Дело № 2-1592/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Лантух А.В.,
с участием истца Дауйотаса Р., представителя истца Максимкова А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дауйотас Р. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Администрации Новосокольнического района Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ № № опекуном истца была назначена старшая сестра - ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В вышеуказанном распоряжении администрации не указано, что за истцом закреплено какое-либо жилье. Впоследствии, 25.02.2003 истец был зарегистрирован в жилом доме по месту проживания сестры (опекуна) ФИО15 по адресу: <адрес> (где зарегистрирован по настоящий момент). С ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение является собственностью ФИО16
В ДД.ММ.ГГГГ году истец был призван на воинскую службу по призыву. В период ДД.ММ.ГГГГ гг. проходил воинскую службу в воинской части № №, которая находится в Республике Карелия. После окончания службы по призыву продолжил проходить службу по контракту. С ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время истец постоянно проживает и работает в Республике Карелия, и в вышеуказанном жилом помещении, расположенном в <адрес>, не проживает. Ни на территории Республики Карелия, ни Псковской области у истца жилых помещений в собственности не имеется, закрепленные жилые помещения также отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в территориальное управление Новосокольнического района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области с заявлением, в котором просил предоставить жилое помещение как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. В удовлетворении заявления было отказано и рекомендовано обратиться в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания, то есть в г. Петрозаводске Республики Карелия.
После этого истец обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Петрозаводского городского округа, где также было отказано в предоставлении жилого помещения как гражданину из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Петрозаводском городском округе. Истец, ссылаясь на то, что с 2005 года непрерывно проживает и работает в г. Петрозаводске Республики Карелия, не имеет в собственности какого-либо недвижимого имущества просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему специализированное жилое помещение сроком на 5 лет, после чего закрепить за ним указанное жилое помещение на условиях бессрочного договора социального найма, взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Администрация сельского поселения «Окнийская волость» Новосокольнического района Псковской области, Территориальное управление Новосокольнического района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области.
В судебном заседании истец, представитель истца Максимков А.Д., действующий на основании ордера, поддержали исковые требования в полном объеме.
Ответчик Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица Министерство социальной защиты Республики Карелия, Администрация сельского поселения «Окнийская волость» Новосокольнического района Псковской области, Территориальное управление Новосокольнического района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание своих представителя не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, Министерство социальной защиты Республики Карелия, Территориальное управление Новосокольнического района Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области представили отзывы на исковое заявление.
Суд, заслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в действующей редакции установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В силу ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, настоящим Федеральным законом установлено, что жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только по письменному заявлению, то есть обязателен заявительный характер.
Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с п.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей редакции) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Частью 4 ст.8 Федерального закона установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.03.2013 № 99-П утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Согласно п.3 указанного Порядка орган местного самоуправления образует комиссию по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.
Пунктом 4 данного Порядка определен перечень документов, предоставляемых лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для рассмотрения вопроса об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях. Решение вопроса носит заявительный характер.
Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии на основании которого орган местного самоуправления принимает муниципальный правовой акт об установлении факта невозможности проживания заявителя в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно взаимосвязи п.8 ч.1 ст.92, ст.99, ст.98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, предоставляются жилые помещения специализированного жилого фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Дауйотас Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>. Родителями истца являются ФИО18 и ФИО19.
Мать ФИО20, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти I№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что решением Новосокольнического районного суда Псковской области от 17.12.2004 № 2-149 признан факт неучастия отца - ФИО22 в воспитании и содержании Дауйотас Р..
Распоряжением Администрации Новосокольнического района Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ № № опекуном истца была назначена сестра - ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Дауйотас Р. в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом также установлено, что истец в настоящее время недвижимого имущества в собственности не имеет. Согласно выписки из лицевого счета №№ от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Администрацией сельского поселения «Пригородная волость» Дауйотас Р. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, помимо него в жилом помещении также зарегистрированы: ФИО27 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), ФИО28. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Как следует из письменного отзыва администрации Петрозаводского городского округа истец Дауйотас Р. не состоит и ранее не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ни как лицо, оставшееся без попечения родителей, ни как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, при этом дополнительные гарантии прав на жилое помещение по категории дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяются только лишь на лиц не старше 23 лет.
Между тем, право на получение жилого помещения истец связывает именно с наличием статуса «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, учтенных в качестве нуждающихся в жилом помещении, до исполнения им 23 лет.
Закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.4 ст.1 и п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.01.2013) к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (в том числе и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что истец не состоит и ранее не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ни как лицо, оставшееся без попечения родителей, ни как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем. С заявлением о предоставлении ему жилого помещения истец обратился в жилищную комиссию администрации Петрозаводского городского округа только в 2015 году в возрасте 30 лет.
Таким образом, истец до достижения возраста 23 лет самостоятельно не обращался с заявлением в уполномоченные органы о постановке на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для обеспечения жильем. При этом включение в список детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жильем носит заявительный характер.
Доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не обратился в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет, Дауйотас Р. не представил. Таковыми суд не может признать отсутствие информации у истца о порядке принятия на учет и подаче соответствующего заявления в компетентные органы.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
На основании изложенного, достижение истцом 23-летнего возраста при том, что он является лицом, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до указанного возраста и не обратившимся в суд с иском о предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста, свидетельствует об утрате истцом права на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В удовлетворении иска истцу суд полностью отказывает.
Довод о том, что жилое помещение, в котором истец зарегистрирован не пригодно для проживания, не является основанием для удовлетворения требований, в связи с вышеизложенным.
На основании статьи 98 ГПК РФ судебные расходы истца возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 98, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Дауйотас Р. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение составлено 05.04.2019.