Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1565/2016 ~ М-1769/2016 от 01.08.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2016 года город Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Потаповой Н.В.,

при секретаре Нагорнове А.В.,

с участием представителя истцов Кислер Т.А., Кислер В.Г., Кольцовой Т.В., Зуева С.И., Фатеева О.А., Виноградова А.Т., Виноградовой А.Н., Сергеева В.Н., Сергеевой В.И. по доверенностям Соловьевой Г.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы гражданское дело №2-1565/2016 по исковому заявлению Кислер Т.А., Кислера В.Г., Кольцовой Т.В., Зуева О.А., Фатеева О.А., Виноградова А.Т., Виноградовой А.Н., Сергеева В.Н., Сергеевой В.И. к Администрации города Тулы об исправлении кадастровой ошибки,

у с т а н о в и л:

Кислер Т.А., Кислер В. Г., Кольцова Т.В., Зуев С.И., Фатеев О. А., Виноградов А.Т., Виноградова А.Н., Сергеев В.Н., Сергеева В. И. обратились в суд с иском к Администрации города Тулы об исправлении кадастровой ошибки, уточненные в соответствии со ст.39 ГПК РФ.

В обоснование заявленных требований указали, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Как следует из кадастрового паспорта от дата г. №* площадь земельного участка с разрешенным использованием: для эксплуатации многоквартирного дома с категорией земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ... составляет 1897 кв.м. Границы установлены. Правообладателями общей долевой собственности являются собственники помещений многоквартирного дома.

Как указывают истцы, земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: ... используется ими по целевому назначению в границах, огражденных забором и в границах земель общего пользования – пешеходных и автомобильных проездов. Проект границ земельного участка был утвержден Постановлением Главы администрации г. Тулы № *.

Между тем, истцы ссылаются на то, что при проведении кадастровых работ по установлению границ земельного участка в соответствии с Законом о кадастре было установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером *, огражденные заборами не соответствуют сведениям о границах земельного участка, содержащихся в ГКН, а именно, граница красной линии режет конструкции объекта недвижимости.

Согласно заключению кадастрового инженера, в соответствии с фактическими границами земельного участка с кадастровым номером * его площадь составляет 2187 кв.м., а сведения о границах содержащиеся в ГКН являются кадастровой ошибкой.

По мнению истцов, исправление границ красных линий в районе расположения многоквартирного дома, по адресу: ... подлежит установлению органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, после внесения в ГКН сведений о точках координат спорного земельного участка, с учетом фактического расположения земель общего пользования.

В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполненной ООО «Тулземкадастр» площадь земельного участка с кадастровым номером * составляет 2028 кв.м.

При этом, истцы так же указали, что при осуществлении кадастрового учета по уточнению местоположения границ земельного участка применяются предельные минимальные размеры, установленные соответствующими градостроительными регламентами. Если градостроительные регламенты в установленном порядке не утверждены, то площадь уточняемого земельного участка не должна превышать площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, более чем на 10%.

Поскольку площадь сформированного земельного участка истцов не превышает 10% от площади земельного участка сведения, о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, просили суд установить границы земельного участка с разрешенным использованием: для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: ...; категория земель: земли населенных пунктов; с кадастровым номером *, площадью 2028 кв.м, в соответствии схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Тулземкадастр» кадастровым инженером Вишневской И.А.

Истцы Кислер Т.А., Кислер В.Г., Кольцова Т.В., Зуев С.И., Фатеев О.А., Виноградов А.Т., Виноградова А.Н., Сергеев В.Н., Сергеева В.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истцов Кислер Т.А., Кислер В.Г., Кольцовой Т.В., Зуева С.И., Фатеева О.А., Виноградова А.Т., Виноградовой А.Н., Сергеева В.Н., Сергеевой В.И. по доверенностям Соловьева Г.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить про основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Грачикова М.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «Тулземкадастр» генеральный директор Сурмина С.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «Центра ГиЗ» директор Зайвый В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области явку представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу Статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод "Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

Статьей 304 ГК РФ закреплены права собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст.60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (ст.62 ГК РФ).

Правовое регулирование межевания земельных участков как объектов землеустройства, осуществляется Федеральным законом "О землеустройстве", и ведомственными актами специально уполномоченных органов исполнительной власти. В соответствии с Законом межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с их закреплением межевыми знаками и определением соответствующих координат. Межевание объектов землеустройства включает в себя, в частности, работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Об этом же указано в "Инструкции по межеванию земель", утвержденной Роскомземом 8.04.1996 г.

В соответствии с ч.9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу части 1 статьи 39 Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24. 07.2007 г. № 221 -ФЗ земельные участки в числе других объектов недвижимости подлежат государственному кадастровому учету, под которым понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающих существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждающих прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.

Частью 1 ст. 7 этого же закона определено, что к уникальным характеристикам объекта недвижимости относятся, в том числе, кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

Ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» гласит, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии со ст. 68 Земельного Кодекса Российской Федерации землеустройство включает в себя, в частности, мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).

Пунктом 1 ст.69 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Согласно п. 7 ст. 69 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании п. 1.4 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 8.04.1996 года, межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

В силу ч.3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре -недвижимости» с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.

Согласно письму Минэкономразвития РФ от 27.03.2009 г. № 4448 –ИМ/Д23 в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (далее - дополнительные сведения).

В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях". В состав межевого плана в указанном случае также включаются:

заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также включение дополнительных сведений о местоположении такой границы в раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях";

акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений).

Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре -недвижимости» кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

На основании ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.07 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой ошибкой является ошибка, допущенная при определении координат характерных точек границ земельного участка и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости.

Исходя из указанной нормы закона, суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Статьей 40 Закона установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (часть 2 статьи 40 Закона).

Пунктом 9.2. Инструкции по межеванию земель от 08.04.1996 г. установлено, что результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Как указано в пункте 14.2 Инструкции по межеванию земель от 08.04.1996 г. комитет по земельным ресурсам и землеустройству утверждает акт установления и согласования границ земельного участка на местности.

В силу пункта 15 Инструкции результаты межевания земель, утвержденные районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, могут быть обжалованы в установленном порядке.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в ходе выполнения указанных работ утверждает следующие документы: технический проект или техническое задание на межевание земельного участка; акт установления и согласования границ земельного участка на местности; чертеж границ земельного участка; акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков (пункт 14.2 Инструкции).

В соответствии с пунктами 9 и 10 Правил установления на местности границ объектов землеустройства в случае если при установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов выявлены пересечения указанных границ с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, установление на местности таких границ приостанавливается, о чем уведомляется заказчик землеустроительных работ. Информация о наличии указанных пересечений направляется исполнителем землеустроительных работ в течение 5 рабочих дней с даты выявления данных пересечений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии либо в соответствующий территориальный орган этой Службы (далее - орган кадастрового учета).

Орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, уведомляет о наличии выявленных пересечений соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставившие в орган кадастрового учета сведения о соответствующих объектах землеустройства.

В силу ст. 64 ЗК РФ при возникновении земельных споров границы земельного участка устанавливаются судом.

Судом установлено, что согласно постановлению Главы города Тулы №* от дата. «О предоставлении Региональному внебюджетному фонду развития жилищного строительства земельный участков, расположенных в ..., для проведения проектно-изыскательских работ и последующего строительства жилых домов», земельный участок площадью 23157 кв.м., расположенный по ... и используемый в соответствии со свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от дата* изъят у МУП <...>, а региональному внебюджетному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования администрации Тульской области по индивидуальным проектам предоставлены земельные участки площадью 30898 кв.м. и 3180 кв.м., расположенные по адресу: ... в аренду на 3 года для поведения проектно-изыскательских работ и последующего строительства жилых домов.

Постановлением главы города Тулы от дата* «О предоставлении Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования и ТМУП «Спецавтохозяйство» земельный участков, расположенных в ..., утверждены проекты границ земельных участков по ... и ...; Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования в аренду предоставлены земельные участки по ... и ..., по ... для завершения строительства индивидуальных жилых домов.

Кислер Т.А. является собственником трехкомнатной квартиры по адресу :... на основании договора об инвестировании строительства № * от дата года, акта о передаче в собственность № * от дата г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № * серия * от дата г.

Кислер В.Г. является собственником трехкомнатной квартиры по адресу :... на основании договора об инвестировании строительства № * от дата года, акта о передаче в собственность № * от дата г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № * серия * от дата г.

Кольцова Т.В. является собственником трехкомнатной квартиры по адресу: ... на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от дата г., выданного нотариусом г. Тулы Д. дата г., реестровый номер *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата г.

Зуев С.И. является собственником трехкомнатной квартиры по адресу: ... на основании договора купли-продажи жилого помещения между физическими лицами от дата г., зарегистрированного дата г. что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата г. серии *.

Виноградов А.Т. является собственником трехкомнатной квартиры по адресу: ... на основании договора на долевое участие в строительстве от дата г. № *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № *

Виноградова А.Н. является собственником трехкомнатной квартиры по адресу: ... на основании договора на долевое участие в строительстве от дата г. № * что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № *

Фатеев О.А. является собственником трехкомнатной квартиры по адресу: ... на основании договора об инвестировании от дата г. № *, акта о передаче в собственность № * от дата г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № * серия *

Сергеев В.Н. является собственником четырехкомнатной квартиры по адресу: ... на основании договора уступки прав требования от дата г., акта о передаче квартиры в собственность № * от дата г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № * серия *.

Сергеева В.И. является собственником четырехкомнатной квартиры по адресу: ... на основании договора дарения от дата г., зарегистрированного дата г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № *

По техническому паспорту, содержащемуся в инвентарном деле по адресу: ... составленному по состоянию на дата г., площадь земельного участка по фактическому пользованию составляет 2053 кв.м., в том числе застроенная 550 кв.м., не застроенная 1503 кв.м.

Исходя из проекта границ, утвержденного постановлением Главы администрации г. Тулы от дата г. № *, площадь сформированного земельного участка по адресу: ... составила 1897 кв.м.

Согласно кадастровому паспорту от дата года № * площадь земельного участка с КН *, с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: ... составила 1897 кв.м. Границы земельного участка установлены. Правообладателями являются собственники помещений многоквартирного дома.

Между тем, из представленной суду схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной ООО «<...>», следует, что площадь земельного участка по адресу: ... с кадастровым номером * составляет 2187 кв.м. При этом, из плана границ земельного участка, содержащегося в вышеназванной схеме усматривается, что красная линия пересекает не только границы земельного участка с кадастровым номером *, но и находящиеся на праве у собственности истцов строения.

Постановлением администрации г. Тулы от дата* с изменениями и дополнения внесенными дата г., утверждены: проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (приложение в составе: проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Зареченский район); проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Привокзальный и Советский районы), проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Пролетарский район), проект линий градостроительного регулирования в городе Туле (Центральный район).

Как пояснила в судебном заседании представитель истцов по доверенности Соловьева Г.Е., истцами в целях уточнения исковых требований была подготовлена схема расположения, принадлежащего им на праве собственности земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку часть участка в точках 7,8,9 ими никогда не использовалась и не используется по настоящее время, находится за пределами фактически установленного ограждения участка, а потому в результате уточнения границ и площади земельного участка его площадь изменилась и составила 2028 кв.м. Добавив, что исходя из договоров об инвестировании строительства следует, что региональный фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования администрации Тульской области принял на себя обязательства по строительству индивидуальных малоэтажных одноквартирных жилых домов в ... по согласованному проекту. «Дольщик» принял на себя обязательства по финансированию строительства жилого дома. Объем работ был согласован, в которые входило организация подъезда к гаражу, устройство ограждений территории (ж/б забор), а также строительство автодороги. Таким образом, по мнению представителя истцов, содержание договоров подтверждает, что строительство сооружений дорожного транспорта – автодороги по ... было осуществлено исключительно за счет дольщиков. Доказательств финансирования строительства указанных автодорог за счет бюджета города Тулы ответчиком не представлено.

Из исследованного судом плана границ усадебного участка по адресу: ..., содержащегося в техническом паспорте, составленном по состоянию на дата г., и представленной суду схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной кадастровым инженером В. ООО «<...>» следует, что конфигурация спроектируемого земельного участка с кадастровым номером * по сравнению с планом земельного участка по техническому паспорту была изменена, линией ГКН « отрезаны» строения и коммуникации, находящиеся у истцов на праве собственности, и находятся на территории земель общего пользования - автодороги ....

Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что при межевании земельного участка с кадастровым номером * была допущена кадастровая ошибка.

Постановление администрации г. Тулы от дата*, с изменениями от дата г., было принято после выделения вышеуказанного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и должно было согласовываться и приниматься с учетом прав лиц на земельный участок, так как установленные границы красных линий без учета существующего права физических лиц на вышеуказанный земельный участок препятствует осуществлению истцами своих прав как собственниками земельных участков.

В силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии-линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

По смыслу данной нормы красные линии устанавливаются только в целях обозначения границ территорий общего пользования.

В силу ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

Таким образом, из толкования приведенных норм ГрК РФ и ЗК РФ суд делает вывод о том, что в состав территорий, ограничиваемых красными линиями, могут включаться лишь земельные участки, предназначенные для общего пользования населением и организациями соответствующего населенного пункта. Соответственно в состав указанных территорий не могут включаться полностью или частично земельные участки, не относящиеся к земельным участкам общего пользования, находящиеся в собственности или ином законном пользовании индивидуально определенных физических и юридических лиц и предназначенные, в том числе для размещения и эксплуатации принадлежащих указанным лицам объектов недвижимого имущества.

В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления ст. 8 Градостроительного кодекса РФ в области градостроительной деятельности, органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования поселений и правила землепользования.

В силу ст. 9 указанного Кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу положений статей 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен в статьях 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, в том числе, по утверждению красных линий, которые в силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса РФ являются обязательным элементом документации но планировке территории и утверждаются органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.

В силу п. 17 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Согласно положению части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что согласно положениям части 1 статьи 41, частей 2-6 статьи 42, части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ разработка проекта красных линий производится на основе генерального плана города и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст, 12 указанного Кодекса, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что на рассматриваемую территорию был разработан проект детальной планировки спорной территории, суду представлено не было.

Таким образом, проанализировав исследованные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая положений ст. 304 Гражданского кодекса РФ, согласно которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, разрешая исковые требования в пределах заявленных в соответствии с положениям ч. 3 ст. 196 указанного Кодекса и уточненных в рамках ст.39 ГПК РФ, отсутствия возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме

решил:

уточненные исковые требования Кислер Т.А., Кислера В.Г., Кольцовой Т.В., Зуева С.И., Фатеева О.А., Виноградова А.Т., Виноградовой А.Н., Сергеева В.Н. Сергеевой В.И. к Администрации города Тулы об исправлении кадастровой ошибки удовлетворить.

Исправить кадастровую ошибку в описании границ земельного участка с разрешенным использованием: для эксплуатации многоквартирного дома с категорией земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ... установив границы названного земельного участка исходя из площади 2028 кв.м. по координатам указанным в схеме расположения земельных участков общества с ограниченной ответственностью «<...>», выполненной кадастровым инженером В

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Привокзальный районный суд г.Тулы путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

Председательствующий

01.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2016Передача материалов судье
03.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2016Подготовка дела (собеседование)
17.08.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.09.2016Предварительное судебное заседание
21.09.2016Предварительное судебное заседание
03.10.2016Предварительное судебное заседание
26.10.2016Предварительное судебное заседание
14.11.2016Предварительное судебное заседание
23.11.2016Судебное заседание
23.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2017Дело оформлено
19.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее