Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1324/2020 ~ М-1095/2020 от 25.05.2020

63RS0030-01-2020-001845-96

№ 2а-1324/2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тольятти 30.06.2020 года

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Винтер А.В., при секретаре Кузенковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к ПЕТРОВУ С.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Петрову С.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам, - страховым взносам на ОМС по требованию № 40194 от 08.05.2019 года в размере 5 931 руб. 82 коп. и пени - 82 руб. 75 коп., мотивируя свои требования тем, что административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов. В установленные сроки взносы оплачены не были, в связи с чем, плательщику выставлено Требование № 40194 о погашении задолженности в добровольном порядке, которое также было оставлено без оплаты. Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения плательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога (взноса, пени) налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (взноса, пени). На основании изложенного административный истец обратился в суд с данным административным иском и просит взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам, - страховым взносам на ОМС по требованию № 40194 от 08.05.2019 года в размере 5 931 руб. 82 коп. и пени - 82 руб. 75 коп., а всего 6 014 руб. 57 коп.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о восстановлении процессуального срока и удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Административный ответчик Петров С.А. в судебное заседание, будучи извещенным надлежащим образом и своевременно о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайства об отложении слушания дела от него не поступало.

Согласно ч. 6 ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Неявка в судебное заседание административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, оснований для признания явки административного ответчика обязательной не имеется, представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы данного административного дела, суд приходит к следующему:

Всоответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 года N 250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее также - Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ, Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"), регулировавший отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

При этом с 1 января 2017 года в соответствии с ч. 2 ст. 4 и ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в п. 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Расчетным периодом признается календарный год (ст. 423 НК РФ).

Согласно ст. 426 НК РФ, действовавшей до 01.01.2019 года в 2017 - 2020 годах для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ применяются следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Статьей 431 НК РФ предусмотрен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Таким образом, ст. 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что МИФНС России № 19 по Самарской области в адрес административного ответчика было направлено требование № 40194 от 08.05.2019 года о погашении задолженности по страховым взносам в срок до 19.06.2019 года, которое оставлено без оплаты.

В связи с тем, что Петров С.А. в установленный срок требование не исполнил и задолженность не погасил, налоговый орган 03.03.2020 года обратился к мировому судье судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной недоимки.

05.03.2020 года определением мирового судьи судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области в выдаче судебного приказа о взыскании с Петрова С.А. задолженности по страховым взносам отказано, поскольку истек срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 48 НК РФ.

25.05.2020 года МИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с данным административным исковым заявлением и ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание с Петрова С.А. задолженности по страховым взносам.

В соответствии с п. 1 ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указанные сроки являются пресекательными и не подлежат восстановлению.

В то же время, ст. 286 КАС РФ предусматривает возможность восстановления такого срока.

Так, согласно ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Исходя из вышеназванных положений, шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с Петрова С.А. задолженности по страховым взносам истекал 19.12.2019 года. Заявление мировому судье судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Петрова С.А. задолженности по страховым взносам, подано 03.03.2020 года.

Таким образом, административным истцом на момент обращения к мировому судье был пропущен срок обращения за выдачей судебного приказа по указанному выше требованию.

Суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку административным истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости в качестве уважительной причины пропуска срока подачи в суд заявления о взыскании задолженности по налогам.

Данная позиция подтверждена также и разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года № 479-О-О).

Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Таким образом, право на взыскание с Петрова С.А. задолженности по страховым взносам, административным истцом утрачено в связи с пропуском срока подачи административного иска, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, что в соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к ПЕТРОВУ С.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020 года.

Судья А.В. Винтер

2а-1324/2020 ~ М-1095/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области
Ответчики
Петров С.А.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Винтер (Гросул) А. В.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
25.05.2020Регистрация административного искового заявления
25.05.2020Передача материалов судье
27.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Дело оформлено
25.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее