Дело № 2а-2347/19 (73 RS 0004-01-2019-003087-04)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2019 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,
при секретаре Галиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации
о признании информации, содержащейся в информационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области, в котором просил признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, указав в обоснование следующее.
На страницах указанного сайта размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация об услугах по изготовлению и продаже фальшивых документов, а также об услугах по предоставлению путем продажи дипломов вузов, техникумов, колледжей, ПТУ, а также аттестатов школ и иных официальных документов, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренным ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - закон № 149-ФЗ).
Доступ на Интернет-сайт, свободный, предварительной регистрации, введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
Сведения, размещенные, на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации.
В ходе проверки было установлено, что собственник сайта <данные изъяты> находится за пределами территории Российской Федерации, в связи с чем в качестве ответчика в административном исковом заявлении указано Управление Роскомнадзора по Ульяновской области.
На основании изложенного, в целях восстановления нарушенных прав граждан и защиты интересов государства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Представители ответчиков Управления Роскомнадзора по Ульяновской области, Роскомнадзора Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом. Управления Роскомнадзора по Ульяновской области представил отзыв на иск, где указывает, что процессуальный статус Роскомнадзора, как органа, уполномоченного на ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети ИНТЕРНЕТ», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по делам о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации в полной мере соответствует определению заинтересованного лица, содержащемуся в части 1 статьи 47 КАС РФ. Кроме того, Роскомнадзор и его территориальные органы не являются распространителями информации, признаваемой запрещённой к распространению на территории Российской Федерации в судебном порядке, не осуществляют ее распространение, обработку, хранение, не предоставляют вычислительные мощности владельцам ресурсов, не уполномочены осуществлять контроль в соответствующей сфере. Надлежащим ответчиком по данной категории дел должны являться лица, участвующие в распространении информации: владелец сайта в сети ИНТЕРНЕТ, на котором размещена запрещенная информация, а при невозможности его установить - хостинг-провайдер. Таким образом, при рассмотрении дел, в порядке, предусмотренном КАС РФ, целесообразно привлечение владельца сайта в сети ИНТЕРНЕТ в качестве административного ответчика, а Управление Роскомнадзора по Ульяновской области в качестве заинтересованного лица.
Представитель ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ч.1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, поскольку бездействие должностных лиц Управления Роскомнадзора России по Ульяновской области создает предпосылки для обеспечения основополагающих принципов обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, в связи с чем, указанные обстоятельства в соответствии со ст.39 КАС РФ являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокуратурой Заволжского района города Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, законодательства о миграции, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт, расположенный по URL-адресу: <данные изъяты>.
На страницах указанного сайта размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация об услугах по изготовлению и продаже фальшивых документов, а также об услугах по предоставлению путем продажи дипломов вузов, техникумов, колледжей, ПТУ, а также аттестатов школ и иных официальных документов, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренным ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
На страницах указанного сайта размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация об услугах по изготовлению и продаже фальшивых документов, а также об услугах по предоставлению путем продажи дипломов вузов, техникумов, колледжей, ПТУ, а также аттестатов школ и иных официальных документов, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренным ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Доступ на Интернет-сайт, свободный, предварительной регистрации, введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
Сведения, размещенные, на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Согласно ч.4 ст.60 Федерального закона от 29.1,2.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры- стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
Приказом Министерства образования и науки России от 01.10.2013 №1100 утверждены образцы и описания документов о высшем образовании и о квалификации и приложения к ним. При этом, в силу пункта 2 названного Приказа описания диплома документов о высшем образовании и о квалификации и приложения к нему, утвержденного названным приказом, бланк титула документа о высшем образовании и о квалификации и бланк приложения к диплому, являются защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «Б» и изготавливаются по единому образцу в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2003 №14н.
Порядок заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов устанавливает требования к заполнению и учету дипломов о среднем профессиональном образовании д их дубликатов, а также правила выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, образцы которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.07.2013 №531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему». В соответствии с п.1 описания диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему, утвержденных приказом Минобрнауки России от 04.07.2013 №531, бланк титула и бланк приложения также являются защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «Б» и изготавливаются по единому образцу в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с Техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2003 №14н.
Пунктом 16 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» регламентировано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием, для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности. При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 УК РФ) являются уголовнонаказуемыми преступлениями. Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный, порядок создания, приобретения и оборота документов.
Сведения, размещенные, на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации.
Предоставление возможности доступа к Интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу ее распространением.
В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 Закона №149-ФЗ основанием для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети ИНТЕРНЕТ, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 12 ГК РФ говорит о том, что способом зашиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, названная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, должен быть закрыт.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети ИНТЕРНЕТ, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети«Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
3. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «Оединой автоматизированной информационной системе «Единый реестрдоменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов,позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» создание, формирование и ведение реестра осуществляются Формирование и применительно к Ульяновской области - Управление Роскомнадзора России по Ульяновской области.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети ИНТЕРНЕТ на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области для включения указателей страниц сайта <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети ИНТЕРНЕТ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети ИНТЕРНЕТ, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязав ограничить свободный доступ к сайту <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Д. Николаева