Дело № 2-202/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Малоярославец 12 февраля 2014 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Сафоновой И.В., при секретаре Семиешкиной К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> поданному в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО4 и несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования сельского поселения «Деревня Шумятино» о понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО4, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к администрации муниципального образования сельского поселения «Деревня Шумятино», указав о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 с несовершеннолетними детьми состоит в очереди на улучшение жилищных условий в МО СП «Деревня Шумятино» в связи с тем, что в 2002 году в результате пожара было утрачено жилое помещение, в котором были зарегистрированы и проживали истцы, расположенное по адресу: <адрес>. ФИО4 состоит в списке нуждающихся в жилом помещении под номером 27, а учитывая исключенных из списка лиц под номером 6. В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ о признании семьи ФИО4 малоимущей и постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма учтено её преимущественное право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с утратой жилья при пожаре. Кроме того, ФИО4 имеет статус многодетного родителя. Заместитель прокурора просил суд, с учетом уточнения, обязать ответчика предоставить ФИО4, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение размером общей площади не менее 56 кв.м. в черте населенного пункта МО СП «Деревня Шумятино».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен Уполномоченный по правам ребенка в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> – ФИО6 и истица – ФИО4, действующая, в том числе в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 и ФИО3 исковые требования поддержали.
Представитель Уполномоченного по правам ребенка в <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО7 и Уполномоченный по правам ребенка в <адрес>, полагали, что исковые требования законны и подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика от администрации муниципального образования сельского поселения «Деревня Шумятино» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО8, исковые требования не признал.
Выслушав помощника прокурора, истицу, заключение Уполномоченного и изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Учитывая изложенное, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика, семья ФИО4 относится к числу лиц, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Своего жилья в собственности или ином праве семья ФИО10 не имеет.
Данные обстоятельства подтверждаются:
объяснениями ФИО4 об этом;
письмом администрации сельского поселения «Деревня Шумятино» от ДД.ММ.ГГГГ № 1115, из которого следует, что семья ФИО4 постановлением администрации МО СП «Деревня Шумятино» № от ДД.ММ.ГГГГ признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма. Учитывая п. 2 п.п. 1 ст. 57 ЖК РФ ФИО4 имеет преимущественное право на внеочередное предоставление жилого помещения;
свидетельствами о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;
письмом администрации сельского поселения «Деревня Шумятино» от ДД.ММ.ГГГГ № 807а, из которого следует, что семья ФИО4 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, при этом учтено её право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма;
постановлением администрации сельского поселения «Деревня Шумятино» от ДД.ММ.ГГГГ № из которого следует, что семья ФИО4 признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании п.п. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ (проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований), а также малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся. В этом же постановлении учтено право семьи ФИО4 на внеочередное предоставление жилого помещения по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат);
протоколом заседания жилищной комиссии при администрации СП «Деревня Шумятино» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому по вопросу о признании семьи ФИО4 нуждающейся в получении жилого помещения принято решение о признании семьи ФИО4 нуждающейся в получении жилого помещения, по основаниям, предусмотренным ст. 49, ст. 51, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, а также малоимущей и постановке на очередь на получение жилого помещения;
актом проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ года, которым комиссией установлено, что дом сгорел, в связи с чем, принято заключение признать нуждающейся в жилом помещении семью ФИО4;
заявлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии её на учет для получения жилой площади, в связи с тем, что дом сгорел;
актами о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, из которых следует, что жилой дом по адресу: <адрес> сгорел полностью;
уведомлениями Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в ЕГРП сведений о правах на недвижимое имущество;
справками КП «БТИ» Малоярославецкий отдел от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений о регистрации объектов недвижимости;
приказом администрации Трубицинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилой площади в д. Панское Трубицинского сельсовета за несовершеннолетними, в том числе ФИО4, 1984 года рождения.
Таким образом, учитывая тот факт, что семья ФИО10 состоящая из четырех человек: ФИО4, ФИО2, ФИО3 и ФИО1, является нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма и состоит на учете на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что жилое помещение в котором она проживала с семьей до 2002 года полностью уничтожено в результате пожара, то она имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Размер предоставляемого жилья суд рассчитывает исходя из Постановления администрации МО СП «Деревня Шумятино» от ДД.ММ.ГГГГ № 31, согласно которому, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (14 кв.м. х 4 человека = 56 кв.м.).
В силу ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение семьи ФИО10, жилым помещением возложено на Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике, основаны на ошибочном толковании норм права.Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П).
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если их жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Доводы ответчика об отсутствии в наличии жилого помещения, необходимого для семьи ФИО10 не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока на обращение с иском в суд, основаны также на ошибочном толковании норм права.
Ответчиком не представлено суду доказательств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. В том числе не является таковым основанием постановление администрации сельского поселения «Деревня Шумятино» от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении п. 4 из постановления администрации сельского поселения «Деревня Шумятино» от ДД.ММ.ГГГГ № 40/1, при установленных судом обстоятельствах о праве истцов на получение жилого помещения, по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Данное основание предоставления жилого помещения также отражено в протоколе заседания жилищной комиссии при администрации СП «Деревня Шумятино» от ДД.ММ.ГГГГ года.
Кроме того, тот перечень документов, которые администрация в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № 774, просила предоставить ФИО4, не содержатся в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ОЗ «О реализации прав граждан на предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░4, ░░░1, ░░░2, ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 56 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░