Дело № 2-336/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2019 года г.Пермь
Свердловский районный суд г.Перми
в составе председательствующего судьи Толмачевой И.И.
при секретаре Санниковой А.В.,
с участием представителя истца Логинова В.П.,
представителя ответчика Соболевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завойских Т. А. к государственному учреждению Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности,
установил:
Завойских Т.А. обратилась в суд, указав, что <данные изъяты> ФИО1 погиб в результате несчастного случая на производстве. ФИО1 был застрахован работодателем в установленном порядке. Заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ о назначении страховых выплат ответчик не удовлетворил в связи с отсутствием факта нахождения истца на иждивении умершего. Истец полагает, что она имеет право на получение страховых выплат в связи со смертью <данные изъяты>, так как на день его смерти являлась нетрудоспособной и имела право на получение от него содержания.
С учетом изложенного Завойских Т.А. просит обязать государственное учреждение Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ назначить и выплатить в ее пользу единовременную страховую выплату в размере 1 000 000 рублей, обязать государственное учреждение Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ назначить и выплатить в ее пользу ежемесячные страховые выплаты в установленном законом размере в результате наступления страхового случая, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в соответствии с законодательством РФ.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель истца заявленные требования подержал, указал, <данные изъяты>. Иждивение должно определяться путем соотношения доходов и расходов супругов. Истцом была представлена справа о доходах супруга ФИО1 – -СУММА2- - -СУММА3-. Доход умершей лишь 1/5 части от дохода супруга.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление, дополнила, что в случае смерти выплату имеют лица, состоявшие на иждивении умершего, ребенок умершего, один из супругов - ухаживающий за иждивенцами. Факт нетрудоспособности истца не оспаривает. Выплата производится супругу умершего и иным лица, имеющим право на выплаты. Супруга также должна быть нетрудоспособным иждивенцем. Административный регламент предусматривает документ об иждивении как обязательный документ. Завойских должна быть признана иждивенцем своего супруга. Считает, что в данном деле истица не доказала факт нахождения на иждивении. Просила обратить внимание на то, что нет доказательств, что муж истца оказывал ей помощь. Представленная копия карты учета отпуска лекарств подтверждает, что истцу лекарственные средства выдавались бесплатно. Свидетель пояснила, что реабилитация происходила за счет государства. Оплату по договору об оказании услуг производила ФИО4 что доказывает, что истец находилась на иждивении у иных лиц. Свидетели разнятся в своих показаниях. Материалы дела содержат доказательства того, что истца содержат ее дети. Нуждаемость истца определяется соотношением ее дохода с размером прожиточного минимума. Это -СУММА5- - на момент смерти супруга истца. Пенсия Завойских на тот момент была в 2 раза больше прожиточного минимума.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, пришел к следующему выводу.
Согласно абз.15 п.4 ст.15 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) ряда документов (их заверенных копий) документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания.
В соответствии с указанными нормами действующее законодательство предусматривает две самостоятельные категории граждан, которые вправе претендовать на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, а именно: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего, а также нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении, но имевшие ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания.
В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются лицам, имеющим право на их получение, - если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного. Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованным не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного - лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.
Как указано в разъяснениях, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний":
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ право на обеспечение по страхованию со дня наступления страхового случая имеют сами застрахованные, а также в случае их смерти иные перечисленные в этой статье лица.
К таким лицам относятся:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
Право нетрудоспособных иждивенцев на возмещение вреда по случаю потери кормильца не ставится в зависимость от того, состоят ли они в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими юридическими фактами в этом случае являются факт состояния на иждивении и факт нетрудоспособности.
Следует учитывать, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются, в том числе инвалиды I, II или III группы.
Необходимо иметь в виду, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Иждивенство детей, не достигших возраста 18 лет, предполагается и не требует доказательств.
Право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.
Необходимо учитывать, что смерть застрахованного, наступившая как в результате несчастного случая на производстве, так и вследствие профессионального заболевания, служит основанием для возникновения у таких лиц права на получение страховых выплат и в том случае, когда обеспечение предоставлялось при жизни самому застрахованному.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются:
несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет, учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
женщинам и мужчинам, достигшим соответственно 55 лет и 60 лет, - пожизненно;
инвалидам - на срок инвалидности;
одному из родителей, супругу либо другому неработающему члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо до изменения состояния здоровья.
