Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.<адрес> 25 мая 2017 года
Воскресенский районный суд <адрес> в составе судьи ФИО11 при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, прокурора <адрес> в защиту законных прав и интересов ФИО4, ФИО3 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился с иском в защиту законных прав и интересов ФИО4, ФИО3 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования прокурор мотивирует следующим.
В 1996 году решением совета директоров АООТ «Воскресенсксельхозтехника» административное здание АООТ, расположенное по адресу <адрес>, было передано работникам под жилье. Семье ФИО3 было выделено 45,6 кв.м. общей площади.
Распоряжением Воскресенской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р протокол заседания Совета директоров АООТ «Воскресенсксельхозтехника» был утвержден, мужу ФИО3- ФИО2 предоставлена <адрес> в <адрес>, общей площадью 45,6 кв.м. на семью, состоящую из четырех человек: ФИО2, ФИО3 и дети- ФИО1 и ФИО4 Жилое помещение было предоставлено ФИО2 и ФИО3 в связи с трудовыми правоотношениями с предприятием.
Мужу ФИО3 -ФИО2 был выдан ордер на данное жилое помещение.
Согласно техническому паспорту на данный дом, составленному в апреле 1997 года, под указанную площадь подпадают 3 комнаты площадью 13,2, 22,4 и 10,0 кв.м. ФИО10 пользовались только двумя комнатами: площадью 22,4 кв.м и 10 кв.м., так как возможности отремонтировать всю квартиру сразу не было.
Квартира № в данном доме, общей площадью 50,7 кв.м., была предоставлена ФИО6 Там же была прописана его сестра - ФИО7
В 2013 году, ФИО10 стали делать техпаспорт на квартиру, узнали, что ФИО7 в 2011 году приватизировала <адрес>. При этом комната площадью 13,2 кв.м. вошла в ее общую площадь. ФИО7 было зарегистрировано право собственности на квартиру общей площадью 64 кв.м.
В 2013 году был изготовлен паспорт на дом, площадь комнаты, которая была выделена семье ФИО10, и которую затем приватизировала ФИО7 согласно плану составила 13,4 кв.м. В последующем ФИО3 обращалась в Воскресенский районный суд с требованиями признать договор приватизации <адрес> в <адрес> недействительным в части размера общей площади, а также признать комнату площадью 13,4 кв.м. частью <адрес> в <адрес>, истребовать данную комнату из незаконного владения ФИО7 Решением от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 удовлетворены.
В 2016 году ФИО3 обращалась в КУМИ администрации Воскресенского муниципального района <адрес> по вопросу регистрации по данному адресу и приватизации. По рассмотрению вышеуказанных вопросов гражданке ФИО3 было разъяснено, что регистрацию (прописку) в жилом фонде осуществляет Отделение УФМС России по <адрес> в <адрес>, а по вопросу приватизации ее квартиры указано, что квартира не является муниципальной, соответственно не может являться объектом приватизации и в этой связи ей было отказано в приватизации.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости находящегося по адресу: <адрес> предоставленных филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Кроме того установлено, что в <адрес> имеются еще <адрес>,3,4 которые приватизированы и сведения о правообладателях в выписках из ЕГРН внесены, следовательно с гражданами проживающих в указанных квартирах были заключены договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, на основании которого в собственность приобретены <адрес>, 3, 4.
Предприятие АООТ «Воскресенсксельхозтехника» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, но при передаче жилых домов на баланс администрации Воскресенского муниципального района <адрес> жилое помещение (<адрес>) передана не была.
Таким образом, объект недвижимости расположенный по адресу: <адрес> не находится ни федеральной, ни в муниципальной собственности.
В этой ситуации, в отсутствие собственника жилого помещения, ФИО3 и ее семья не могут реализовать свое конституционное право на получение жилья в собственность в порядке приватизации.
ФИО3 пользуется вышеуказанной квартирой и несет все расходы по ее содержанию, данный факт подтверждается квитанциями по оплате.
Кроме того, семья ФИО3 не может зарегистрироваться в данной квартире в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством необходимо предоставить документ являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор, свидетельство о государственной регистрации права или иной документ). Ордер на жилое помещение выданный в 1998 году мужу ФИО3- ФИО2 поселковой администрации <адрес> в качестве основания для вселения в жилое помещение в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации таковым не является.
Таким образом, в настоящее время собственник и балансодержатель указанного жилого помещения, а также уполномоченное лицо по распоряжению данной категории жилого помещения не определены.
Бездействие администрации района препятствует надлежащей реализации установленных законом полномочий и как следствие, влечет нарушение прав граждан.
Семья ФИО3 не могут надлежащим образом закрепить недвижимое имущество на праве собственности по независящим от них обстоятельствам.
Согласно справки серия МСЭ-2006 № ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ установлена третья группа инвалидности (общее заболевание).
Уточнив исковые требования, на основании ч.1, 3 ст.225, 217, ч.3 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.2, ч.2 ст.3, ч.2 ст.15, ст.35, ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации, ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1, 2, 18 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда РФ», п.5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» прокурор просит суд признать право собственности на квартиру общей площадью 54,4 кв.м., в том числе жилой 44,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> за ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. по 1/4 доли в праве общей долевой собственности за каждым в порядке приватизации.
В судебном заседании прокурор <адрес> ФИО8, исковые требования поддержал в полном объеме.
Соистцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просят удовлетворить иск.
Представитель ответчика администрации Воскресенского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется на основе состязательности сторон.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Конституцией РФ (ст.40) закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в <адрес>» (ч.1) Объектом приватизации жилого помещения в <адрес> может быть отдельная квартира при согласии всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или жилое помещение в коммунальной квартире при согласии всех совместно проживающих в приватизируемой комнате (комнатах) коммунальной квартиры совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, находилась на балансе АООТ «Воскресенсксельхозтехника».
В 1996 году решением совета директоров АООТ «Воскресенсксельхозтехника» административное здание АООТ, расположенное по адресу <адрес>, было передано работникам под жилье. Семье ФИО3 было выделено 45,6 кв.м. общей площади.
Распоряжением Воскресенской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р протокол заседания Совета директоров АООТ «Воскресенсксельхозтехника» был утвержден, мужу ФИО3- ФИО2 предоставлена <адрес> в <адрес>, общей площадью 45,6 кв.м. на семью, состоящую из четырех человек: ФИО2, ФИО3 и дети- ФИО1 и ФИО4 Жилое помещение было предоставлено ФИО2 и ФИО3 в связи с трудовыми правоотношениями с предприятием.
Мужу ФИО3 -ФИО2 был выдан ордер на данное жилое помещение (л.д.19, 20, 23).
В соответствии с техническим паспортом помещение представляет собой три изолированные помещения с отдельным входом.
ФИО3 в 2016 году обращалась в КУМИ администрации Воскресенского муниципального района <адрес> по вопросу регистрации по данному адресу и приватизации. По рассмотрению вышеуказанных вопросов ФИО3 было разъяснено, что регистрацию (прописку) в жилом фонде осуществляет Отделение УФМС России по <адрес> в <адрес>, а по вопросу приватизации ее квартиры указано, что квартира не является муниципальной, соответственно не может являться объектом приватизации и в этой связи ей было отказано в приватизации (л.д.22).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости находящегося по адресу: <адрес> предоставленных филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
В <адрес> имеются еще <адрес>, 3, 4 которые приватизированы и сведения о правообладателях в выписках из ЕГРН внесены, следовательно с гражданами проживающих в указанных квартирах были заключены договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, на основании которого в собственность приобретены <адрес>, 3, 4.
Согласно ч.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и Федеральные законы.
В соответствии с ч.1 ст.132Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статья 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет органы местного самоуправления правом от имени муниципального образования самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Предприятие АООТ «Воскресенсксельхозтехника» ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, но при передаче жилых домов на баланс администрации Воскресенского муниципального района <адрес> жилое помещение (<адрес>) передана не была.
Объект недвижимости расположенный по адресу: <адрес> не находится ни федеральной, ни в муниципальной собственности.
В отсутствие собственника жилого помещения, ФИО3 и ее семья не могут реализовать свое конституционное право на получение жилья в собственность в порядке приватизации.
ФИО3 пользуется вышеуказанной квартирой и несет все расходы по ее содержанию, данный факт подтверждается квитанциями по оплате.
Семья ФИО3 не может зарегистрироваться в данной квартире в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством необходимо предоставить документ являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор, свидетельство о государственной регистрации права или иной документ). Ордер на жилое помещение выданный в 1998 году мужу ФИО3- ФИО2 поселковой администрации <адрес> в качестве основания для вселения в жилое помещение в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации таковым не является.
Таким образом, в настоящее время собственник и балансодержатель указанного жилого помещения, а также уполномоченное лицо по распоряжению данной категории жилого помещения не определены.
ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО2 ранее в приватизации участия не принимали, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, сведениями о регистрации истцов.
Согласно технического паспорта на квартиру расположенную по адресу: <адрес> площадь составляет 54,4 кв.м. из которой жилой 44,1 кв.м (л.д.34-36).
В соответствии со ст.7 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии со ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (в редакции 23.12.1992г.), при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
Согласно статье 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации.
Согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» государственный и муниципальный жилищный фонд подлежит приватизации.
В соответствии со ст.1Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда РФ» приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьей 2 Закона предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Статья 18 указывает, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности граждан - наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе и право на приватизацию помещений.
В силу разъяснения положений, содержащихся в пунктах 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе и долевую. При этом гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемых им жилых помещений на не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривает, что установление права на приватизацию осуществляется публичной властью, и государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений: органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.2 ст.3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Суду не представлены доказательства того, что для здания был установлен особый режим приватизации.
Согласно ч.3 ст.218 ГК РФв случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст.15 ЖК РФ объектом жилищных прав является жилое помещение (комната), которое признается изолированным и пригодным для постоянного проживания граждан.
В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не были переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, это, соответственно, нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Поэтому, если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Таким образом, истцы приобрели право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации. Истцы на законных основаниях занимают жилое помещение. Вселение и право пользование истцами жилыми помещениями никем не оспаривалось и не оспаривается, требования о их выселении никогда не заявлялись, они занимают изолированные жилые помещения длительное время, оплачивают коммунальные услуги. Право собственности должно быть зарегистрировано органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании судебного решения.
В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», <адрес> «О порядке приватизации жилищного фонда и передачи жилых помещений гражданами в государственную или муниципальную собственность в <адрес>» истец имеет право приобрести это помещение в собственность на условиях, предусмотренных указанными законами. У суда нет правовых оснований для ограничения данного права. За ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО2 следует признать право собственности на указанное жилое помещение в равных долях, в порядке приватизации.
Доказательств, которые могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, судом не добыто, несмотря на принятие всех необходимых мер по выяснению обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, прокурора <адрес> в защиту законных прав и интересов ФИО4, ФИО3 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать право собственности за ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. по 1/4 доле за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 54,4 кв.м, в том числе жилой 44,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке, через Воскресенский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня его вынесения.
Судья ФИО12