Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-355/2013 (2-6611/2012;) ~ М-6141/2012 от 30.11.2012

Дело № 2-355/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 февраля 2013 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кононовой Л.И.,

при секретаре Илларионовой А.В.,

с участием:

истца Иванова А. Н.,

представителя истца адвоката Румыниной А.Н., по ордеру <номер обезличен> от <дата обезличена>,

представителя ответчика Администрации <адрес обезличен> Суриковой С.М., по доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>,

представителя ответчика <адрес обезличен> Мироновой А.В., по доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>.

представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК Ермаковой И.А., по доверенности от <дата обезличена>.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова А. Н. к Администрации города Ставрополя, Администрации Ленинского района города Ставрополя, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Министерству образования Ставропольского края о признании права на предоставление специализированного жилого помещения, снятии сохранения права проживания в жилом помещении, принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении путем восстановлении в списке очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец И. А.Н. обратился в суд с исковым заявлением, в дальнейшем в порядке ст. 39 ГПК РФ свои требования изменил, просил признать за ним право на предоставление специализированного жилого помещения в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, обязать администрацию Ленинского района города Ставрополя Ставропольского края снять сохранение за ним права проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, в связи с необоснованностью пункта 2 постановления главы администрации <адрес обезличен> края от <дата обезличена> <номер обезличен>, обязать администрацию <адрес обезличен> края и Министерство образования <адрес обезличен> принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, восстановив в списке очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под ранее закрепленным за мной номером с учетом продвижения очереди с <дата обезличена>, действующим до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от <дата обезличена> № 15-ФЗ и сохранившим свое функциональное назначении по сегодняшний день, обязать администрацию <адрес обезличен> края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес обезличен> предоставить мне по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес обезличен>.

В обоснование своих исковых требований истец И. А.Н. указал, что он является сиротой, его мать - И. Т. И., которая воспитывала его одна, так как отца у него не было, умерла <дата обезличена>, когда ему было 16 лет. С <дата обезличена> по <дата обезличена> он являлся воспитанником государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № <номер обезличен>» <адрес обезличен>. <дата обезличена> им были поданы все необходимые документы в жилищное управление администрации <адрес обезличен> для рассмотрения его заявления по вопросу принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, о чем была выдана расписка <номер обезличен>.

На основании постановления главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, порядковый номер в общем списке - <номер обезличен>, а по льготному списку, то есть внеочередному порядковый номер составил - <номер обезличен>. По состоянию на <дата обезличена> год по льготному списку порядковый номер был уже 133. Однако, <дата обезличена>, согласно постановлению администрации <адрес обезличен> края <номер обезличен> «О снятии с учета и внесении изменений в учетные дела граждан, нуждающихся в жилых помещениях» и приложению 2 истец был исключен из списка очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, очередной номер <номер обезличен>, как ошибочно включенный, так как за ним сохранено право проживания в жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, и оставлен в общей очереди под номером <номер обезличен>.

В соответствии с внесенными изменениями в <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий управление в сфере образования на основании сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом (далее - сведения), предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, которые наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - уполномоченные муниципальные органы) в отношении вышеуказанных лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Таким образом, список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, из которого истец был исключен без всяких на то законных причин, не ликвидируется, а передается в Министерство образования Ставропольского края и на основании него формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения. Истец И. А.Н. считает, что его нарушенное право подлежит восстановлению в судебном порядке по следующим основаниям. Во-первых,в конце 1998 года его матерью было написано заявление о временном переводе его из социального приюта в детский дом, в связи с тем, что у нее отсутствуют средства для его содержания, а в квартире, в которой они проживали, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, отсутствуют необходимые условия для нормального проживания. <дата обезличена> постановлением главы администрации Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края «Об определении в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетнего Иванова А. Н.» <номер обезличен> он был переведен из социального приюта в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес обезличен>, также в соответствии с п.2 данного постановления за ним было сохранено право проживания по адресу: <адрес обезличен>.

Причиной исключения его из списка очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как указано в приложении 2 к постановлению администрации <адрес обезличен> края от <дата обезличена> <номер обезличен> является то, что за ним сохранено право проживания в жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности, расположенном по адресу: <адрес обезличен>.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 ЖК РФ, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно акту обследования материально-бытового положения от <дата обезличена> советом микрорайона <номер обезличен> было установлено, что в <адрес обезличен>, расположенной по адресу: <адрес обезличен> не работает водопровод, колонка сгорела. Квартира находится в аварийном, антисанитарном состоянии, нет отопления. Кроме того, советом микрорайона <номер обезличен> был сделан вывод на основании вышеизложенного, который заключается в том, что в таких условиях маленькому ребенку невозможно жить и нормально расти.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детьми-сиротами.

Наймодатель (администрация муниципального образования) обязана была привести жилое помещение в надлежащее состояние (п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ капитальный ремонт (не косметический) обязан осуществлять наймодатель. Если невозможно предоставить прежнее жилое помещение, органы местного самоуправления обязаны предоставить другое жилое помещение.

Во-вторых,в приложении 2 к постановлению администрации <адрес обезличен> края от <дата обезличена> <номер обезличен> - списке очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма указано, что вышеуказанное жилое помещение, в котором за ним сохранено право проживания находится в муниципальной собственности.

Считает, данное обстоятельство не соответствующим действительности, так как, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, находится не в муниципальной собственности, а в долевой собственности его старшего брата - Попова А. Н., <дата обезличена> года рождения, и его несовершеннолетнего сына - Попова М. А., <дата обезличена> года рождения, им принадлежит по 1/2 доли каждому (свидетельства о государственной регистрации права от <дата обезличена> серия 26-АЕ, <номер обезличен> и серия 26-АЕ, <номер обезличен>).

Договор о передаче жилья в собственность от <дата обезличена> <номер обезличен> был заключен с администрацией <адрес обезличен>. 3. И <дата обезличена> был заключен договор социального найма <номер обезличен>-н вышеуказанного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, между администрацией <адрес обезличен> и Поповым А.Н., а между истцом и его братом Поповым А.Н. был заключен договор поднайма данной квартиры.

Считает, что действия администрации <адрес обезличен> и администрации <адрес обезличен> по заключению договора социального найма и договора о передаче жилья в собственность является доказательством того, что сохранение за ним права проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, служит всего лишь формальностью. На основании ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. На сегодняшний день истец не имеет в собственности жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.

В соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключение из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования, только по основаниям, перечисленным в указанной норме, в нарушение которой произведено исключение из такого списка администрацией г.Ставрополя истца Иванова А.Н. Истец проживает в настоящее время в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. По настоящее время он зарегистрирован по месту нахождения его детского дома, а в данном жилом помещении он никогда не был зарегистрирован. Собственниками вышеуказанного жилого помещения являются его старший брат - Попов А.Н. и его несовершеннолетний сын - Попов М.А. Таким образом, кроме истца в данном жилом помещении проживает его старший брат - Попов А.Н., его жена Попова О.О. и сын Попов М.А. Квартира по <адрес обезличен> является двухкомнатной, общей площадью 39,80 кв.м., где они проживают вчетвером, что недостаточно. Кроме того, он (истец) болен и находится под наблюдением врача-невролога с диагнозом: органическое расстройство личности с вегето-сосудистой дистонией по церебростеническому типу, эмоционально-волевой неустойчивостью.

Кроме того, в соответствии с п.3 ч.4 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ),, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно решению Ставропольской городской думы от 30 ноября 2005 года № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека составляет не менее 18 кв.м., учетная норма установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина. Таким образом, в данном случае норма предоставления площади жилого помещения на одного человека не соответствует минимальным нормам, установленным действующим законодательством.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.ст.1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на муниципальное образование город Ставрополь возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями. Уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

Так в соответствии с приложением 11 к Закону Ставропольского края от 14.12.2012 года №114-кз «О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по коду бюджетной классификации <номер обезличен> выделены денежные средства на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств краевого бюджета.

Истец считает, что имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и его нарушенное право должно быть восстановлено в судебном порядке: формальное сохранение за ним права проживания в жилом помещении должно быть снято и он должен быть восстановлен в списке очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под ранее закрепленным за ним номером с учетом продвижения очереди с 10 марта 2011 года, действующим до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ и сохранившим свое функциональное назначении по сегодняшний день и обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании истец И. А.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнил, что его мать была лишена по решению суда в отношении него родительских прав, в связи с чем он и был помещен в детский дом. В квартире, где жила его мать, нельзя было проживать, там не было отопления, было много тараканов, помещение находилось в антисанитарных условиях.

Представитель истца адвокат Румынина А.Н. в судебном заседании исковые требования Иванова А.Н. также поддержала, привела аналогичные доводы, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации <адрес обезличен> по доверенности Сурикова С.М. в судебном заседании исковые требования Иванова А.Н. не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что И. А.Н. постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> был исключен из списка очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, так как в соответствии с постановлением Главы администрации <адрес обезличен> края от <дата обезличена> <номер обезличен> за Ивановым А.Н. сохранено право проживания по адресу: <адрес обезличен>. Данная норма установлена статьей 8 Федерального закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в которой указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Кроме того, по договору социального найма жилого помещения от <дата обезличена> <номер обезличен>И. А.Н. имеет право проживания в жилом помещении по вышеуказанному адресу, и своим заявлением на имя Главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> он отказался от приватизации данного жилого помещения. Также И. А.Н. постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации <адрес обезличен> в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Поскольку ст.49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. С 1 января 2013 года пункт 2 статьи 57 ЖК РФ, в котором было указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивающиеся жилыми помещениями во внеочередном порядке - утратил силу (Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ).

В настоящее время статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. От 29.02.2012) установлено, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. А также указано, что жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, и по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования. Данная норма соответственно закреплена в региональном законодательстве - законе Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.03.2006 № 7-кз (ред. Закона Ставропольского края от 27.12.2012 № 124), где в статье 7 указано, что уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Действие положений статьи 7 распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного закона. Истец был снят с учета как незаконно поставленный. Он имел право на проживание в помещении по <адрес обезличен>, по договору социального найма с Поповым, где он указан как член семьи. Истец написал заявление об отказе в пользу Попова. Внеочередного списка больше не существует. Постановления Администрации <адрес обезличен> о приеме на учет истца были приняты ошибочно. На момент приватизации истец состоял в очереди на получение квартиры.

Представитель ответчика Администрации Ленинского района г.Ставрополя по доверенности Миронова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что в соответствии с пунктом 3.2.3 Положения об администрации Ленинского района города Ставрополя, утвержденного постановлением главы города Ставрополя от 21.02.2005г. № 584, на администрацию Ленинского района города Ставрополя возложены полномочия по представлению на территории Ленинского района города Ставрополя собственника муниципального жилищного фонда при заключении договоров социального найма и при заключении договоров найма специализированных жилых помещений. Администрация Ленинского района города Ставрополя не наделена полномочиями по снятию права истца на проживание в жилом помещении. Администрацией Ленинского района города Ставрополя заключен договор социального найма от <дата обезличена> <номер обезличен>-н с Поповым А. Н. на жилое помещение, расположенное по <адрес обезличен>, где в качестве члена его семьи указан истец.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК Ермакова И.А. в судебном заседании исковые требования Иванова А.Н. не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что на территории Ставропольского края действует Закон Ставрополь­ского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон СК). В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона СК строительство и приобретение жилых помещений в собственность Ставропольского края осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края. В соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденном постановлением Губернатора Ставропольского края от 08 августа 2012 года №546 министерство выступает уполномоченным органом исполнительной вла­сти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края. Пунктом 1 статьи 7 Закона СК определен круг лиц (категория), кото­рым уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края од­нократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специали­зированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Однако, необходимый поря­док в настоящее время не утвержден. Согласно пункту 5 статьи 7 Закона СК списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти Ставропольского края - министерство образования Ставропольского края. Обеспечение жилыми помещениями зависит от наличия гражданина в указанном списке. В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона СК список формирует­ся на основании сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попе­чения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством и Законом Ставрополь­ского края, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, которые наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - уполномоченные муниципальные органы) в отношении вышеуказанных лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Порядок, сроки предоставления сведений, а также перечень документов устанавливаются также министерством образования Ставропольского края. Таким образом, в настоящее время у министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края отсутствуют основания для предоставления жилого помещения Иванову А.Н., так как в списке, предоставленном к <дата обезличена> министерством образования Став­ропольского края, он отсутствует.

Представитель ответчика Министерства образования СК в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела проведено судом в его отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, допросив явившихся свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Иванова А.Н. по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, <дата обезличена> Иванов А. Н., <дата обезличена> года рождения, обратился с заявлением на имя главы <адрес обезличен> Луценко Е.Г. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории лиц из числа детей-сирот, с составом семьи – 1 человек.

Согласно справке о рождении <номер обезличен>, подписанной руководителем отдела ЗАГС Управления ЗАГС <адрес обезличен> в архиве отдела имеется запись о рождении Иванова А. Н. за <номер обезличен> от <дата обезличена>, где указана дата его рождения – <дата обезличена>, родители: отец – Иванов Н. А., мать – И. Т. И., при этом указано, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Постановлением главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об определении в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетнего Иванова А. Н., несовершеннолетний Иванов А. Н. <дата обезличена> года рождения, переведен из Социального приюта в государтвенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <адрес обезличен> (п.1) За ни сохранено право проживания по адресу: <адрес обезличен> (л.д.17).

Решением Ленинского районного суда <адрес обезличен> от <дата обезличена> И. Т. И. лишена родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына Иванова А. Н., <дата обезличена> года рождения.

Из справки от <дата обезличена> директора Государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Санаторного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <номер обезличен>», расположенного в <адрес обезличен>, следует, что И. А.Н. действительно являлся воспитанником указанного Санаторного детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <номер обезличен> в <адрес обезличен> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>

Из автобиографии Иванова А.Н., составленной <дата обезличена>, также следует, что после пребывания в детском доме, он с <дата обезличена> по <дата обезличена> обучался в <адрес обезличен>вом колледже искусств, проживал в общежитии колледжа, с <дата обезличена> он проживает по адресу: <адрес обезличен>.

Из лицевого счета квартиросъемщика <номер обезличен> на <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, видно, что в нем указаны следующие проживающие в ней граждане: с <дата обезличена>Попов А. Н. – квартиросъемщик, с <дата обезличена> - Иванов А. Н. – брат, с <дата обезличена> - Попов М. А. – сын, с <дата обезличена>Попова О. О. – жена.

<дата обезличена> между администрацией <адрес обезличен>, выступающей в качестве «Наймодателя», с одной сторон, и Поповым А. Н. – «Нанимателем», с другой стороны, заключен договор социального найма жилого помещения – двухкомнатной <адрес обезличен>, расположенной по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>. При этом в пункте 1 договора указано, что Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение – <адрес обезличен> в <адрес обезличен> (л.д.19-24). В пункте 3 договора социального найма указано, что совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: 1)Иванов А. Н. – брат, 2) Попов М. А. – сын.

Как следует из акта обследования жилищных условий Иванова А. Н., имеющегося в материалах учетного дела Иванова А. Н., составленного <дата обезличена>, вместе с ним в <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, проживают: Попов А. Н. – брат, Попова О. О. – золовка, Попов М. А. – племянник. По заключению комиссии: семья нуждается в улучшении жилищно-бытовых условий.

На основании постановления главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> И. А.Н. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди, порядковый номер в общем списке - <номер обезличен>, а по льготному списку, то есть внеочередному, порядковый номер составил - <номер обезличен>. По состоянию на <дата обезличена> год по льготному списку порядковый номер был уже <номер обезличен>.

<дата обезличена> между администрацией <адрес обезличен> и Поповым А. Н., действующим также в интересах н/л сына Попова М. А., 2002 года рождения, заключен договор приватизации жилого помещения <номер обезличен>, в соответствии с которым администрация <адрес обезличен> передала в собственность Попову А. Н. и Попову М. А. <адрес обезличен> в <адрес обезличен> по 1/2 доли каждому (л.д.27). <дата обезличена> указанный договор прошел государственную регистрацию в УФРС по СК (л.д.28, 29).

При этом Попова О. О. – супруга Попова А. Н. и мать несовершеннолетнего Попова М. А. заявлением от <дата обезличена> отказалась от участия в приватизации в пользу мужа и сына. Истец И. А.Н. также заявлением от <дата обезличена> отказался от участия в приватизации указанной квартиры.

В соответствии со ст.19 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от <дата обезличена> № 189-ФЗ действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Таким образом, Попова О.О. и И. А.Н. на момент приватизации имели равные с нанимателем Поповым А.Н. права пользования квартирой <номер обезличен> по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, и, отказавшись от участия в ее приватизации сохранили за собой право бессрочного пользования этой квартирой.

Постановлением администрации г.Ставрополя Ставропольского края от 10 марта 2011 года № 591 «О снятии с учета и внесении изменений в учетные дела граждан, нуждающихся в жилых помещениях» ( приложение 2) истец был исключен из списка очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, очередной номер <номер обезличен>, как ошибочно включенный, так как за ним сохранено право проживания в жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, и оставлен в общей очереди под номером <номер обезличен>.

Исключение истца из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произведено администрацией <адрес обезличен> в нарушение ч.6 ст.<адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как ошибочно включенного в данный список, что не может быть основанием для исключения из такого списка в соответствии с указанной нормой закона. Более того, постановление главы <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>, которым И. А.Н. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, никем не отменено на сегодняшний день.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, а именно, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее — норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно решению Ставропольской городской думы от 30 ноября 2005 года № 184 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека составляет не менее 18 кв.м., учетная норма установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.

Таким образом, поскольку в <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, общей площадью 39,8 кв.м. зарегистрировано и имеет право на проживание 4 человека (истец И. А.Н., его брат – Попов А.Н. (наниматель жилого помещения), его жена Попова О.О. и несовершеннолетний сын Попов М., 2002 года рождения), на одного человека приходится 9,9 кв.м., то есть менее учетной нормы и нормы предоставления, И. А.Н. подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Ставропольского края уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.

Допрошенный судом в качестве свидетеля Попов А.Н. суду показал, что он является родным братом Иванова А.Н. В <адрес обезличен> он с семьей в настоящее время не проживает, другого жилья не имеет, вместе с женой и несовершеннолетним сыном М. они снимают жилье. После смерти матери он отремонтировал эту квартиру, так как она была непригодна для жилья: заменил окна, установил двери, отремонтировал отопление, после чего в 2007 году в эту квартиру вселился и проживает его брат Иванов А.. Поскольку они вчетвером не могут проживать в двухкомнатной малогабаритной квартире по <адрес обезличен>, он со своей семьей в настоящее время снимает квартиру, в указанной квартире проживает брат один.

Аналогичные показания дала суду допрошенная в качестве свидетеля Попова О.О.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Ставропольского края от 30.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на муниципальное образование город Ставрополь возложены отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке указанной категории граждан, в том числе обеспечение жилыми помещениями.

Уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

Так в соответствии с приложением 11 к Закону Ставропольского края от 14.12.2012 года №114-кз «О бюджете Ставропольского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по коду бюджетной классификации 134 10 04 5052106 выделены денежные средства на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств краевого бюджета.

В соответствии с внесенными изменениями в Закон Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формирует орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий управление в сфере образования на основании сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом (далее - сведения), предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, которые наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (далее - уполномоченные муниципальные органы) в отношении вышеуказанных лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Таким образом, список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, из которого истец был незаконно исключен, не ликвидируется, а передается в Министерство образования Ставропольского края, и на основании него формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Учитывая изложенное, исковые требования Иванова А.Н. о признании за ним права на предоставление специализированного жилого помещения по договору найма, обязании администрацию г.Ставрополя и Министерство образования Ставропольского края принять Иванова А. Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения путем восстановления в списке очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под ранее закрепленным за ним номером с учетом продвижения очереди с <дата обезличена>, действующим до вступления в силу ФЗ РФ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, обязании Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК предоставить Иванову А. Н. по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очередности изолированное, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с законодательством РФ и СК, подлежат удовлетворению.

Что касается исковых требований Иванова А.Н. об обязании администрацию <адрес обезличен> снять сохранение за Ивановым А.Н. права проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, в связи с необоснованностью п.2 постановления главы администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>, то в удовлетворении этих исковых требований суд отказывает, поскольку в соответствии с Положением об администрации <адрес обезличен> в компетенцию администрации <адрес обезличен> в настоящее время не входит разрешение данных вопросов.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Иванова А. Н. - удовлетворить частично.

Признать за Ивановым А. Н. право на предоставление специализированного жилого помещения по договору найма.

Обязать администрацию г.Ставрополя и Министерство образования
Ставропольского края принять Иванова А. Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения путем восстановления в списке очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма под ранее закрепленным за ним номером с учетом продвижения очереди с <дата обезличена>, действующим до вступления в силу ФЗ РФ от <дата обезличена> № 15-ФЗ.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Иванову А. Н. по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очередности изолированное, благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.

В удовлетворении остальных исковых требований Иванову А. Н. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Ставрополя, в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 08 февраля 2013г.

Судья: Л.И. Кононова

2-355/2013 (2-6611/2012;) ~ М-6141/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванов Андрей Николаевич
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры СК РФ
Администрация города Ставрополя
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя
Управление образования администрации г. Ставрополя
Жилищное управление администрации г. Ставрополя
Администрация Ленинского района города Ставрополя
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Кононова Людмила Ивановна
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
30.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2012Передача материалов судье
30.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2012Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.12.2012Предварительное судебное заседание
25.12.2012Судебное заседание
10.01.2013Судебное заседание
23.01.2013Судебное заседание
05.02.2013Судебное заседание
08.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее