Решение по делу № 2-1995/2012 ~ М-1446/2012 от 20.03.2012

Дело № 2-1995/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2012 года

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сулеймановой А. Т.

при секретаре Давлетбаевой Г. Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Урмановой В.В. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

      Урманова В.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ посредством заключения договора купли-продажи № б/н истец приобрела жилое домовладение по адресу: <адрес> и расположенное на земельном участке площадью 1 460 кв. м. Домовладение приобретено у Калюжного А.К., который владел жилым домом на основании справки Шакшинского поселкового совета Нуримановского промышленного района от ДД.ММ.ГГГГ и справки БТИ г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ . Договор купли-продажи в установленном порядке зарегистрирован. Первичные документы о выделении земельного участка под строительство домовладения в виду давности не сохранились. Факт законного использования истцом земельного участка по адресу: <адрес> площадью 1 384 кв. м. подтверждается также решением Исполнительного комитета Калининского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, которым на территории спорного домовладения узаконен гараж. В настоящее время земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет. В досудебном порядке истцы обращались в Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в собственность, однако получили отказ. Истец просит суд признать право собственности за Урмановой В. В. на земельный участок площадью 1 384 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

      Истец Урманова В. В. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении повестки.

      В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца Урмановой В. В. в судебном заседании по доверенности представляет Кравцова И. А.

      Представитель Кравцова И. А., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования поддержала. просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

      Ответчик - представитель Администрации ГО г. Уфа, также действующая в интересах третьего лица Управления по Земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа, Зотова Н. Н. на судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать за необоснованностью.

      Третье лицо - представитель МУП Уфаводоканал Васикова Г. Ф., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать за необоснованностью.

      Третье лицо - УФСГРКК по РБ на судебное заседание не явились, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении повестки.

      В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

      Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

      Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

      В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».

      Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

      В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

      Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

      

      В судебном заседании установлено, что собственником домовладения по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является истец Урманова В. В., что подтверждается выпиской из ЕГРП и справкой ГУП БТИ.

      Суду представлен договор купли-продажи, заключенный между Калюжным А. К. (продавец) и Никитиной (Урмановой) В. В. (покупатель), в соответствии с которым продавец продал, а покупатель купил жилой дом по адресу: <адрес>.

      Согласно п. 2 указанного договора домовладение принадлежит продавцу на основании справки Шакшинского п/совета Нуримановского промышленного района от ДД.ММ.ГГГГ за и справки БТИ г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ .

      В материалах гражданского дела имеется кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1 384 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для обслуживания жилого дома.

      Согласно вышеуказанного кадастрового паспорта земельный участок по адресу: <адрес> полностью входит в Зону: «РБ, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс».

      Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

      В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

      Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ».

      На основании ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

      Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

      В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

      Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.        

      В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

      Из материалов гражданского дела следует, что Урманова В. В. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о передаче ей в собственность испрашиваемого земельного участка, однако ей было отказано в связи с нахождением спорного земельного участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов.

      Согласно ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

      1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

      2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

      3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

      4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

      5) объектами организаций органов государственной охраны;

      6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

      7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

      8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

      9) воинскими и гражданскими захоронениями;

      10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

      В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки:

      1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

      2) из состава земель лесного фонда;

      3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

      4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

      5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

      6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

      7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

      8) предоставленные для нужд связи;

      9) занятые объектами космической инфраструктуры;

      10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

      11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

      12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

      13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

      14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

      Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

      В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

      На основании ст. 27. ч. 8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорией общего пользования.

      В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.

      В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.

      Согласно письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ № 02-06-6066 от 26.04.2012 года выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам земельных участков под индивидуальную жилую застройку и закрепления под существующие постройки с 01.08.2006 года Управлением прекращена.

      В соответствии с письмом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» в связи с принятием Федерального закона от 19.07.2011 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» Федерального закона от 18.07.2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» внесены изменения, в соответствии с которыми отменены требования о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии использования земельных участков санитарным правилам. С 22.10.2011 года Управлением Роспотребнодзора по РБ прекращена выдача санэпидзаключений о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям использования земельных участков для строительства объектов.

      Судом установлено, что границы второго пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, разработанные институтом «Коммуноводоканалпроект», утверждены распоряжением Кабинета Министров РБ от 24.07.1995 года № 801-р, что не противоречит требованиям ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

      Из содержания положений санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.110.02, Водного кодекса РФ и ФЗ от 03.06.2006 года «О введении в действие Водного кодекса РФ» не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границ зон санитарной охраны, установленные ранее вышеуказанным распоряжением Кабинета Министров РБ от 24.07.1995 года № 801-р, отменены.

      Сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на земельный участок.

      Согласно представленного истцами заключения ООО «Топограф» расстояние от земельного участка по адресу: <адрес> до ближайшей поворотной точки реки, расположенной в кадастровом квартале составляет 1 954 м.

      Суду представлено письмо Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды р. Уфа до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес> составляет 1 949, 2 м.

      В соответствии с п. 2.3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10 границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.

      То есть зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.

      Кроме того, расстояние от водозабора реки до границ земельного участка более 500 м, не является основанием для удовлетворения иска, так как Правила землепользования и застройки города Уфа РБ устанавливают минимальный размер расстояния до указанных объектов.

      В судебном заседании 18.06.2012 года была допрошена специалист МУП Уфаводоканал Бугай Н. Б., которая указала (пояснения оглашены), что 2 пояс разработан институтом Коммуноводоканалпроект. Это зона для предотвращения нитробиологических загрязнений и попадания их в источник водоснабжения. В соответствии с СанПин проект по зонам водоснабжения был разработан после фенольной катастрофы в 1990 году. Все водозаборы объединены в одну зону санитарной охраны от южного водозабора вверх по реке, от скорости реки считается километраж до Павловского водохранилища. По боковым границам не менее 500 м в зависимости от соответствующих загрязнителей. Границы могут увеличиваться по требованию органов санитарной охраны Уменьшаться границы не могут, самое минимальное - 500 м. Зона устанавливается для всех загрязнителей, существующих на территории. Для этого был разработан проект, он касался всех и жителей и предприятий.

      Ссылка представителя истца об отсутствии сведений о зарегистрированных ограничениях прав на испрашиваемый земельный участок в ЕГРП как доказательство отсутствия зоны санитарной охраны водных объектов, суд оценивает необоснованной.

      Ссылка представителя истца на тот факт, что в кадастровом паспорте в качестве правообладателя указана Урманова В. В., что является доказательством принадлежности земельного участка Урмановой В. В., суд считает не состоятельными, поскольку право собственности Урмановой в. В. на земельный участок в установленном порядке не зарегистрировано. Кадастровый паспорт правоустанавливающим документом не является, при этом правоустанавливающего документа на земельный участок в суд не представлено.

      Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 2 ст. 27 ЗК РФ не подлежит приватизации, поскольку находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей, питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, соответственно в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель ограниченных в обороте, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца в порядке статьи 36 ЗК РФ.

      Проанализировав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Урмановой В.В. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации.

      Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      В удовлетворении исковых требований Урмановой В.В. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации отказать за необоснованностью.

      Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.

Судья:                                                                          А. Т. Сулейманова

2-1995/2012 ~ М-1446/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Урманова Валентина Васильевна
Ответчики
Администрация ГО
Другие
УЗР Администрации ГО
Суд
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Сулейманова А.Т.
Дело на сайте суда
kalininsky--bkr.sudrf.ru
20.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2012Передача материалов судье
20.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2012Судебное заседание
18.06.2012Судебное заседание
10.07.2012Судебное заседание
31.07.2012Судебное заседание
01.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2012Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее