Дело №г.
24RS0035-01-2018-004569-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Сивкова Егора Олеговича и Петрова Ивана Михайловича к администрации Минусинского района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Сивкова Е.О. и Петрова И.М. обратился в суд с исками к администрации Минусинского района, просил обязать ответчика предоставить истцам по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет жилые помещения площадью 33 кв.м. каждому с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.
Свои требования в исковых заявлениях и судебном заседании через своего представителя Струкову Т.Я. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что истцы в несовершеннолетнем остались без попечения родителей. В настоящее время они окончили учебные заведения, проживают в жилых помещениях, принадлежащих посторонним людям. Решениями краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 29.06.2016года Сивков Е.О. и от 16.01.2015 года Петров И.М. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на соответствующий учет нуждающихся в жилье, однако до настоящего времени жилыми помещениями не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют. Законодательство, регламентирующее предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений не устанавливает очередность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. При этом указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, в связи с чем на администрацию Минусинского района в судебном порядке должна быть возложена обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями.
В судебное заседание истцы Сивков Е.О. и Петров И.М. не явились, о его дате и времени извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Участвуя в подготовительном судебном заседании исковые требования истцы поддержали в полном объеме, указав что в 2016 году Сивков Е.О. и в 2015 году Петров И.М. они были поставлены на учет в Министерстве образования Красноярского края для обеспечения жилым помещением, однако до настоящего времени им жилые помещения не предоставлены, своего собственного жилого помещения не имели и не имеют, проживают и в дальнейшем намерены проживать на территории Минусинского района (л.д. 71-72).
Представитель ответчика администрации Минусинского района Банщикова С.С. в судебное заседание не явилась, о его дате и времени извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие ( л.д.20 и 58 оборот). Направила в суд отзывы на исковые заявления, в которых исковые требования не признала, указав, что оснований для возложения на администрацию Минусинского района в судебном порядке обязанности по предоставлению Сивкову Е.О. и Петрову И.М. жилых помещений не имеется. Министерство образования и науки Красноярского края ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Сивков Е.О. и Петров И.М. на основании решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам поставлены на учет нуждающихся в жилье по Минусинскому району, включены в соответствующий список под № 4775 и № 2036 соответственно. Денежные средства для приобретения жилья истцам в 2018году не выделялись, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по приобретению жилых помещений истцам. Кроме того, удовлетворение требований истцов нарушит права и законные интересы других граждан, поставленных ранее истцов на соответствующий учет, в связи с чем исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению ( л.д.19-20,57-58).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования Красноярского края Вдовенко Е.П., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, направила в суд отзыв на исковое заявление в интересах Сивкова Е.О. в котором указала, что истец поставлен на учет 29.06.2016года в Министерстве в качестве нуждающегося в жилье, то есть, включен в список на получение жилья, в связи с чем его права на предоставление жилого помещения не нарушены. Право истца на получение жилья не может быть реализовано ранее других лиц, состоящих на учете и имеющих аналогичный статус и вставших на учет ранее, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Сивков Е.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Петров И.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. <адрес>вой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 29.06.2016года Сивков Е.О. и от 16.01.2015года Петров И.М. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье, но до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных не имеют.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов и прокурора, свидетельствами о рождении истцов и их паспортами, документами подтверждающими отношение истцов к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выписками на истцов из реестра о постановке в очередь на получение жилья, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцами и их родителями.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что истцы включены в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье не свидетельствует о том, что их права не нарушены, так как жилыми помещениями они до настоящего времени фактически не обеспечены, каких-либо доказательств объективно подтверждающих возможность их предоставления администрация Минусинского района суду не представила.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Минусинска предоставить Сивкову Егору Олеговичу и Петрову Ивану Михайловичу каждому на территории Минусинского района по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенные жилые помещения площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий