Решение по делу № 12-587/2020 от 15.07.2020

Дело №12-587/2020

РЕШЕНИЕ

г. Калининград 17 ноября 2020 года

Судья Ленинградского районного суда г.Калининграда (г.Калининград, ул.А.Невского, 29) Подушкин О.В., при секретаре Антошиной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мартынова Н. Г. на постановление начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области заместителя главного государственного инспектора Калининградской области по использованию и охране земель Захаренко О. Л. от 15.06.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

    Мартынов Н.Г. обратился в суд с жалобой на постановление начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области заместителя главного государственного инспектора Калининградской области по использованию и охране земель Захаренко О.Л. от 15.06.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, указав, что 07.07.2020 Заявитель, по почте, получил постановление административного органа от 15.06.2020 о назначении административного наказания по делу из которого следует, что 10.06.2020 должностное лицо Административного органа в отсутствие Заявителя рассмотрело материалы дела об административном правонарушении и установило в действиях Заявителя признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст.8.8. КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. По мнению должностного лица, Заявитель использует принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не в соответствии с его разрешенным видом использования. Разрешенным видом использования указанного земельного участка является использование «для строительства индивидуального жилого дома» (категория земель - земли населенных пунктов). Фактически, по мнению должностного лица, на земельном участке расположен объект блокированной жилой застройки Должностное лицо приводит ссылки на законодательство РФ и делает вывод о том, что Заявитель, являясь собственником и застройщиком указанного земельного участка, допустил нарушение требований ст.42 Земельного Кодекса РФ, что привело к использованию земельного участка не в соответствии с его разрешенным видом использования. Полагает постановление административного органа от 15 06.2020 о назначении административного наказания по делу подлежащим отмене на основании того, что в соответствии с ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи. Согласно абз. 2 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 142 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Право собственности зарегистрировано 10.10.2016. На указанном земельном участке расположен принадлежащий Заявителю жилой дом, общей площадью 95,7 кв.м., с кадастровым номером 2016 года постройки. Право собственности зарегистрировано 10.10.2016. Государственная регистрация права собственности Заявителя на указанные земельный участок и жилой дом в 2016 году осуществлялась на основании Федерального Закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в настоящее время утратившим силу. На основании положений ст. 2 указанного 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется на основании Федерального Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Статья 1 указанного 218-ФЗ содержит аналогичные 122-ФЗ нормы права о том, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Нормы 218-ФЗ не обязывают Заявителя повторно проводить государственную регистрацию уже зарегистрированного и признанного государством его (Заявителя) права собственности на указанные объекты недвижимого имущества. Таким образом, преемственность правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество означает, что ранее зарегистрированное право собственности Заявителя на объекты недвижимого имущества признается государством как легитимное. Такое право может быть оспорено только в судебном порядке. В 2014 году государство, зарегистрировав в ЕГРН право Заявителя на земельный участок и на жилой дом согласилось с тем, что такое назначение объектов недвижимости соответствует требования ЕГРН. Как указывает само должностное лицо в оспариваемом постановлении, разрешенный вид использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» допускает размещение на земельном участке жилого дома (отдельно стоящего здания, количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости). На земельном участке, согласно сведений и ЕГРН и Свидетельства о государственной регистрации права от 10.10.2016 расположен 2-х этажный жилой дом Заявителя, что полностью соответствует требованиям Закона. Законодательство РФ не содержит норм, обязывающих Заявителя постоянно вносить изменения в ЕГРН о принадлежащих ему объектах недвижимости, в соответствии с меняющимися требованиями различных подзаконных актов. Таким образом, поскольку Заявитель использует принадлежащий ему земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием - для размещения, согласно данных ЕГРН, жилого дома, то в действиях Заявителя отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения. Также указал, что как при составлении протокола об административном правонарушении 27.05.2020, так и при вынесении 10.06.2020 оспариваемого постановления, административный орган допустил существенные процессуальные нарушения положений КоАП РФ о надлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, чем лишило Заявителя возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. В силу частей 3-4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные этим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. Пунктом 10 названного Постановления разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ. является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа пои условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Как следует из текста оспариваемого постановления, протокол об административном правонарушении 27.05.2020 составлялся в отсутствие Заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола. Также в оспариваемом постановлении указано, что на рассмотрение дела Заявитель не явился, ходатайств об отложении не заявляя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело об административном правонарушении рассмотрено в его отсутствие. Между тем, из материалов дела не понятно как и по какому адресу происходило извещение Заявителя. Кроме того, в силу общеизвестных событий, связанных с введением режима обязательной самоизоляции, Заявитель, даже получив уведомление о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, никак не смог бы присутствовать на нем в силу вышеизложенного. Просит признать незаконным и отменить постановление от 15.06.2020 о назначении административного наказания по делу вынесенное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (Управлением Росреестра по Калининградской области) в отношении Мартынова Н. Г.. Производство по делу прекратить.

    В судебное заседание Мартынов Н.Г. не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, с ходатайствами о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении дела не обращался.

    В судебном заседании представитель Заявителя Николайчук В.В. доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в жалобе, дал аналогичные пояснения, просил жалобу, удовлетворить.

    Представитель Управления Росреестра по Калининградской области Лисок Г.В. с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что режим самоизоляции на территории Калининградской области был продлен Губернатором Калининградской области, Управление Росреестра является федеральной службой и приступило к работе с 12.05.2020 в связи с отменой режима самоизоляции на федеральном уровне. Извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела по существу направлялись, в том числе, по месту регистрации Мартынова Н.Г. Доводы представителя Заявителя о том, что дом Мартынова Н.Г. зарегистрирован как индивидуальный жилой дом и в связи с этим земельный участок используется по целевому назначению полагала несостоятельными, поскольку регистрация дома производилась в упрощенном порядке и так как об этом заявил сам Мартынов Н.Г., за что и несет ответственность. Регистратор при рассмотрении его заявления на место нахождения дома не выходил. Однако при проверке было установлено, что дом Мартынова Н.Г. не является индивидуальным жилым домом, а является блокированной секцией, при том, что разрешенный вид использования земельного участка именно под индивидуальный жилой дом. Просила в удовлетворении жалобы, отказать.

    Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как следует из материалов дела, 10.06.2020 постановлением начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области заместителя главного государственного инспектора Калининградской области по использованию и охране земель Захаренко О.Л. от 15.06.2020 Мартынов Н.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

    Основанием для привлечения Мартынова Н.Г. к указанной административной ответственности послужило то обстоятельство, что он использует принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером не в соответствии с разрешенным видом использования.

    В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той, или иной категории земель и разрешенным использованием способ; которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

    Положениями п. 2 ст. 8 ЗК РФ установлено, что категория земель указывается: в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

    Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

    Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

    Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

    Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.2 ст.37 ГрК РФ). При этом в силу пункта 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

    Изложенное подтверждает то обстоятельство, что правообладателям земельных участков предоставлено право самостоятельного выбора (без дополнительных разрешений и согласований) вида разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов.

    Но положения части 4 статьи 37 ГрК РФ подлежат применению в совокупности с положениями части 3 статьи 37 ГрК РФ, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

    Таким образом, хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства, так как от вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем, зависит размер земельного налога, подлежащего уплате по данному земельному участку, поскольку размер земельного налога для земельного участка зависит не только от площади этого участка и зоны, в которой он расположен, но и от вида его разрешенного использования.

    В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

    Исходя из положений части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, в единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений объектах недвижимости.

    Вид или виды разрешенного использования земельного участка относятся к вышеуказанным сведениям, и в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ относятся к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества.

    Согласно пункту 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

    При этом государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости (п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

    Таким образом, выбор правообладателем земельного участка вида разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение оформляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», путем подачи соответствующего заявления в орган регистрации права и завершается, становится публичны: юридически значимым для третьих лиц, с даты внесения таких сведений в единый государственный реестр недвижимости. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в единый государственный реестр недвижимости.

    Для земельного участка с кадастровым номером установлен разрешенный вид использования - «для строительства индивидуального жилого дома», соответствующий пункту 2.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

    В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, разрешенный вид использования «для индивидуального жилищного строительства» допускает размещение на земельном уча жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек. Данный вид разрешенного использования не допускает размещение на земельном участке объекта блокированной застройки.

    Размещение объектов блокированной жилой застройки предусмотрено кодом видов разрешенного использования 2.3 «Блокированная жилая застройка» раздела 2 классификатора «Жилая застройка».

     В соответствии с пунктом 2.3 классификатора видов разрешенного использования земельных участков блокированный жилой дом - это жилой дом, не предназначенный для раздела на квартиры, имеющий одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположенный на отдельном земельном участке и имеющий выход на территорию общего пользования.

    Жилой дом с кадастровым номером , правообладателем которого является гр. Мартынов Н.Г. полностью соответствует определению блокированного жилого дома, содержащемуся в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков.

    Таким образом, материалами дела подтверждено, что Мартынов Н.Г., являясь собственником и застройщиком земельного участка допустил нарушение требований статьи 42 ЗК РФ, что привело к использованию земельного участка не в соответствии с его разрешенным видом использования.

Учитывая изложенное, суд находит постановление начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области заместителя главного государственного инспектора Калининградской области по использованию и охране земель от 15.06.2020 о привлечении Мартынова Н.Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела Мартынов Н.Г. уведомлялся по адресу: Смоленская <адрес>, где зарегистрирован с 04.09.2018, также по адресу: <адрес>, где был зарегистрирован ранее, в том числе телеграммами.

Почтовая корреспонденция возвращена за истечением срока ее хранения.

Таким образом, доводы Заявителя о его ненадлежащем уведомлении о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, суд находит несостоятельными.

    Из материалов дела об административном правонарушении следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено за пределами периода «нерабочих дней» введенных Президентом Российской Федерации от 28.04.2020 №294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (указанный период завершился в Российской Федерации 08.05.2020).

    По истечении указанного периода, по мнению суда, Мартынов Н.Г. при условии невозможности личного участия в деле по тем или иным обстоятельствам, мог беспрепятственно наделить в установленном порядке полномочиями на получение почтовой корреспонденции, включая уведомлений, а также участие в деле об административном правонарушении иное лицо оформив соответствующую доверенность.

Кроме того постановление Правительства Калининградской области от 19.06.2020 №413 «Об отмене некоторых ограничительных мер, введенных в целях предотвращения распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции, и о внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 16.03.2020 №134» не препятствовало Мартынову Н.Г. прибыть лично в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области заместителя главного государственного инспектора Калининградской области по использованию и охране земель Захаренко О. Л. от 15.06.2020 №194/2020 о привлечении Мартынова Н. Г. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Подушкин О.В.

12-587/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Мартынов Николай Геннадьевич
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Подушкин О.В.
Статьи

КоАП: ст. 8.8 ч.1

Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
15.07.2020Материалы переданы в производство судье
20.07.2020Истребованы материалы
04.08.2020Поступили истребованные материалы
30.09.2020Судебное заседание
21.10.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
02.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее