АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Чапаевск 07.07.2020 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего – Канафьевой Н.П., при секретаре Щовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда частную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ»Министерства обороны РФ (филиал ФГБУ «ЦЖКУ»Минобороны России по ЦВО» Жилищно-коммунальная служба <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) на определение мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> о возврате заявления о вынесении судебного приказа,
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ «ЦЖКУ»Министерства обороны РФ (филиал ФГБУ «ЦЖКУ»Минобороны России по ЦВО)ЖКС <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) обратилось к мировому судье судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> с заявлением о выдаче судебного ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги с ФИО2 Просит освободить от уплаты госпошлины в силу п.п.1.1. п.1 ст.333.37 НК РФ.
<Дата обезличена> мировым судьей вынесено определение о возвращении заявления о вынесении судебного приказа, поскольку отказано в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины.
Не согласившись с данным определением мирового судьи, представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО» ЖКС <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) обжаловал его в Чапаевский городской суд.
В частной жалобе указано, что мировым судьей судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> по заявлению ЖКС <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) (далее по тексту Учреждение) о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО7 за коммунальные услуги за период <Дата обезличена> - <Дата обезличена> в размере <Данные изъяты> руб., вынесено определение о возвращении заявления о вынесении судебного приказа, на основании ч.1 ст. 125 ГПК РФ в связи с тем, что не оплачена государственная пошлина.
Учреждение с определением мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> не согласно по следующим основаниям:
Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 13 Устава предусмотрено, что основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются; прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно разъяснениям, содержащихся в п.4 постановления Пленума Верховного суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии п.п. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Из положений п.2 названного постановления Пленума Верховного суда РФ
следует, что к органам военного управления относятся Министерство обороны РФ, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 31 мая 1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08,2004 <Номер обезличен>, установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Пункт 6 Устава ограничивает деятельность Учреждения рамками государственного задания, сформированного и утвержденного Министерством обороны РФ, под которое выделяются финансовые средства из федерального бюджета (субсидии).
Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, участвуя в гражданско-правовых и процессуальных отношениях по правилам, установленным для учреждений органов государственной власти, освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи, с чем возвращение заявления о вынесении судебного приказа по мотивам ее неуплаты является неправомерным.
Представитель заявителя просит отменить определение мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> г. по заявлению ЖКС <Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) филиала ФИО9 «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЦВО) к Харитоновой ФИО11 о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности за коммунальные услуги за период <Дата обезличена> - <Дата обезличена> в размере <Данные изъяты> руб.
Принять новое определение, которым удовлетворить ходатайство ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России об освобождении от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 336.36 п.1 пп.19 НК РФ.
Представитель заявителя просил рассмотреть дело его отсутствие.
Должник Харитонова Т.Д., извещенная надлежащим образом о рассмотрении частной жалобы, в судебное заседание не явилась., причина неявки не известна.
Не явка указанных лиц, не препятствует рассмотрению частной жалобы на определение мирового судьи.
Обжалование определений суда первой инстанции регламентировано ст.331 ГПК РФ.
В обжалуемом определении мировой судья указал, что ЖКС <Номер обезличен> создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства и не относится к государственным органам, освобождаемым от уплаты госпошлины.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от <Дата обезличена> г. <Номер обезличен> создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 13 Устава предусмотрено, что основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются; прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно разъяснениям, содержащихся в п.4 постановления Пленума Верховного суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии п.п. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Из положений п.2 названного постановления Пленума Верховного суда РФ
следует, что к органам военного управления относятся Министерство обороны РФ, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В силу ст. 11 Федерального закона от <Дата обезличена> № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.
Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08,2004 <Номер обезличен>, установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
Пункт 6 Устава ограничивает деятельность Учреждения рамками государственного задания, сформированного и утвержденного Министерством обороны РФ, под которое выделяются финансовые средства из федерального бюджета (субсидии).
Таким образом, у мирового судьи имелись правовые основания для удовлетворения ходатайства заявителя об освобождении от уплаты госпошлины.
При данных обстоятельствах, указанное заявление о выдаче судебного приказа согласно ст.ст.125,126 ГПК РФ подлежит направлению мировому судье судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> для принятия вопроса по существу со стадии поступления данного заявления.
Таким образом, определение мирового судьи подлежит отмене с направлением материала в тот же судебный участок для решения вопроса о принятии заявление к производству.
Руководствуясь ст.ст.334 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> о возвращении заявления о вынесении судебного приказа отменить.
Вернуть мировому судье Материал с заявлением ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО) ЖКС<Номер обезличен> (<Адрес обезличен>) о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности за коммунальные услуги для решения вопроса о принятии заявления к производству со стадии подачи данного заявления.
Апелляционное определение вступает в законную силу с даты принятия.
Судья Чапаевского городского суда подпись Канафьева Н.П.
Копия верна: Н.П.Канафьева
Подлинник документа находится у мирового судьи Судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> в материале <Номер обезличен>
<Номер обезличен>