Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 2-2450/12
Ухтинский городской суд Республики Коми
В составе: судьи Корниенко М.В.,
При секретаре Бобровой А.А..
С участием прокурора Володиной В.А.,
С участием представителя администрации МОГО «Ухта»,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта 24 августа 2012 года дело по заявлению прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о возложении обязанностей по принятию мер к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов,
У с т а н о в и л:
Прокурор г.Ухты в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд после уточнения с требованием обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» (далее МОГО «Ухта» в срок до <...> года провести лесоустройство; поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах. В обоснование требований указывая, что прокуратурой города Ухты в ходе осуществления надзорной деятельности на территории МОГО «Ухта» проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в ходе которой установлено администрацией МОГО «Ухта» не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый участки занятые муниципальными лесами не поставлены. Невыполнение администрацией МОГО «Ухта» обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности. Неисполнение возложенных на администрацию МОГО «Ухта» обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Володина В.А. на уточненных требованиях настаивала.
Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Гайдучек Т.А. требования не признала. В обоснование возражений указывая, что леса населенных пунктов располагаются на государственных землях, право собственности на которые не разграничено. Лесные участки, расположенные в границах таких земельных участков, не могут быть отнесены к муниципальным, т.к. в муниципальную собственность не передавались, соответственно, применить в данном случае ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации невозможно. В настоящее время на основании муниципального контракта от <...> года на выполнение научно-исследовательских работ по разработке документов территориального планирования МОГО «Ухта» разрабатываются местные нормативы градостроительного проектирования МОГО «Ухта»,генеральный план МОГО «Ухта», Правила землепользования и застройки МОГО «Ухта».Завершение работ по контракту планируется к концу 2012 года. После утверждения документов территориального планирования муниципального образования будут определены границы земельных участков, занятых городскими лесами (лесами населенных пунктов), выполнено лесоустройство в отношении лесов населенных пунктов, проведена постановка их на кадастровый учет и оформлено право собственности.
Представитель 3-его лица Комитета лесов Республики Коми в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, представителя администрации, представителя ГГУ «Ухтинское лесничество», изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ «Об охране окружающей среды»), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ч. 5 ст. 2 указанного Федерального закона отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территорий поселения, городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктах поселения, и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 84 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. от 06.12.2011) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (1); установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (2); установление ставок платы за единицу объема древесины (3); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (6).
В соответствии со ст. 98 Лесного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п 1.1. ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства закреплен в ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, и определен Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2001 года № 516, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным -законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ).
В ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимого имущества, кадастровую деятельность, государственную кадастровую оценку, организацию единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями, использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведения пункт 14 ч. 2 ст. 7 Закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ) и землеустройству (ст. 92 ЛК РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, в числе прочих являются необходимыми для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрено ведение уполномоченным органом исполнительной власти государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2009 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация (ч.2 ст. 91 ЛК РФ): о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
В силу статей 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых норм и формы собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, за что несут соответствующую ответственность. Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом, лесохозяйственным регламентом лесничеств и лесопарков, проектом освоения лесов. Подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В нарушение вышеуказанных требований, администрацией МОГО «Ухта» указанные требования законодательства не исполнены.
Данный факт подтверждается информацией Комитета лесов Республики Коми от <...> , в соответствии с которой все муниципальные образования Республики Коми, у которых были запрошены сведения для осуществления Комитетом лесов Республики Коми полномочий, возложенных на него ч. 5 ст. 83 ЛК РФ (ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации), не предоставили соответствующую информацию для внесения в государственный лесной реестр по причине отсутствия материалов лесоустройства и установленных прав собственности на леса, расположенные на землях населенных пунктов.
Таким образом, администрация МОГО «Ухта» не выполняет предусмотренную законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены.
Доводы представителя администрации МОГО «Ухта» о том, что леса в границах муниципального образования не разграничены, несостоятельны. Из пояснений главного лесничего ГГУ «Ухтинское лесничество» П.. следует, что леса государственного фонда имеют четкие границы, имеются схемы, карты лесов государственного фонда, все необходимые работы по лесоустройству по данному виду лесов проведены. Кроме того, в своих возражений представитель администрации указывает на работы по территориальному устройству МОГО «Ухта», которые планируют выполнить к концу 2012 года, а затем выполнить лесоустройство в отношении земель населенных пунктов, поставить их на кадастровый учет и оформить право собственности, т.е. по сути, ответчик признает требования прокурора.
Невыполнение администрацией МОГО «Ухта» обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» в срок до <...> года провести лесоустройство, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель МОГО «Ухта», на которых находятся леса, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 29 августа 2012 года.
Судья- М.В.Корниенко