63RS0007-01-2021-005638-40
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«24» февраля 2022 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бредихина А.В.,
при секретаре Лебедевой О.Б.,
с участием:
Бутузовой З.Р., действующей в качестве представителя административного истца Серовой А.А.,
Ефименко П.В., действующего в качестве представителя административного ответчика администрации муниципального района Волжский Самарской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-316/2022 по административному иску Серовой А. А. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Серова А.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что Главой администрации сельского поселения Черновский муниципального района Волжский Самарской области ей была согласована схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>. Она обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, приложив заключение кадастрового инженера Юртайкиной О.П. согласно заключению доступ к образуемому участку осуществляется между земельными участками с кадастровыми номерами № и №. Администрацией муниципального района Волжский Самарской области вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое мотивировано тем, что доступ к испрашиваемому земельному участку не будет обеспечен. Основанием для отказа является пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. С указанным отказом она не согласна.
Ссылаясь на изложенное, административный истец Серова А.А. просит суд признать незаконным постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов; обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области возобновить работу по рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Бутузова З.Р., действующая в качестве представителя административного истца Серовой А.А., настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нём основаниям.
В судебном заседании Ефименко П.В., действующий в качестве представителя административного ответчика администрации муниципального района Волжский Самарской области, возражал против удовлетворения административного иска, полагал, что постановление является законным, в связи с чем, просил отказать в заявленных требованиях в полном объеме.
Заинтересованное лицо Администрация с.п. Черновский муниципального района Волжский Самарской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Хакимова З.А., Гороховицкая Р.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, при этом в отзыве указали, что между их участками имеется проход, который используется для того, чтобы пройти на огороды.
Выслушав представителей административного истца и ответчика, изучив материалы дела, суд полагает административный иск Серовой А.А. подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд может признать оспариваемые решения, действия (бездействие) незаконными, только при наличии одновременно двух условий: решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам; нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что Серова (до брака Хакимова) А.А. и Хакимова З.А. являются собственниками земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель населенных пунктов.
ДД.ММ.ГГГГ Серова А.А. обратилась в администрацию муниципального района Волжский Самарской области через МБУ «МФЦ» муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ. В данном заявлении содержалась просьба о предварительном согласовании предоставления участка по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. К данному заявлению, в том числе, были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключение кадастрового инженера о наличии доступа к образуемому земельному участку, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, копия паспорта Серовой А.А., свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства.
Постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Серовой А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов. В качестве основания отказа указано, что при формировании земельного участка, площадью 1 500 кв.м доступ к испрашиваемому земельному участку не будет обеспечен. Основанием для отказа указан пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Основания для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотрены пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле".
В соответствии с пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка осуществляется иным не указанным в пп. 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности, в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Исходя из пункта 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на земельный участок исключается, если не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к такому земельному участку или к иным земельным участкам.
В силу Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденным Росземкадастром 17.02.2003 года (ред. от 18.04.2003 года), в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счёт земель общего пользования, так и за счёт территории иных земельных участков путём установления частного сервитута.
По смыслу приведенных норм образование земельного участка невозможно, если к нему не обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «ГК-Спец» Юртайкиной О.П. от ДД.ММ.ГГГГ доступ к образуемому земельному участку осуществляется между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, внесенными в ЕГРН по материалам межевания. Ширина прохода (доступ) составляет минимальный размер 1 м, а максимальный 1,57 м.
Так же судом установлено, что на испрашиваемом земельном участке каких-либо капитальных строений не имеется.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, являющимся приложением к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года N П/0412, в описание вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), входит: размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Из пояснений представителя административного истца следует, что Серова А.А. намерена использовать испрашиваемый земельный участок для выращивания сельскохозяйственных культур, без намерения строительства жилого дома и каких-либо иных капитальных строений.
Также судом учитывается, что доступ к образуемому земельному участку осуществляется между земельными участками с кадастровыми номерами № и №, один из которых на праве общей долевой собственности принадлежит административному истцу Серовой А.А. и её сестре Хакимовой З.А., которая согласна на образование испрашиваемого земельного участка, а второй Гороховицкой Р.И., которая также согласна на образование испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, местоположение и конфигурация испрашиваемого земельного участка согласована Главой администрации сельского поселения Черновский муниципального района Волжский Самарской области.
При вышеуказанных обстоятельствах не имеет правового значения для разрешения данного спора тот факт, что к испрашиваемому земельному участку не имеется проезда шириной не менее 3,5 м.
Совокупность вышеуказанных обстоятельствах, позволяет суду усмотреть наличие оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для признания постановления Администрации муниципального района Волжский Самарской области незаконным, поскольку нарушаются права и законные интересы административного истца, а именно, принятым решением создаются необоснованные препятствия в реализации права предоставления земельного участка, а также данное постановление не соответствует нормативным правовым актам в области земельного законодательства.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает необходимым возложить на Администрацию муниципального района Волжский Самарской области обязанность рассмотреть (повторно) заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, не предрешая существа решения, которое должно быть принято уполномоченным органом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить административное исковое заявление Серовой А. А. к Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Признать незаконным постановление Администрации муниципального района Волжский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Серовой А. А. впредварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области возобновить работу по рассмотрению заявления Серовой А. А. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Бредихин
В окончательной форме решение изготовлено 10.03.2022 года