Дело № 2-1995/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2012 года
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сулеймановой А. Т.
при секретаре Давлетбаевой Г. Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Урмановой В.В. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Урманова В.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ посредством заключения договора купли-продажи № б/н истец приобрела жилое домовладение по адресу: <адрес> и расположенное на земельном участке площадью 1 460 кв. м. Домовладение приобретено у Калюжного А.К., который владел жилым домом на основании справки Шакшинского поселкового совета Нуримановского промышленного района от ДД.ММ.ГГГГ № и справки БТИ г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ №. Договор купли-продажи в установленном порядке зарегистрирован. Первичные документы о выделении земельного участка под строительство домовладения в виду давности не сохранились. Факт законного использования истцом земельного участка по адресу: <адрес> площадью 1 384 кв. м. подтверждается также решением Исполнительного комитета Калининского районного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, которым на территории спорного домовладения узаконен гараж. В настоящее время земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет. В досудебном порядке истцы обращались в Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в собственность, однако получили отказ. Истец просит суд признать право собственности за Урмановой В. В. на земельный участок площадью 1 384 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Урманова В. В. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении повестки.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца Урмановой В. В. в судебном заседании по доверенности представляет Кравцова И. А.
Представитель Кравцова И. А., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования поддержала. просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик - представитель Администрации ГО г. Уфа, также действующая в интересах третьего лица Управления по Земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа, Зотова Н. Н. на судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать за необоснованностью.
Третье лицо - представитель МУП Уфаводоканал Васикова Г. Ф., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать за необоснованностью.
Третье лицо - УФСГРКК по РБ на судебное заседание не явились, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении повестки.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В судебном заседании установлено, что собственником домовладения по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ является истец Урманова В. В., что подтверждается выпиской из ЕГРП и справкой ГУП БТИ.
Суду представлен договор купли-продажи, заключенный между Калюжным А. К. (продавец) и Никитиной (Урмановой) В. В. (покупатель), в соответствии с которым продавец продал, а покупатель купил жилой дом по адресу: <адрес>.
Согласно п. 2 указанного договора домовладение принадлежит продавцу на основании справки Шакшинского п/совета Нуримановского промышленного района от ДД.ММ.ГГГГ за № и справки БТИ г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ №.
В материалах гражданского дела имеется кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1 384 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для обслуживания жилого дома.
Согласно вышеуказанного кадастрового паспорта земельный участок по адресу: <адрес> полностью входит в Зону: «РБ, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс».
Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ».
На основании ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Из материалов гражданского дела следует, что Урманова В. В. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о передаче ей в собственность испрашиваемого земельного участка, однако ей было отказано в связи с нахождением спорного земельного участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов.
Согласно ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании ст. 27. ч. 8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорией общего пользования.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.
Согласно письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ № 02-06-6066 от 26.04.2012 года выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам земельных участков под индивидуальную жилую застройку и закрепления под существующие постройки с 01.08.2006 года Управлением прекращена.
В соответствии с письмом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» в связи с принятием Федерального закона от 19.07.2011 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» Федерального закона от 18.07.2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» внесены изменения, в соответствии с которыми отменены требования о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии использования земельных участков санитарным правилам. С 22.10.2011 года Управлением Роспотребнодзора по РБ прекращена выдача санэпидзаключений о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям использования земельных участков для строительства объектов.
Судом установлено, что границы второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, разработанные институтом «Коммуноводоканалпроект», утверждены распоряжением Кабинета Министров РБ от 24.07.1995 года № 801-р, что не противоречит требованиям ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Из содержания положений санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.110.02, Водного кодекса РФ и ФЗ от 03.06.2006 года «О введении в действие Водного кодекса РФ» не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границ зон санитарной охраны, установленные ранее вышеуказанным распоряжением Кабинета Министров РБ от 24.07.1995 года № 801-р, отменены.
Сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.
Согласно представленного истцами заключения ООО «Топограф» расстояние от земельного участка по адресу: <адрес> до ближайшей поворотной точки реки, расположенной в кадастровом квартале № составляет 1 954 м.
Суду представлено письмо Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды р. Уфа до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес> составляет 1 949, 2 м.
В соответствии с п. 2.3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10 границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
То есть зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Кроме того, расстояние от водозабора реки до границ земельного участка более 500 м, не является основанием для удовлетворения иска, так как Правила землепользования и застройки города Уфа РБ устанавливают минимальный размер расстояния до указанных объектов.
В судебном заседании 18.06.2012 года была допрошена специалист МУП Уфаводоканал Бугай Н. Б., которая указала (пояснения оглашены), что 2 пояс разработан институтом Коммуноводоканалпроект. Это зона для предотвращения нитробиологических загрязнений и попадания их в источник водоснабжения. В соответствии с СанПин проект по зонам водоснабжения был разработан после фенольной катастрофы в 1990 году. Все водозаборы объединены в одну зону санитарной охраны от южного водозабора вверх по реке, от скорости реки считается километраж до Павловского водохранилища. По боковым границам не менее 500 м в зависимости от соответствующих загрязнителей. Границы могут увеличиваться по требованию органов санитарной охраны Уменьшаться границы не могут, самое минимальное - 500 м. Зона устанавливается для всех загрязнителей, существующих на территории. Для этого был разработан проект, он касался всех и жителей и предприятий.
Ссылка представителя истца об отсутствии сведений о зарегистрированных ограничениях прав на испрашиваемый земельный участок в ЕГРП как доказательство отсутствия зоны санитарной охраны водных объектов, суд оценивает необоснованной.
Ссылка представителя истца на тот факт, что в кадастровом паспорте в качестве правообладателя указана Урманова В. В., что является доказательством принадлежности земельного участка Урмановой В. В., суд считает не состоятельными, поскольку право собственности Урмановой в. В. на земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано. Кадастровый паспорт правоустанавливающим документом не является, при этом правоустанавливающего документа на земельный участок в суд не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 2 ст. 27 ЗК РФ не подлежит приватизации, поскольку находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей, питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, соответственно в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель ограниченных в обороте, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Проанализировав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Урмановой В.В. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.
Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Урмановой В.В. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации отказать за необоснованностью.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.
Судья: А. Т. Сулейманова