участка, подлежат удовлетворению, указанные участки должны быть сняты с кадастрового учета, сведения о них должны быть исключены из Государственного кадастра недвижимости.

Представителями ответчиков заявлено о применении судом правил исковой давности к заявленным истцом требованиям. Обсудив поступившие заявления стороны ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Как указано в ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Ст. 199 ГК РФ закрепляет, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются ГК РФ и иными законами.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Срок исковой давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения.

Принимая во внимание, что истцу стало известно о нарушении права в июне 2013 года, когда был осуществлен осмотр территории лесного участка, именно с указанного времени надлежит исчислять срок давности, который истцом не пропущен, так как в суд он обратился в сентябре 2013 года.

Разрешая встречные требования Кузнецова Е.А. о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный в районе <адрес>, а также на земельный участок <адрес>, квартал <номер>, лесотаксационный выдел <номер> в части наложения на земельный участок с кадастровым <номер>, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По смыслу ст. 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданским прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим, содержащийся в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

Как разъяснено в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, требование о признании зарегистрированного права Российской Федерации на земельный участок, как относящийся к землям, государственная собственность на которые не была разграничена, так и относящиеся к разграниченным землям, может быть заявлено только лицом, имеющим самостоятельный материальный интерес в установлении действительной принадлежности права распоряжаться спорным земельным участком. В случае, если иск предъявлен лицом, интерес которого в установлении действительной принадлежности прав на земельный участок является косвенным (например, арендатором земельного участка, собственником здания или сооружения на таком земельном участке), требование о признании зарегистрированного права Российской Федерации на земельный участок, вне зависимости от того, относится ли спорный земельный участок к разграниченным или нет, удовлетворению не подлежит, так как у таких лиц имеются иные способы защиты прав и законных интересов, основанные на положениях Гражданского кодекса РФ.

Предметом иска по настоящему делу является требование о признании отсутствующим права Российской Федерации на спорный земельный участок. При этом истцом в защиту своих оспариваемых прав выступает лицо, заключившее договор купли-продажи земельного участка, право собственности на который на момент отчуждения принадлежало иному субъекту, а не продавцу.

Администрацией Серпуховского муниципального района не оспорено право Российской Федерации на этот земельный участок путем использования таких способов защиты как признание права собственности или признание права собственности Российской Федерации отсутствующим.

С учетом изложенного Кузнецову Е.А. не принадлежит право на иск о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и в удовлетворении заявленных Кузнецовым Е.А. требований в указанной части надлежит отказать.

Представителем истца подано заявление о взыскании с ответчиков судебных расходов за проведение экспертизы в размере <данные изъяты>, которые внесены на депозитный счет Управления судебного департамента при Верховном суде РФ в МО (платежное поручение <номер> от <дата> года).

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При распределении судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчиков Кузнецова Е.А. и Администрации Серпуховского муниципального района в пользу истца понесенные расходы в размере <данные изъяты> с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Комитета лесного хозяйства удовлетворить частично.

Признать недействительным Постановление Главы Серпуховского муниципального района М.о. от <дата> <номер> «О проведении торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, распложенных в районе <адрес> в части проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка с кадастровым <номер>:

Истребовать из незаконного владения Кузнецова Е.А. земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный в районе <адрес>, в квартале <номер> выдела <номер> Серпуховского сельского участкового лесничества «Русский лес» ГКУ МО «Мособллес».

Признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного в районе <адрес>, принадлежащий на праве собственности Кузнецову Е.А..

Решение в указанной части является основанием для снятия данного земельного участка с кадастрового учета и исключении о нем сведений из Государственного кадастра недвижимости.

Признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации <номер> от <дата> о праве собственности Кузнецова Е.А. на земельный участок с кадастровым <номер>.

Признать недействительной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, принадлежащих на праве собственности Кузнецову Е.А. и образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым <номер>.

Исковые требования Комитета Лесного хозяйства Московской области к ФГБУ «Кадастровая палата» по Московской области - оставить без удовлетворения.

Взыскать с Кузнецова Е.А., <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты> в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области судебные расходы в размере <данные изъяты>.

Взыскать с Администрации Серпуховского муниципального района в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области судебные расходы в размере <данные изъяты>.

Исковые требования Кузнецова Е.А. о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный в районе <адрес>, а также на земельный участок <адрес>, квартал <номер>, лесотаксационный выдел <номер> в части наложения на земельный участок с кадастровым <номер> – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Г.В. Купцова

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2014 года.

2-16/2014 (2-3016/2013;) ~ М-2834/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчики
ФБУ "Кадастровая палата " по Московской области
Администрация Серпуховского муниципального района Московской области
Кузнецов Евгений Андреевич
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Купцова Галина Вячеславовна
Дело на странице суда
serpuhov--mo.sudrf.ru
05.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2013Передача материалов судье
09.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.10.2013Предварительное судебное заседание
17.10.2013Предварительное судебное заседание
30.10.2013Предварительное судебное заседание
20.11.2013Предварительное судебное заседание
11.12.2013Предварительное судебное заседание
27.12.2013Судебное заседание
30.04.2014Производство по делу возобновлено
05.05.2014Судебное заседание
19.05.2014Судебное заседание
19.06.2014Судебное заседание
27.06.2014Судебное заседание
03.07.2014Судебное заседание
07.07.2014Судебное заседание
15.07.2014Судебное заседание
21.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2014Дело оформлено
03.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее