Дело № 2-682/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2014 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Зезюна А.М.,
при секретаре Ооржак Е.Ч.,
представителя заявителя Гаврилова Ю.А.,
заинтересованного лица Сенотрусова Н.В.,
представителя заинтересованного лица Зайкова С.Ю.,
старшего помощника прокурора Черновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области об установлении административного надзора в отношении Сенотрусова Н. В.,
установил:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора сроком на три года в отношении освобождающегося из мест лишения свободы осужденного Сенотрусова Н.В. В качестве административных ограничений заявитель с учетом уточнения просит запретить Сенотрусову Н.В.посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участвовать в них; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 до 06.00 часов; запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному месту жительства либо пребывания, обязать являться четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленного требования заявителем указано, что освобождаемый из мест лишения свободы осужденный Сенотрусов Н.В., был осужден и отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления и признан злостным нарушителем отбывания наказания, в связи с чем, в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за осужденным Сенотрусовым Н.В. должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанных административных ограничений.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области Гаврилов Ю.А., действующий на основании доверенности от 11.02.2014 года, указанное заявление поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо – осужденный Сенотрусов Н.В. возражает против удовлетворения данного заявления, полагает, что часть наложенных на него взысканий была сфальсифицирована.
Представитель заинтересованного лица Зайков С.Ю., действующий на основании устного ходатайства, возражает против удовлетворения заявления, указывает, что преступление Сенотрусовым Н.В. совершено до принятия Закона об административном надзоре, следовательно данный Закон не подлежит применению. Считает, что административное ограничение в виде запрета посещать места проведения массовых и иных мероприятий не подлежит применению в силу того, что преступление Сенотрусовым Н.В. не совершалось во время проведения данных мероприятий. Административные ограничения в виде запрета пребывания ежедневно с 22.00 до 06.00 часов вне жилого или иного помещения по месту жительства и запрета выезжать за пределы муниципального образования по избранному месту жительства также не подлежат применению в связи с тем, что нарушают право Сенотрусова Н.В. на трудовую деятельность. Административное ограничение в виде обязанности четыре раза в месяц являться в орган внутренних дел для регистрации является чрезмерным, т.к. за совершенное преступление уже понес наказание.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив представленные материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В целях предупреждения совершения определенной категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов 06.04.2011 был принят Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) (ст. 2 Закона).
Согласно п.1 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно ч.3 ст.3 данного Закона в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; 2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (ч.4 ст. 61 ГПК РФ).
Судом установлено, что Сенотрусов Н.В., в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, является совершеннолетним лицом – 14.09.1987 года рождения; в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области в виде реального лишения свободы сроком 5 лет в исправительной колонии общего режима, назначенное приговором Октябрьского районного суда г. Томска от 06.08.2009 по ст. 131 ч.2 п. «в» УК РФ.
В соответствии со ст. 15 п. 4 Уголовного кодекса РФ, преступление, предусмотренное п. "в" ч. 2 ст. 131 УК РФ, относится к категории тяжких.
В соответствии с постановлением от 04.05.2012 года осужденный Сенотрусов Н.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку Сенотрусов Н.В. был осужден и отбывает уголовное наказание за совершение тяжкого преступления, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в соответствии с требованиями Закона об административном надзоре в отношении него должен быть установлен административный надзор.
Согласно ч.1 ст.13 Закона об административном надзоре, последний вступает в силу с 1 июля 2011 года, следовательно подлежит применению к Сенотрусову Н.В.
На основании ст. 10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ (в редакции ФЗ от 23.07.2013) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Ранее действующая редакция названной статьи предусматривала срок погашения судимости равный шести годам.
Учитывая, что преступление совершено Сенотрусовым Н.В. до 2013 года, то при определении срока административного надзора необходимо руководствоваться положениями ст. 86 УК РФ в прежней редакции, следовательно, он не может быть более 6 лет.
Срок административного надзора в отношении лица, указанного в ч.2 ст. 3 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
Решая вопрос об установлении Сенотрусову Н.В. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Как следует из имеющейся в материалах дела характеристики Сенотрусов Н.В. 04.05.2012, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, согласно ч.2, ст. 116 УИК РФ. За весь период отбывания наказания имеет 80 действующих взысканий, поощрений не имеет. На меры воспитательного характера не реагирует, из проводимых с ним воспитательных бесед положительных выводов для себя не делает. Осужденный Сенотрусов Н.В. привлекался без оплаты труда к выполнению работ по благоустройству исправительного учреждения в порядке очередности продолжительностью 2 часа в неделю. К работе относится недобросовестно, нуждается в контроле со стороны администрации. Привлекается к воспитательным мероприятиям, предусмотренным распорядком дня исправительного учреждения, вовлекается в проведение с ним занятий и бесед, но относится к ним безразлично. Личной инициативы к участию в воспитательных мероприятиях не проявляет, в ходе проводимых занятий и бесед активности не проявляет. В ходе проводимых с ним воспитательных бесед раскаяния в совершенном преступлении не высказывал. Чувствует себя поставленным в неприятное и неудобное положение и ищет способ разрядки и отвлечения. Напряженность, вызванная ограничением собственной независимости внешними воздействиями. Выраженный субъективизм в оценке явлений окружающей жизни, избирательность в межличностных контактах категоричность и бескомпромиссность в принятии самостоятельных решений. Потребность в независимости. Асоциальная направленность личности. Характеризуется отрицательно.
Учитывая, что Сенотрусов Н.В. судим за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, принимая во внимание характеристику последнего, суд приходит к выводу о необходимости более строго контроля за его поведением после освобождения с целью предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Суд считает обоснованным требование заявителя о необходимости установления административного надзора и обязании Сенотрусова Н.В. являться 4 раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, уточнив последнее ограничение, а именно: обязать являться 4 раза в месяц в определенные органом внутренних дел по месту жительства или пребывания дни для регистрации.
В статье 4 Закона об административном надзоре закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, в том числе запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Учитывая категорию, совершенного Сенотрусовым Н.В. преступления, а также то, что он характеризуется отрицательно, суд считает целесообразным в целях предупреждения совершения последним новых преступлений, установить запрет на посещение мест проведения массовых мероприятий, где будет находиться значительное число людей и участвовать в указанных мероприятиях.
У суда нет оснований устанавливать Сенотрусову Н.В.ограничение в виде запрещения посещать места проведения иных мероприятий, кроме массовых, и участвовать в них, так как иные мероприятия заявителем не были уточнены.
Требования об установлении Сенотрусову Н.В. ограничения в виде запрета пребывать в определенных местах не заявлено.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В частности, в ч. 3 ст. 12 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ закреплено положение о том, что по исключительным личным обстоятельствам орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пп. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
В связи с необходимостью более строгого контроля за поведением Сенотрусова Н.В. после освобождения, суд признает обоснованными требования заявителя об установлении осужденному, как способствующих такому контролю, административных ограничений в виде запрета ежедневно пребывать вне жилого или иного помещения по избранному месту жительства в период с 22.00 до 06.00 часов и запрета выезда за пределы муниципального образования по избранному месту жительства либо пребывания, но с учетом вышеизложенных положений закона и с целью соблюдения конституционного права Сенотрусова Н.В. на осуществление трудовой деятельности, установить данные административные ограничения в виде запрета ежедневно пребывать вне жилого или иного помещения по избранному месту жительства либо пребывания в период с 22.00 до 06.00 часов и запрета выезда за пределы муниципального образования по избранному месту жительства либо пребывания, если отсутствие Сенотрусова Н.В. не связано с официальной трудовой деятельностью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 245-250, 261.8 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области об установлении административного надзора в отношении Сенотрусова Н. В. удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении освобождающегося из мест лишения свободы Сенотрусова Н. В., ... года рождения, уроженца ..., сроком на три года, исчисляя данный срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
На весь срок административного надзора установить Сенотрусову Н. В. административные ограничения:
- запретить посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных
мероприятиях;
- запретить пребывание ежедневно с 22.00 до 06.00 часов вне жилого или иного помещения
по избранному месту жительства или пребывания, если это не связано с официальной трудовой
деятельностью,
- запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному месту
жительства либо пребывания, если это не связано с официальной трудовой деятельностью,
- обязать являться четыре раза в месяц в определенные органом внутренних дел по месту
жительства или пребывания дни для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья: А.М. Зезюн
Мотивированное решение суда изготовлено 31.03.2014 года.