Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4045/2015 ~ М-3546/2015 от 23.06.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30.07.2015г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи                         Орловой Т.А.,

при секретаре                                 Литвиновой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействия Центрального Банка РФ и Правительства РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Центрального Банка РФ и Правительства РФ, в котором указала, что в силу статьи 114 Конституции РФ, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Статьей 4 Федерального закона от дата № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику. Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Статьи 3 и 34.1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 75 Конституции РФ гарантируют, что основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло контролировать и сглаживать любое воздействие изменений внешнеэкономических и других условий на курс рубля и экономику в целом. До 5 ноября 2014 года при достижении стоимостью бивалютной корзины верхней или нижней границы операционного интервала (т.н. валютного коридора) Банк России осуществлял валютные интервенции без ограничения по объему. Однако с 10 ноября 2014 года Банк России вне пределов своих полномочий упразднил действовавший механизм денежной курсовой политики, полностью отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные валютные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами. В результате указанных действий курс рубля относительно иностранной валюты формируется произвольно и неконтролируемо под воздействием рыночных факторов. В нарушение требований законодательства Банк России и Правительство РФ незаконно бездействуют, что выражается в том, что указанные органы не защищают рубль и не обеспечивают его устойчивость; не поддерживают покупательную способность рубля, не регулируют курс рубля по отношению к другой иностранной валюте, не обеспечивают валютный коридор, не проводят единую выдержанную государственную денежно-кредитную политику. Последствием незаконного бездействия указанных лиц является обвал курса национальной валюты (официальное падение рубля по отношению к доллару США за период с дата. по дата. составило 64 процента или *** рублей). При этом были нарушены охраняемые законом права и свободы заявителя, поскольку у заявителя имеются неисполненные гражданско-правовые обязательства в иностранной валюте по кредитному договору № №... от дата., заключенному с ФИО6 который договором уступки прав требования уступлен ФИО7 датаг., согласно которому ежемесячный платеж в иностранной валюте составил *** доллара США. Вследствие бездействий заинтересованных лиц заявитель испытал уменьшение своего финансового благополучия. Просит признать незаконным бездействие Центрального Банка РФ и Правительства РФ, выразившееся в отсутствии защиты и обеспечения устойчивости рубля в рамках единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики, и обязать устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя путем возврата к механизму денежной курсовой политики с границами операционного интервала бивалютной корзины.

В судебное заседание ФИО2 не явилась, до начала заседания представила ходатайство, в котором просила рассмотреть заявление без ее участия.

Представитель Правительства РФ, выступающий от имени Министерства РФ на основании Приказа Министерства финансов РФ и Федерального казначейства РФ № №... от дата. – ФИО4, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что заемщик по валютному кредиту, рассчитывая на более низкий процент по кредиту, сам несет риски по изменению курса валют в период кредитования.

Представитель Центрального Банка РФ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание заявителя и должностного лица, действия которого обжалуются, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснениями, к «бездействию» относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу статьи 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Согласно п.7 ст.14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Статьей 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", таможенные органы и налоговые органы.

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, в ходе рассмотрения заявленных требований судом не установлено бездействия со стороны лиц, чье бездействие обжалуется заявителем, не установлено отсутствие защиты и обеспечения устойчивости рубля в рамках единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики.

В обоснование заявленных требований ФИО2 ссылается на нарушение ее прав и свобод бездействиями указанных уполномоченных органов, что выражается в уменьшении ее имущества в результате имеющихся гражданско-правовых обязательств в иностранной валюте по кредитному договору № №... от дата., заключенному с ФИО8 который договором уступки прав требования уступлен ФИО10 датаг.

Вместе с тем статья ст. 1 ГК РФ предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу положений ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

С учетом изложенного, заявителем самостоятельно, в своей воле и интересе были приняты на себя обязательства перед Банком по указанному кредитному договору. Доказательств, свидетельствующих о наступлении для заявителя каких-либо неблагоприятных последствий в результате изменения курса иностранной валюты по отношению к рублю в ходе исполнения указанного кредитного договора, в материалы дела не представлено, равно как и доказательств, подтверждающих, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению ее прав.

На основании изложенного, суд оставляет заявленные требования ФИО2 без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 04 августа 2015г.

Судья (подпись)             Т.А. Орлова

Копия верна

Судья                         

Секретарь

2-4045/2015 ~ М-3546/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Поварова Е.Д.
Ответчики
Правительство РФ
Центральный банк РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Орлова Т. А.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
25.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2015Передача материалов судье
15.07.2015Предварительное судебное заседание
30.07.2015Судебное заседание
04.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2015Дело оформлено
08.09.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее