Решение в окончательной форме изготовлено 09 октября 2017 года (с учетом выходных дней)
Дело № 2-2686/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2017 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Ковган Л.И.
с участием прокурора Вершининой М.В.,
ответчика Тимофеева С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Тимофееву С.О. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Тимофееву С.О. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе инвентаризации жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации установлено, что Тимофеев С.О. незаконно удерживает жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес>, предоставленное по договору найма служебного помещения, заключенному между ответчиком и отделом № 3 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России.
Указанное помещение является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Договор найма был заключен без наличия к тому оснований и подлежит расторжению, поскольку Тимофеев С.О. в трудовых или военно-служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоял.
Требование освободить незаконно занимаемое жилое помещение Тимофеев С.О. не исполнил, жилое помещение не освободил, лицевой счет, открытый на его имя, не закрыл, фактически проживает в указанном жилом помещении.
Волеизъявление собственника на дальнейшее пользование ответчиком спорным помещением отсутствует.
Просил прекратить право пользования Тимофеева С.О. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселить его из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снять Тимофеева С.О. с регистрационного учета по указанному адресу.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Тимофеев С.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что спорное жилое помещение ему было предоставлено в пользование в связи с трудовыми отношениями с организацией, учредителем которой являлось Министерство обороны Российской Федерации, в настоящее время работает <данные изъяты>. Весь этот период его работодателями являлись организации, осуществляющие работы и оказывающие услуги, связанные с поставкой и передачей тепловой энергии и прочих коммунальных услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации, при этом фактически его должностные обязанности и место исполнения обязанностей не менялись. Задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не имеет, поддерживает надлежащее состояние занимаемого жилого помещения. Также пояснил, что в настоящее время ему предложено заключить договор найма спорного жилого помещения на новый срок, необходимые документы им поданы. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, поддержав позицию истца.
Представители третьих лиц – Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным и другими федеральными законами.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным данным разделом (разделом IV Кодекса).
Согласно статье 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в числе прочих функций, от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда; осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.
С изданием Министром обороны Российской Федерации Приказов от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», от 03 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», в Министерстве обороны Российской Федерации создан уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, на который возложены функции по обеспечению военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями, распределению и предоставлению жилых помещений указанным лицам, заключению (изменению, расторжению) договоров найма жилых помещений и служебных жилых помещений.
Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, в свою очередь, осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в данном случае - через ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2010 года № 1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации». Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 июля 2016 года № 453 территория Мурманской области закреплена за ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утверждена Инструкция, пунктом 3 которой установлено, что служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях предоставляются лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях Министерства обороны Российской Федерации не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 4).
Вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления).
В соответствии с пунктом 6 Инструкции решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа).
Согласно пункту 9 Инструкции передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала.
Судом установлено, что здание общежития, распложенное по адресу: <адрес>, внесено в реестр федерального имущества, было передано в оперативное управление <данные изъяты>.
Впоследствии указанное недвижимое имущество передано на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
На основании договора служебного найма жилого помещения в общежитии № от 02 июля 2015 года, заключенного между 3 отделом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России и Тимофеевым С.О., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, предоставлено в пользование ответчику в связи с работой в <данные изъяты>.
Тимофеев С.О. зарегистрирован по месту жительства в спорном жилом помещении с 18 июля 2015 года.
Согласно подпунктам 18, 19 пункта 4 указанного договора найма расторжение договора по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае: невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более трех месяцев; разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или членами его семьи; систематического нарушения прав и законных интересов соседей; использования жилого помещения не по назначению. Договор найма прекращает свое действие в связи: с утратой (разрушением) жилого помещения; со смертью нанимателя; истечением срока трудового договора; окончанием срока службы.
Из представленных Тимофеевым С.О. копий трудовой книжки и трудовых договоров следует, что на момент заключения договора служебного найма жилого помещения в общежитии он работал в должности <данные изъяты>. Из текста трудового договора следует, что он заключен на период действия государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
03 ноября 2015 года Тимофеев С.О. был принят на работу в ООО «***» на должность <данные изъяты>, местом работы трудовым договором № от 03 ноября 2015 года определен № Мурманский обслуживающий казарменно-жилищный фонд военных городков Минобороны России и иных фондов, используемых в интересах Минобороны России, для выполнения трудовой функции непосредственно в военных городках, расположенных в обслуживаемом данном эксплуатационном участке, переданных на техническое обслуживание в ООО «***» по договору на оказание услуг по техническому обслуживанию казарменно-жилищного фонда военных городков Минобороны России и иных фондов, используемых в интересах Минобороны России, от 30 октября 2015 года №.
По окончании указанного трудового договора Тимофеев С.О. на основании трудового договора от 01 ноября 2016 года № вступил в трудовые отношения с <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, учредителем которого является Министерство обороны Российской Федерации. Срок действия трудового договора установлен по 31 декабря 2016 года. Дополнительным соглашением от 28 декабря 2016 года трудовой договор № от 01 ноября 2016 года был продлен по 31 марта 2017 года.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01 июня 2015 года № 1089-р, от 16 декабря 2015 года № 2582-р и от 09 ноября 2016 года № 2365-р акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено в качестве единственного исполнителя осуществляемых Минобороны России в 2015 - 2018 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием объектов газового хозяйства, казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, с комплексным техническим обслуживанием, текущим ремонтом, санитарным содержанием объектов, а также с вывозом твердых коммунальных и жидких бытовых отходов с объектов казарменно-жилищного фонда для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений (в том числе на территориях иностранных государств).
01 апреля 2017 года Тимофеевым С.О. заключен трудовой договор № с <данные изъяты>, согласно которому ответчик принят на работу на должность <данные изъяты>.
Из пояснений ответчика, данных в судебном заседании, и представленных им в материалы документов следует, что фактически место исполнения его трудовой функции не менялось, трудовую деятельность он осуществляет на предприятиях, образуемых Министерством обороны Российской Федерации, и данная деятельность носит непрерывный характер, связана с исполнением государственных контрактов, заключаемых Министерством обороны Российской Федерации.
Также из пояснений ответчика следует, что спорным жилым помещением он пользуется, оплату жилья и коммунальных услуг производит надлежащим образом. Иных жилых помещений, в том числе в собственности, не имеет.
Кроме того, как следует из уведомления ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России за № от 03 июля 2017 года, Тимофееву С.О. предложено перезаключить договор найма, в связи с чем последним поданы перечисленные в указанном уведомлении документы.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что договор служебного найма жилого помещения в общежитии – комнаты <адрес> за № от 02 июля 2015 года заключен с Тимофеевым С.О. в связи с работой последнего в <данные изъяты> на законных основаниях, уполномоченным органом. С момента трудоустройства в указанную организацию и по настоящее время Тимофеев С.О. состоит в трудовых отношениях с учреждениями, образованными Министерством обороны Российской Федерации, на момент разрешения судом спора трудовые отношения не прекращены, договор найма служебного жилого помещения в общежитии Министерством обороны Российской Федерации в установленном порядке оспорен не был, недействительным не признан, в период работы ответчика в вышеуказанных организациях требований об освобождении предоставленного в пользование спорного жилого помещения ему не предъявлялось, напротив, в июле 2017 года ответчику предложено заключить договор найма спорного жилого помещения на дальнейший период, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о прекращении Тимофеевым С.О. права пользования спорным жилым помещением и выселении его без предоставления другого жилого помещения.
Поскольку требование истца о снятии с регистрационного учета Тимофеева С.О. из спорного жилого помещения является производным от основного, в удовлетворении указанного требования истцу также надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Тимофееву С.О. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова