Дело № 2 – 726/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2014 г. г. Приволжск
Приволжский районный суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Цветковой Л.Р.
при секретаре Шеламовой И.Н.
с участием прокурора Антонюка Д.Г.,
представителей ответчиков ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2014г. гражданское дело по иску прокурора Приволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства», обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» о понуждении к совершению определенных действий оборудовать контейнерную площадку у многоквартирного жилого <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» (Далее ООО «Приволжское МПО ЖКХ») и обществу с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее ООО «ГУК») о понуждении к совершению определенных действий: оборудовать контейнерную площадку у многоквартирного жилого <адрес>.
В обоснование иска прокурор пояснил, что ООО «Приволжское МПО ЖКХ» управляет многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, а ООО «ГУК» многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Управляющие организации в том числе оказывают услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. <адрес> проводилась проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования. В ходе проведенной проверки установлено, что контейнерная площадка около вышеуказанных домов, имеющая адрес <адрес> содержится ненадлежащим образом: контейнеры расположены на необорудованной территории, ограждение площадки находится в ненадлежащем состоянии. Ненадлежащее содержание контейнерных площадок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приводит к загрязнению окружающей территории. Требования к содержанию контейнерных площадок у многоквартирных жилых домов содержатся в СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № и в пункте 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»№ от ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор просит обязать ответчиков оборудовать контейнерную площадку около вышеуказанных многоквартирных домов в соответствии с требованиями законодательства: обязать ответчиков оборудовать площадку бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром и зелеными насаждениями по периметру или ограждением по периметру из стандартных железобетонных изделий или других материалов.
Представители ответчиков исковые требования не признали и пояснили, что около вышеуказанных домов располагается контейнерная площадка, на которой расположены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов ООО «Приволжское МПО ЖКХ» и ООО «ГУК». Управляющие организации признают свою обязанность содержать контейнерную площадку, т.е. содержать в надлежащем виде принадлежащие им контейнеры и убирать территорию. По остальным требованиям прокурора они надлежащим ответчиком не являются. Контейнерная площадка расположена на земельных участках, не относящихся к придомовой территории многоквартирных домов, в состав общего имущества она не входит, поэтому управляющие организации не обязаны ее оборудовать. Ответчики просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации Приволжского муниципального района, в ведение которой в соответствии с соглашением переданы полномочия Приволжского городского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов, исковые требования прокурора поддержала и пояснила, что организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения. Расположение контейнерной площадки у многоквартирных жилых домой согласовано с органами местного самоуправления и претензий по ее расположению они не имеют. В настоящее время контейнерная площадка располагается на земельных участках, находящихся в неразграниченной государственной собственности. На указанных земельных участках располагаются контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, принадлежащие управляющим организациям. На органах местного самоуправления лежит только обязанность организовать деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, что <адрес> выполняется: в настоящее время действуют нормы и правила по благоустройству территории Приволжского городского поселения, в соответствии с которыми органы местного самоуправления занимаются координацией деятельности специализированных служб в области очистки, уборки территории, обеспечении чистоты и порядка в Приволжском городском поселении. Ответственность за сбор твердых бытовых отходов в контейнеры по муниципальному жилищному фонду возлагается на органы местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Органы местного самоуправления предоставили управляющим организациям возможность пользования земельными участками под контейнерной площадкой. Управляющие организации получают от жильцов плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, поэтому они обязаны содержать в надлежащем виде контейнерную площадку.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Для решения этого вопроса местного значения решением Совета Приволжского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Нормы и правила по благоустройству территории Приволжского городского поселения. В соответствии с этим документом органы местного самоуправления Приволжского городского поселения осуществляют координацию деятельности специализированных служб в области очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка (пункт 1.3.) Ответственность за сбор твердых бытовых отходов в контейнеры, зачистку (уборку) контейнерных площадок возлагается по муниципальному жилищному фонду – на органы местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального хозяйства (пункт 3.2.2). Толкование этой нормы с учетом положений пункта 1.3., позволяет сделать вывод, что на органы местного самоуправления поселения возлагается ответственность только за координацию деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, к которым в том числе относится ответчики. В этих целях поселением разработаны указанные выше Правила и нормы, органы местного самоуправления не имеют возражений против использования земельных участков, находящихся в неразграниченной муниципальной собственности под контейнерные площадки, т.е. в соответствии с пунктом 3.4. указанных выше правил и норм согласовали жилищно-эксплуатационным организациям место размещения контейнерных площадок.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с соглашением между Приволжским городским поселением и Приволжским муниципальным районом о передаче осуществления части полномочий № от ДД.ММ.ГГГГг. полномочия Приволжского городского поселения в части организации сбора и вывоза бытовых отходов переданы Приволжскому муниципальному району (подпункт 18 пункта 1.1. Соглашения).
Администрация Приволжского района в целях исполнения своих обязанностей по решению вопроса местного значения готовится к размещению в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ договора на выполнение работ по разработке генеральной схемы санитарной очистки территории Приволжского муниципального района. Дата окончания работ установлена ДД.ММ.ГГГГ<адрес> образом, Администрации Приволжского городского поселения и Приволжского муниципального района Ивановской области исполняют свои обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и по требованию прокурора о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки ответчиками быть не могут.
Собственники помещений в многоквартирных домах № и № по <адрес> в соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали способ управления многоквартирным домом – управление управляющими организациями. Управляющей организацией по отношению к дому № является ООО «Приволжское МПО ЖКХ», а к дому № ООО «ГУК».
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом д пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с договорами управления многоквартирными домами собственники помещений в многоквартирных домах поручили управляющим организациям выполнение работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Следовательно, ответственность за организацию сбора и вывоза бытовых отходов конкретного жилого дома передана собственниками помещений управляющим организацям ООО «Приволжское МПО ЖКХ» и ООО «ГУК». Управляющие организации получают от собственников плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Содержание контейнерных площадок входит в состав услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, при этом расположение контейнерных площадок не на придомовых территориях в данном случае не имеет существенного значения. Для оказания услуг по договору управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 2.1.3 договора управляющая организация оказывает услуги либо самостоятельно с использованием собственного имущества, либо путем заключения договоров с третьими лицами. Управляющие организации для оказания услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов используют собственные контейнеры, что не оспаривается ответчиками, земельный участок, находящийся в неразграниченной государственной собственности для расположения контейнерной площадки по согласованию с органами местного самоуправления, и оплачивает услуги третьих лиц по вывозу твердых бытовых отходов в соответствии с заключенными договорами.
Собственники жилых помещений оплачивают управляющим организациям услуги по содержанию имущества в многоквартирном доме, в состав платы включается, в том числе, и плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Представители ответчиков пояснили, что в состав платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включается плата за оборудование контейнерных площадок. В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, и плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов – это услуга по управлению многоквартирным домом.
Во введении к Приказу Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда» № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что организация содержания и ремонта жилищного фонда должна обеспечивать его надлежащее использование и сохранность, учитывающая реальные условия финансирования жилищной сферы на местах и предусматривающая возможность изменения условий финансирования и конкретного перечня работ, подлежащих выполнению. Приказ определяет порядок определения затрат на содержание и ремонт общего имущества в том числе на благоустройство, обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий, в состав этих затрат в том числе входят затраты на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (пункт 2.4), а также затраты на оплату услуг специализированных организаций по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (пункт 2.6).
Кроме того письмом государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № рекомендованы к применению методические рекомендации, предназначенные для практического использования при определении экономически обоснованного тарифа на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 4.1. указанных рекомендаций в состав прямых затрат при формировании тарифа на сбор твердых бытовых отходов включаются в том числе и затраты на содержание контейнерных площадок. В состав этих затрат входят строительство контейнерных площадок (перенос на новое место); текущий ремонт, капитальный ремонт (замена ограждения), уборка контейнерных площадок.
Таким образом, содержание контейнерных площадок входит в состав расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают эту услугу управляющим организациям, которые в соответствии с договорами на оказание услуг по управлению многоквартирным домом должны надлежащим образом исполнять свои обязанности, в том числе, и по сбору твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 3.7.1. постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с пунктом 3.7.4 указанного постановления мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
При этом органы местного самоуправления не относятся к организациям по обслуживанию жилищного фонда, в соответствии с договорами, заключенными с собственниками помещений в многоквартирных домах такими организациями являются ООО «Приволжское МПО ЖКХ», и ООО «ГУК».
Следовательно, требования прокурора к ООО «Приволжское МПО ЖКХ» и ООО «ГУК» о понуждении к совершению действий по оборудованию контейнерной площадки у многоквартирных жилых домов являются обоснованными.
Ненадлежащее состояние контейнерной площадки установлено в ходе проведенной прокуратурой района проверки.
В соответствии с пунктом 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Проверкой установлено отсутствие покрытия и ограждения бордюром и кустарниками, или ограждения в соответствии с п. 3.7.4. постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Ненадлежащее содержание контейнерной площадки нарушает требования части 1 статьи 22 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Аналогичная норма содержится также в статье 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Ненадлежащее содержание контейнерных площадок для сбора мусора и твердых бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Следовательно, в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор имеет право на предъявление в суд иска к управляющей организации о понуждении к совершению действий по оборудованию контейнерной площадки возле многоквартирных жилых домов.
Требования прокурора являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению.
Срок исполнения обязанности по оборудованию контейнерной площадки до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и достаточным для урегулирования вопросов тарифной политики согласования действий с органами местного самоуправления, в соответствии с разрабатываемой схемой санитарной очистки территории и выполнения необходимого объема работ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Приволжского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» и Общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» оборудовать контейнерную площадку возле многоквартирных жилых домов № и № по <адрес>, имеющую адрес: <адрес> соответствии с требованиями пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №64, а именно оборудовать площадку бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром и зелеными насаждениями по периметру в срок до 1 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: / /
Решение в окончательной форме изготовлено 1 декабря 2014 года.