Дело: 1я инст. №2а-800/2020, 2я инст. №33а-1661/2020 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Блейз И.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 июля 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.
при секретаре Дубровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Бульба Павла Михайловича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо ТСН «ОК ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20 января 2020 года, которым в административный иск удовлетворен частично, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Бульба П.М. обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в г. Севастополе, район Делегардовой балки, кадастровый квартал №, изложенное в письме №№ от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на административного ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ административный иск Бульба П.М. удовлетворен частично, признан незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в г. Севастополе, район Делегардовой балки, кадастровый квартал №, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №№. На административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения названного земельного участка. В удовлетворении иных требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель административного ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением процессуального права при неверном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, постановить новое об отказе удовлетворении иска.
Указывает, что Генеральный план города Севастополя №4114 от 13.12.2005 года «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.» является действующим и единственным проектным документом, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий и согласно него испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной. При этом в соответствии с приказом Минкультуры России от 12.08.20196 №1864 названный земельный участок относится к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33, в связи с чем по результатам рассмотрения заявления истца было вынесено решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299 «О перечне оснований об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», поскольку при выдаче градостроительного плана земельного участка не будет зоны для допустимого размещения здания на земельном участке, вследствие чего Департамент при принятии оспариваемого решения действовал в рамках предоставленных полномочий и действующего законодательства и правомерно отказал в предоставлении государственной услуги.
Участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).
В силу частей 1, 3 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок образования земельных участков регламентирован главой 1.1 поименованного кодекса, согласно статье 11.10 которого схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Согласно части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела усматривается, что решением XVI сессии V созыва Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19) утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного в районе Делегардовой балки, испрашиваемого ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки (п.1 решения). ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» дано согласие на разработку в установленном законом порядке градостроительного обоснования размещения объектов градостроительства – квартала индивидуальной жилой застройки в районе Делегардовой балки (п.2 решения). На кооператив возложена обязанность представить в городской Совет в установленные законом сроки разработанную и согласованную градостроительную документацию, указанную в пункте 2 решения (п. 3 решения). Кооперативу дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты>, в том числе: <данные изъяты> – площадь земельных участков передаваемых в собственность, <данные изъяты> – площадь общего пользования (дороги, проезды), расположенного в районе Делегардовой балки испрашиваемого гражданами – членами ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» (согласно приложению) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки, при условии выполнения пункта 3 решения (п. 4 решения).
Согласно приложения к указанному выше решению №, истец является членом ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» и ему в пользование выделен земельный участок № площадью <данные изъяты> (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась к ДИЗО г. Севастополя с заявлением вх. № № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе Делегардовой балки, площадью <данные изъяты>.
Решением административного ответчика, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу на основании пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» отказано в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, относящейся к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33, установленной в соответствии с приказом Минкультуры России от 12.08.2016 № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (далее – Приказ от 12.08.2016 № 1864).
Разрешая данный спор и удовлетворяя требования о признании указанного решения незаконным, суд первой инстанции, проанализировав положения Приказа от 12.08.2016 № 1864, исходил из того, что он не запрещает согласование схемы и передачу участков, расположенных на территории достопримечательного места, а лишь устанавливает ограничения в использовании, а разрешенное использование земельного участка соответствует Генплану. С такими выводами соглашается судебная коллегия в силу следующего.
Так, ответчиком не указано на наличие предусмотренных пунктом 2.9 «Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» оснований для отказа в утверждении схемы, на несоответствие предоставленной схемы расположения земельного участка иной градостроительной документации, утверждённой до 18.03.2014, не содержит выводы административного органа о несоответствии предоставленной на согласование схемы расположения земельного участка положениям части 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
При этом ссылки административного ответчика в оспариваемом решении на пункт 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», нельзя признать состоятельными.
Так, согласно указанной норме Закона города Севастополя, наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18.03.2014, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Как следует из содержащейся в материалах дела выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.» (л.д.40), испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, и именно с такой целью он и испрашивался истцом, в связи с чем не усматривается основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с ее несоответствием Генеральному плану города Севастополя.
В тоже время наличие иной градостроительной документации, утвержденной до 18.03.2014, положения которой являлись основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, решение административного ответчика не содержит.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, несоответствие предоставленной на утверждение схемы расположения земельного участка положениям градостроительной документации, с учетом Приказа от 12.08.2016 № 1864, судебная коллегия не усматривает в силу следующего.
Из анализа положений действующего законодательства РФ следует, что градостроительная документация представляет собой документацию о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке, предусмотренную в статьях Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Она определяет градостроительное развитие территории, регламенты градостроительной деятельности, социально-экономические и градостроительное обоснование размещения объектов, их основные технико-экономические показатели и функциональное назначение (генплан города, градостроительный план развития административного округа и района, схема размещения отраслевого строительства, проект планировки территории, градостроительное обоснование размещения объекта).
Градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно статье 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления (ст. 32 ГрК РФ), за исключением случаев, предусмотренных ст. 63 данного Кодекса. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент установлен нормами ГрК РФ.
Как указано в пункте 6 названной статьи виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Согласно статье 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 36 ГрК).
В силу части 3 статьи 56.4 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места учитываются в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки муниципальных образований.
Таким образом, требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места подлежат установлению в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, что в рассматриваемом случае и будет являться градостроительной документацией.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 1864 утверждены общие требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе (приложение № 1).
Вместе с тем, в рассматриваемом случае административный истец обратился к ДИЗО г. Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, что не предполагает дачу разрешения на осуществление какого-либо вида деятельности на территории испрашиваемого земельного участка, а лишь подразумевает собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории и не препятствует в утверждении схемы.
Содержащиеся в Приказе от 12.08.2016 № 1864 ограничения по использованию (осуществлению деятельности) земельных участков в границах конкретных регламентных участков, расположенных в границах территории достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь), являются лишь общими сведениями, подлежащими включению в документы территориального планирования, градостроительные регламенты, устанавливаемые правилами землепользования и застройки, такие ограничения установлены Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия, земельного законодательства Российской Федерации, а не на основании градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку установленные в Приказе от 12.08.2016 № 1864 особые режимы использования земель, ограничивающие хозяйственную деятельность и запрещающие строительство, устанавливаемые в охранной зоне объекта культурного наследия, не включены в документы территориального планирования, градостроительные регламенты, то указанный выше приказ не может являться самостоятельным основанием для отказа в утверждении расположения схемы расположения земельного участка, как не соответствующей градостроительной документации.
С учетом изложенного судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями действующего законодательства, учитывая приведенные выше обстоятельства, приходит к выводу о законности оспариваемого решения суда и отсутствию оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд в течение 6 месяцев.
Председательствующий
судьи