63RS0007-01-2023-003763-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2023 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сабановой В.Л.,
при секретаре Апареной И.В.,
с участием помощника прокурора Волжского района Самарской области Т.Ю.Р.,
представителя административного истца - ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области П.С.В.,
без участия административного ответчика Комаровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3632/2023 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Комаровой О. С.,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения, мотивируя свои требования тем, что Комарова О.С. осуждена приговором Советского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ ( с учетом приговора Индустриального районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ), окончательно назначено Комаровой О.С. наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Комарова О.С. отбывает наказание с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за совершение в том числе тяжкого преступления, в её действиях имеется опасный рецидив.
В период отбывания наказания в местах лишения свободы Комарова О.С. допустила 16 нарушений установленного порядка отбывания наказания, имеет 2 поощрения. Мероприятия воспитательного характера посещает под руководством администрации, требования пожарной безопасности соблюдает, принимает участие в благоустройстве помещений отряда, прилегающей территории, в коллективе осужденных вспыльчива, общительная, поставлена на профилактический учет, как лицо склонное к совершению суицида и членовредительству, поставлена на профилактический учет, как лицо склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, в том числе к мошенническим действиям с использованием средств сотовой связи, имеет средне-профессиональное образование, к учёбе относилась удовлетворительно, трудоустроена, к труду относится добросовестно, требования ст. 106 УИК РФ выполняет под контролем администрации.
ДД.ММ.ГГГГ Комарова О.С. признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
ДД.ММ.ГГГГ переведена из строгих условий отбывания наказания на обычные условия отбывания наказания.
В связи с этим, начальник ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области просит установить в отношении Комаровой О.С. административный надзор сроком на 8 лет и установить следующее административное ограничение: 1 раз в месяц являться на регистрацию в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения.
Представитель административного истца - ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик Комарова О.С. в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, не желала участвовать в судебном заседании, о чем суду предоставила расписку.
Помощник прокурора Волжского района Самарской области в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Заслушав представителя административного истца, заключение помощника прокурора, полагавшего удовлетворить административное исковое заявление, изучив материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).
Статьей 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 № 41) за признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи.
Исходя их разъяснений, содержащихся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 № 41), в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона № 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 5 названного закона).
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 218-ФЗ) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ч. 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом в судебном заседании Комарова О.С. осуждена приговором Советского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ 9 с учетом приговора Индустриального районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ), окончательно назначено Комаровой О.С. наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Данным приговором в действиях Комаровой О.С. установлен опасный рецидив преступлений.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время осужденная Комарова О.С. отбывает наказание в виде лишения свободы, в том числе и в ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ Комарова О.С. признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
ДД.ММ.ГГГГ осужденная Комарова О.С. подлежит освобождению из ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области по отбытии срока наказания.
Осужденная Комарова О.С. имеет регистрацию по адресу: <адрес>.
Таким образом, установлено, что Комарова О.С. осуждена за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, имеет непогашенную и неснятую судимость, за время отбывания наказания признавалась злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Срок административного надзора 8 лет определяется судом, в соответствии с требованиями ст. 5 Закона № 64-ФЗ, а также п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 218-ФЗ).
В силу ч. 3. ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора.
Как усматривается из представленной в материалах дела характеристики, выданной ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области, за отбытый срок Комарова О.С. допустила 16 нарушений установленного порядка отбывания наказания, имеет 2 поощрения. Мероприятия воспитательного характера посещает под руководством администрации, требования пожарной безопасности соблюдает, принимает участие в благоустройстве помещений отряда, прилегающей территории, в коллективе осужденных вспыльчива, общительная, поставлена на профилактический учет, как лицо склонное к совершению суицида и членовредительству, поставлена на профилактический учет, как лицо склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, в том числе к мошенническим действиям с использованием средств сотовой связи, имеет средне-профессиональное образование, к учёбе относилась удовлетворительно, трудоустроена, к труду относится добросовестно, требования ст. 106 УИК РФ выполняет под контролем администрации.
ДД.ММ.ГГГГ Комарова О.С. признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
ДД.ММ.ГГГГ переведена из строгих условий отбывания наказания на обычные условия отбывания наказания.
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, учитывая совокупность предоставленных доказательств, обстоятельства, характер допущенных нарушений, последующее поведение административного ответчика в исправительном учреждении, приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявление начальника ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Комаровой О.С. на срок 8 лет.
Вместе с этим суд считает, что административное ограничение, предлагаемое истцом установить административному ответчику при административном надзоре, предусмотренное ст.4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ - в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации, является обоснованным, так как оно предлагается с учетом личности осужденной, обстоятельств совершения преступления, её поведения в период отбытия наказания, с целью выявления и устранения причин, способствующих совершению преступлений, и также для оказания воспитательного воздействия в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
Суд считает возможным установить в отношении Комаровой О.С. административное ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. При этом суд считает возможным оставить число явок на регистрацию в ОВД 1 раз в месяц в целях содействия в трудоустройстве Комаровой О.С., поскольку срок административного надзора является длительным.
Суд также полагает необходимым разъяснить, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратится в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-28 УФСИН России по Самарской области к Комаровой О. С. об установлении административного надзора - удовлетворить.
Установить в отношении Комаровой О. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> административный надзор по приговору Советского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ сроком на срок 8 (восемь) лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Одновременно установить Комаровой О. С. следующее административное ограничение:
-Обязательная явка 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия через Волжский районный суд Самарской области.
Судья В.Л. Сабанова