Согласно ч.2 ст.11 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ в случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей.
Из материалов дела следует, что Завойских Т.А. является супругой ФИО1
ФИО1 был работником -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, имел заработную плату, в среднем -СУММА4- в месяц (л.д. 16-18).
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем отделом -ОРГАНИЗАЦИЯ1- выдано свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ. №.
ДД.ММ.ГГГГ. составлен акт № о несчастном случае на производстве, из которого следует, что ФИО1 погиб в результате несчастного случая на производстве.
ДД.ММ.ГГГГ. Завойских Т.А. обратилась в ГУ ПРО ФСС с заявлением о назначении единовременной и ежемесячной страховых выплат.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ ПРО ФСС РФ сообщило Завойских Т.А., что документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении погибшего супруга, не представлен, то есть отсутствует документальное повреждение права Завойских Т.А. на обращение за предоставлением государственной услуги в виде назначения единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи со смертью ФИО1
Завойских Т.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ она прошла очередное переосвидетельствование, ей была подтверждена <данные изъяты>, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ, дата очередного освидетельствования – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). ДД.ММ.ГГГГ. Завойских Т.А. установлена <данные изъяты> (л.д. 21).
Истец получает пенсию по инвалидности, в среднем -СУММА1- в месяц (л.д. 22-24).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4, ФИО3, ФИО2 показали, что с истцом знакомы давно, в ДД.ММ.ГГГГ истцу сделали операцию по удалению <данные изъяты>, супруг ФИО1 помогал супруге Завойских Т.А., для получения более высокого заработка ездил работать вахтовым методом. Лечение Завойских Т.А. дорогостоящее, супруг ФИО1 оплачивал лечение Завойских Т.А., в том числе услуги массажистов, приобретение лекарственных средств, услуги медицинских стационаров.
Анализируя вышеприведенные положения ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что истец Завойских Т.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., имела право на получение содержания от супруга, поскольку являлась инвалидом.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 ст.89 Семейного кодекса Российской Федерации супруги обязаны материально поддерживать друг друга.
В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет, в том числе нетрудоспособный нуждающийся супруг.
Таким образом, истец Завойских Т.А. являлась нетрудоспособным лицом, состоявшим на иждивении умершего ФИО1, а также она имела ко дню его смерти право на получение от него содержания, поскольку была признана <данные изъяты> в установленном Законом порядке.
Ответчик исходил из того, что истцом не представлен документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении умершего либо установление права на получение от него содержания. Данный довод является ошибочным, поскольку как указано выше, в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ от 24.07.1998г. субъектами права на обеспечение по данному виду обязательного социального страхования признаются как сами застрахованные (пункт 1 статьи 7), так и - в случае их смерти - иные указанные в данном Федеральном законе лица, в число которых включаются и нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (абзац второй пункта 2 статьи 7).
Предоставление этим лицам права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица обусловлено необходимостью поддержания стабильности их имущественного положения как лиц, получавших существенную материальную поддержку от умершего и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю за счет собственных ресурсов. Следовательно из п.2 ст.7 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следует, что нетрудоспособные лица, не состоявшие на иждивении, но имевшие ко дню смерти умершего, право на получение от умершего содержания имеют право на получение страховых выплат в результате наступления страхового случая.
Таким образом, смерть лица, застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая является следствием выполнения им как застрахованным лицом своих трудовых обязанностей, должна рассматриваться как основание возникновения права на получение страховых выплат у нетрудоспособных лиц, как состоявших на иждивении застрахованных, так и имевших ко дню смерти застрахованных, право на получение от умершего содержания. В рассмотренном деле данные основания у истца имеются.
Документы, свидетельствующие об обратном, суду не представлены.
Суд разрешил дело на основе представленных в дело доказательств в рамках заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность назначить и выплатить Завойских Т. А. единовременную страховую выплату в размере 1 000 000 рубелей.
Возложить на Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность назначить и выплатить Завойских Т. А. ежемесячные страховые выплаты в связи со страховым случаем, произошедшим с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.И.Толмачева
Решение в полном объеме изготовлено 19.03.2019г.
Срок на подачу апелляционной жалобы истечет 19.04.2019г.