Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-584/2013 ~ М-423/2013 от 21.02.2013

дело №2-584/2013

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 марта 2013 года                                                                      г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Орловой С.Н., при секретаре Смирновой Э.В., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к Богданову А.М., Занченко И.В., Иванову В.Е. о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с данным иском к ответчику. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой г.Димитровграда проверкой выявлены факты нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ответчиковю

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №171-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Доступность для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур также относится к категории социальной поддержки инвалидов.

Одной из объективно сложных проблем, с которой приходится сталкиваться людям с инвалидностью по зрению на территории г.Димитровграда при реализации своих прав на здравоохранение, социальную защиту, образование, труд, досуг, является проблема обеспечения беспрепятственного доступа незрячих и слабовидящих к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур. Невозможность самостоятельного перемещения в современном городском пространстве, посещения социально-значимых учреждений (школ, больниц и др.) без посторонней помощи, существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью по зрению.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами РФ, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием, пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров, лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше и ниже этажа основного входа в здание первого этажа со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта, специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях, звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы, телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтиреумых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами, местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации, санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках и местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов.

Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м. до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

Для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша контрастным цветом выделяется нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступени. Рекомендуется окрашивать ступени в желтый или белый цвет. На полотнах дверей (на прозрачных обязательно) следует предусматривать яркую контрастную маркировку, расположенную на уровне 1,2 м. – 1,5м. от пола: прямоугольник 10х20 см. или круг диаметром 15 см. желтого цвета.

В ходе проведенной прокуратурой г.Димитровграда проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в зданиях магазина «***», расположенного по адресу г.Димитровград пр.***, ***, принадлежащего ответчикам, выявлены нарушения указанного законодательства.

Магазин строительных материалов ответчика относится к социальной инфраструктуре и должен быть доступен для использования инвалидами.

Просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в неисполнении требований законодательства о социальной защите инвалидов, и обязать Богданова А.М., Занченко И.В., Иванова В.Е. выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов:

-выделить контрастным цветом (желтого или белого цвета) нижнюю ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша в здании, расположенном по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, пр.***, ***.

-нанести яркую контрастную маркировку (желтого цвета) в виде кругов или прямоугольников на полотна входных дверей помещений, расположенных по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.***, д.** и ул.***, д.**.

В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Душкова К.Б. исковые требования уточнила, просила обязать Богданова А.М., Занченко И.В., Иванова В.Е. выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов -выделить контрастным цветом (желтого или белого цвета) нижнюю ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша в помещении магазина «***» цокольного этажа здания по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, пр.***, ***.

Ответчики Богданов А.М., Занченко И.В., Иванов В.Е. в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела. Богданов А.М. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ответчики Занченко И.В., Иванов В.Е. о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, возражений по существу исковых требований не представили.

Представитель Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Представитель ответчика Богданова А.М. Кузнецов О.Е., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, пояснил, что помещение магазина «***», расположенном в цокольном этаже здания по адресу пр.***, д. *** по пр.*** г.Димитровграда, на праве общей долевой собственности принадлежит ответчикам. После получения искового заявления прокурора на полотна входных дверей магазина была нанесена контрастная окраска в виде кругов желтого цвета. Окраска части крыльца и ступени лестничного марша будет произведена при наступлении теплого времени года.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находитисковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Из представленных суду свидетельств о государственной регистрации права следует, что ответчикам Богданову А.М., Занченко И.В., Иванову В.Е. на праве общей долевой собственности, по 1\3 доли каждому, принадлежит нежилые помещения по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, пр.***, ***, в том числе помещения подвала № *-**,**,**.

Судом установлено, что в указанном помещении, вход в который осуществляется отдельно от помещения 1-3 этажей здания по адресу пр.***, д. ***, осуществляется деятельность по розничной продаже строительных материалов.

Из материалов дела усматривается, что помещение магазина ответчиков не в полной мере соответствуют требованиям законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения.

Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) дается понятие инвалида: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу ч.4 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, в отношении инвалидов действующим законодательством предусмотрены меры социальной защиты, выражающиеся в системе гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п.3.6 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Согласно п. 3.21 СНиП 35-01-2001 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

В соответствии с п. 3.25 СНИП 35-01-2001 на прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2011 N 712н "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" в части реализации в 2011 - 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации" предусмотрено оборудование (оснащение) входной зоны помещения, крыльца, тамбура, вестибюля подъезда, путей движения (лифт, лестница), в том числе оборудование специальными приспособлениями (пандусы, опорные поручни, аппарели, подъемники, места крепления колясок, светозвуковые информаторы путей движения внутри зданий, тактильные полосы перед лестницей, контрастная окраска крайних ступеней, дверные проемы со звуковым маяком).

В соответствии с п.7.1 СП 35-101-2001 « Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» информационные устройства, средства и их системы в общественных зданиях и сооружениях предназначены для облегчения пользователям ориентации в архитектурной среде зданий и сооружений. В соответствии с этим, применяются средства сигнализации для маломобильных групп населения - цветографические сигнальные устройства, в том числе сигнальные цвета, цветовая разметка, контрастные цветовые полосы, звуковые сигнальные устройства- звуковые маяки.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, вход в магазин «***», расположенный по адресу г.Димитровград пр.***, д.***, специальными средствами для беспрепятственного доступа инвалидов не оборудован: нижняя ступень и часть крыльца лестничного марша контрастным цветом не выделены.

Ответчики каких-либо возражений на исковые требования не представили, доказательств соответствия используемых помещений требованиям закона и их приспособленности для жизнедеятельности маломобильных группы населения ( слабовидящих граждан) не представили.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора г.Димитровграда подлежащими удовлетворению. Поскольку нарушения законодательства о социальной защите инвалидов не устранены, следует признать незаконным бездействие собственников помещения магазина «***» Богданова А.М., Занченко И.В., Иванова В.Е. по неисполнению законодательства о социальной защите инвалидов в нежилом помещении цокольного этажа, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, пр.***. д. *** и возложить обязанности по их устранению.

Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчиков в доход местного бюджета на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере по ** руб. ** коп. с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Богданова А.М., Занченко И.В., Иванова В.Е. по неисполнению законодательства о социальной защите инвалидов при эксплуатации нежилых помещений, используемых для размещения магазина.

Обязать Богданова А.М., Занченко И.В., Иванова В.Е. в срок до 1 мая 2013 года осуществить мероприятия по обеспечению доступности помещений магазина «***», расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, пр.***. д. *** для маломобильных групп населения, в том числе выделить контрастным цветом (желтого или белого цвета) нижнюю ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша.

Взыскать с Богданова А.М., Занченко И.В., Иванова В.Е. доход местного бюджета государственную пошлину в сумме по ** рублей ** копеек с каждого.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 29 марта 2013 года.

Судья подпись С.Н.Орлова

Решение вступило в законную силу 07.05.2013.

2-584/2013 ~ М-423/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Димитровграда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Богданов А.М.
Иванов В.Е.
Занченко И.В.
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Орлова С. Н.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
21.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2013Передача материалов судье
22.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2013Судебное заседание
29.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2014Дело оформлено
29.04.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее