Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1611/2017 ~ М-1521/2017 от 22.03.2017

Дело №2-1611/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2017г.                                           г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Петровой И.И.,

при секретаре Сулеймановой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Кадырова А.В., к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действующий в интересах Кадырова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Кадырова А.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Кадырова А.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Ульяновске, в обоснование иска указав следующее.

Прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска проведена проверка по исполнению законодательства, направленного на государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проведенной проверкой установлено, что Кадыров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения.

     Мать Кадырова А.В. – К.Л.. ДД.ММ.ГГГГ, являлась одинокой матерью и решением районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. она лишена родительских прав.

    Решением районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. над несовершеннолетним Кадыровым А.В. установлена опека в лице бабушки К.Н.Ф..

Согласно сведениям из Управления Росреестра по Ульяновской области, УОГУП БТИ Кадыров А.В. жилья в собственности не имеет.

В настоящее время Кадыров А.В. проживает совместно с бабушкой К.Н.Ф. по адресу: г.<адрес> и обучается в ОГБПОУ «Ульяновский многопрофильный техникум».

Кадыров А.В. ДД.ММ.ГГГГ. включен в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени он таким жильем не обеспечен.

На основании вышеизложенного, а также положений ст.7 Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ульяновской области от 21.12.2012 №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области», Закона Ульяновской области от 06.05.2006 №53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 №644-П, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске.

Истец Кадыров А.В. в судебном заседании также на иске настаивал, поддержал все изложенное в иске, дополнительно суду пояснил следующее. Он приехал в г.Ульяновск вместе с бабушкой в ДД.ММ.ГГГГ. и прописались у знакомой по <адрес> Затем бабушка купила домик в <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ. он с бабушкой и тетей прописаны по указанному адресу. Истец проходил службу в Вооруженных Силах РФ в период ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время он снимает жилье по <адрес>, а бабушка по <адрес>.

Представитель истца К.Н.Ф. в судебном заседании также поддержала исковые требования и пояснения истца,

Представитель ответчика Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором просил рассматривать дело в свое отсутствие, по существу требований указал следующее. Кадыров А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не обеспечен жильем по причине отсутствия в специализированном жилищном фонде Ульяновской области квартир. Оснований для внеочередного обеспечения его жилым помещением не имеется, он будет обеспечен жилым помещением после приобретения Ульяновской областью соответствующего жилья.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещался, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором указал, что поддерживают исковые требования истца.

Выслушав прокурора, истца, представителя истца, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В связи с этим в Ульяновской области принят Закон от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области», статьей 2 которого закреплено, что право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

При этом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 7 ст. 6 Закона № 200-ЗО специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 №53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», частью 2 статьи 9 которого установлено, что предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

Согласно п.3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П (далее Порядок), специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 № 165-П «Об уполномоченном органе» является Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

Согласно п.2 ст.4 данного Закона дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору:

1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области;

2) по месту окончания пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания населения;

3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области;

4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье;

5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» определен порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В силу ст. 9 указанного закона жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области по их письменному заявлению.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия решения сроком на 5 лет и является основанием для вселения граждан в предоставленные жилые помещения.

Финансовое обеспечение расходных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Так, судом установлено, что Кадыров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения.

     Мать Кадырова А.В. – К.Л.. ДД.ММ.ГГГГ., являлась одинокой матерью и решением районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. она лишена родительских прав.

    Решением районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. над несовершеннолетним Кадыровым А.В. установлена опека в лице бабушки К.Н.Ф..

Согласно сведениям из Управления Росреестра по Ульяновской области, УОГУП БТИ Кадыров А.В. жилья в собственности не имеет.

В настоящее время Кадыров А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> собственником которого является его бабушка К.Н.Ф., а проживает на съемной квартире в г.Ульяновске и обучается в ОГБПОУ «Ульяновский многопрофильный техникум».

Также судом установлено, что первоначально с ДД.ММ.ГГГГ., когда истец вместе с бабушкой приехал в г.Ульяновск он был зарегистрирован по адресу: <адрес> знакомых.

Кадыров А.В. ДД.ММ.ГГГГ. включен в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени он таким жильем не обеспечен.

      Таким образом, Кадыров А.В. не является обеспеченной жилым помещением, поскольку он зарегистрирован в жилом помещении своего бывшего опекуна (бабушки), своего жилья у него не имеется. В указанном жилом помещении он не является ни нанимателем, ни собственником, а также членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения.

При таких обстоятельствах истец имеет право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства.

На Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области возложена обязанность предоставить жилые помещения лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Истец выбрал право получить жилое помещение по месту своего первоначального жительства по приезду в г.Ульяновск и месту фактического проживания в настоящее время и прохождения обучения - в МО «город Ульяновск».

При этом с учетом положений п. 3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» суд обязывает ответчика заключить с Кадыровым А.В. договор найма специализированного жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

     Исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Кадырова А.В., удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Кадырова А.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

    Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить Кадырову А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                             И.И.Петрова

2-1611/2017 ~ М-1521/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Засвияжского района города Ульяновска
Кадыров А.В.
Ответчики
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
Другие
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Петрова И. И.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
22.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2017Передача материалов судье
24.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2017Подготовка дела (собеседование)
07.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2017Судебное заседание
24.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2018Дело оформлено
08.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее